Лекция №1,2. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

кафедра №30 «Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин»

Тезисы лекции по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»



Культура как система

В культурологии исследуются такие и структурные элементы как мировая и национальные культуры, классовая, городская, сельская, духовная и материальная.

К мировой культуре относят все лучшие достижения национальных культур ставших общечеловеческим достоянием. Национальная культура это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп определеннного общества. Своеобразие национальной культуры проявляется в языке, литературе, искусстве, религии, в способах ведения хозяйства.

В соответствии со своими носителями культура разделяется на субкультуры – культуры социальных общностей (молодежная, городская, сельская, профессиональная и т.д.)

Условно культуру разделяют на материальную и духовную. Они сосуществуют в единстве, но между ними есть различие.

Культура формирует человека и воспитывает его. По содержанию и влиянию воспитывающего культуру подразделяют на прогрессивную и реакционную.

Таким образом культура сложна и многогранна. В единую систему понятия культуры входят образование, наука, искусство, религия, мифология, нравственность, политика, право и т.д.

 

Природа и культура

Культура начинается с воздействия человека на природу. В самом ее понятии заложена надприродное, искусственное, созданное человеком. В человеке, заложены природные(биологические) качества и культурные(воспитание, образование, чичностные характеристики). Природа оказывает влияние на культуру создаваемую человеком. От нее зависит как будет складываться культура-способы хозяйства, особенности национальной культуры.человек принадлежит природе и культуре. Природа это среда человек, вне ее он не способен существовать как биологический вид. Культура со своим развитием опосредует отношения человека и природы, нарастает степень отчужденности природы и человека. Вмешательство человека в природу приводят к разрушениям и катаклизмам в природе. И сегодня необходимо для сохранения равновесия развивать экологическую культуру. Задача экологической культуры – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, создание из этих отношений системы ценностей.

 

Культура и общество. Культура и личность

Культура взаимодействует с обществом (социзмом). Некоторые исследователи считают, что культура возникла под воздействием запросов и потребностей общества. История человечества более широкое понятие, чем культура. В истории человечества были и процессы возникновения и разрушения культур, в ней был и прогресс и регресс, конструктивное и деструктивное.

Общество создает условия для социального развития человека, как личности. А личность несет в себе печать конкретной культуры и конкретного общества. Общество может подавлять или стимулировать развитие личности.

Вне культуры человек не может существовать и реализовываться. Через культуру человек приобщается к ценностям культуры, и на этой основе создает себе фундамент своего творчества. Культура живет благодаря творческой активностей человека, если человек отварачивается от созидающей и творческой деятельности, отказывается от ценностей культуры, то культура гибнет. Когда человека уже не удовлетворяет и стесняет старое, то он начинает создавать новое. Но на такие действия способны немногие – это гении и таланты, их деятельность позволяет большинству создавать новое в культуре.

 

Политическая культура      

Понятие политической культуры было введено в середине 50-х гг. ХХв. американским ученым Т.Алмондом. Политическая культура – это сфера культуры, связанная с организацией и воспроизведением отношении между членами общества по поводу власти. Структура политической культуры следующая:           

1. знание о политической системе, ее роли и носителях этой роли;

2. отношения, чувства к политической системе и его представителям;

3. оценка политической системы опирающаяся на ценностные и стандартные критерии.

Выделяют три типа политической культуры:

1. патриархальная, для нее характерно полное отсуствие знаний о политике;

2. подданическая политическая культура, она характеризуется низкой индивидуальной политической активностью членов общества;

3. активисткая политическая культура, когда члены общества являются участниками в политике, формируют свои политические требования.

В чистом виде эти типы не существуют.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, стиль и формы межпартийной борьбы и др.

 

Культура и цивилизация

Слово " цивилизация " произведено от латинского "civilis" - гражданский, общественный, государственный . В 17-18 вв "цивилизованность" понималось как противоположность " династии " . Французский философ Гольбах понимал цивилизацию как процесс совершенствования образа жизни . Мыслители эпохи просвещения полагали что общество становится более цивилизованными по мере того как в нем воцаряется разум, наука , просвещение , социальная справедливость , законность . В 19 в под цивилизацией понимался не только исторический процесс но уже достигнутое состояние общества Ф.Энгельс, Л.Морган и др. рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующего за дикостью и варварством. На этой ступени возникают различные формы ступени общества то получила признание мысль о существований разных цивилизаций. К концу 19 в вера в прогресс европейской цивилизаций поколебалась ( К.Маркс, Ф.Ницше ) стали говорить что европейская цивилизация порождает тенденций ведущие к разложению и упадку человеческой культуры. Постепенно культуру и цивилизацию стали отличать. Цивилизация стала представляться как совокупность материальных и социальных благ доставляемых человеку развитием общественного производства.  

Культура и цивилизация стали противопоставляться ( О.Шпенглер, Г.Зиммель и др.) С этой точкой зрений культура создает средства и способы развития  духовного начала человека она направлена на формирование и удовлетворение духовных запросов цивилизация же снабжает людей средствами существования на удовлетворение их практических нужд . Культура - это духовные ценности , образование , достижения науки , философии искусства, а цивилизация это – степень технологического, хозяйственного, социально-политического общества. Культура облагораживает и воз0вышает душу , а цивилизация обеспечивает комфорт его телу. Таким образом цивилизованный человек это не обязательно культурный человек. Культурный человек внутренние установки личности у которой достижений человеческой культуры превратилась во внутренние черты, диктующие его бытие мышление и поведения. Цивилизованный человек обладающий лишь внешней культурой тот. Состоит в соблюдений норм правил приличия, принятых в Цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке могут скрываться дикарь, зверь.

Понятия цивилизаций может означать

-исторический процесс совершенствования жизни общества  (Гольбах.)

-образ жизни общества после выхода его и первобытного варварского состояния (Морган)

-материальную утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Г.Зиммель)

Основные термины и понятия

Духовная культура, общество, материальная культура, личность, мировая культура, индивид, национальная культура, субкультура, массовая культура, элитарная культура, правовая культура, политическая культура

Литература

Основная

1. Тимошинов Н. Культурология. А., 2000

2. Маркова А.Н. Культурология. А., 1999

Дополнительная

1. Кравченко А. Словарь по культурологии. М., 2000

2. Радугин А.А. Культурология. М., 1997

 

Культура Древнего Египта

Слово происходит от древнегреческого наименования «Айгюптос», современные египтяне называют свою страну «Миср», древние же называли свою страну «Кемет (черная)». История Египта делится на следующие периоды: Древнее царство – 2900-2270 годы до н.э.; Среднее царство – 2100-1700 гг до н.э.; Новое царство – 1555-1090 гг до н.э.

В религии Египта был политеизм (многобожие). Это объяснялось, что по представлениям египтян бог не имеет конкретной сущности и проявляется во многом. Но основным богом считался Ра – солнечное божество, которое в разное время суток имел разные названия – Атум на закате, в зените Ра, на восходе Хепри. Одним из почитаемых богов Египта был Птах – покровитель воды, разума и земли, создатель всего сущего. Почитаемыми были также боги Осирис и Исида. Осирис умирающей и воскресающей природы, покровитель царства мертвых, его жена и сестра Исида – богиня благородия, воды. Их сын Гор – царь Египта. Поклонялись также богине истины и порядка Маат, богу луны и письменности, счета Тот. Из животных поклонялись кошке Баст, крокодилу Себеку, быку Апису и другим. В 14 веке до н.э. фараон Аменхатем IV провел религиозную реформу и ввел единобожие, поклонение одному солнечному диску Атону и сам принял имя Эхнатону, но после смерти фараона Египет вновь вернулся к многобожию.

Важнейшей чертой культуры Древнего Египта является протест против смерти. Египтяне отрицали смерть, верили в бессмертие души и это определило их мировоззрение. Эта мысль нашла свое яркое и конкретное выражение лишь в египетской цивилизации и породило заупокойный культ. По египетским представлениям каждый человек несколькими характеристиками – Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – имя, Ах – приведение, Ба – сущность, Ка – душа. Главная роль принадлежит Ка, именно ему предстоит вновь соединиться с телом и воскреснуть. Со смертью погибает лишь материальная часть, а душа вечна. Но для этого необходимы определенные условия: построить для души защищенное место усыпальницу (в пирамиду), подготовить и сохранить тело (мумифицировать) и через 70 дней он воскрешал и жил отныне вечно. Весь путь к воскрешению египтяне описали в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире».

Искусство и архитектура. Памятниками древнеегипетского искусства является статуя фараона Амененхета III, стелла вельможе Хунена, голова фараона Сенусерта III, рельеф с изображением фараона Тутанхамона. Все они являются шедеврами изобразительного искусства, в котором египтяне огромного мастерства. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство. За пределами Египта ценились ювелирные изделия из золота, серебра, слоновой кости. Они изобрели стекло, фаянс, глазурь. Пирамиды высшее достижение египетской цивилизации. Самой древней пирамидой является фараона Джосора, самой большой – Хеопса, пирамида Хефрена знаменита тем, что перед ней расположена статуя сфинкса – существо с телом львом и головой человека.

В искусстве египетские мастера строго придерживались канона – свода правил и норм, которые необходимо соблюдать при изображении людей. Правила канона соблюдались неукоснительно при изображении фараонов и вельмож. Если же это были изображения простых людей, то допускались творческие решения.

Наука в Древнем Египте занимала важное место и определялась материальными потребностями хозяйством, строительством, военным делом. Математика развивалась из потребности сельского хозяйства. Они умели производить сложные математические действия - +,-,*,/. А также умели вычислять площадь круга, поверхность полушара, шара и др. Они составили точный календарь, наблюдая за светилами, год состоял из 365 дней, делился на три сезона по четыре месяца. Они составили звездного неба, каталоги звезд, изобрели часы – водяные, маленькие карманные, нашейные солнечные часики. Мумификация трупов способствовала развитию медицинских знаний, особенно хирургии. Они создали учение о кровообращении и сердца, создавали лечебники. Развита была история, где велось подробное описание событий и хронологий.

 

Культура Двуречья.

В долине между реками Тигра и Ефрат в 4 тысячелетии до н.э. появилась такая же как в Египте развитая культура. Она получила название культуры Двуречья (Месопотамия). В отличие от Египта Двуречь сменили друг друга несколько государственных образований – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Цивилизация Двуречья это культура городов-государств – Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, Вавилон. Большинство городов основано шумерами и поэтому культуру Двуречья иногда называют шумерской. Шумеры оказали огромное влияние на культуру Двуречья. Они являются изобретателями письменности – клинописи, надписи на глиняных табличках, которые имели клиновидную форму и дали название этой письменности. Они впервые в человеческой истории создали поэму «Золотой век». Написали эллегии, создали первый библиотечный каталог. Шумеры авторы медицинских книг, сборников рецептов. У шумеров была развита математика, они являются авторами 60-тиричной системы исчисления, т.е. 60 минут, 50 секунд и т.д.

Шумерская мифология оказала огромное влияние на последующие религии. Миф о потопе и сотворения мира, о котором рассказывается в библии является шумерским. Шумеры интересовались музыкой и являются изобретателями свирели, флейты, бубны, арфы. Ранними шумерскими богам были Ан, Энлиль, Энки. Ан бог неба, отец всех богов. Энлиль – бог ветра, воздуха и пространства от земли до неба. Энки – бог океана, пресных вод. Почитаемыми божествами также были бог луны Нанн, его сын бог солнца Уту, богиня плодородия и плотской любви Иштар, ее супруг Таммус, владыка царства мертвых, ниргал и др.

Наследницей культуры шумеров стал Вавилон. Вавилонское царство достигло своего рассвета при царе Хаммурапи. Законы Хаммурапи первый во всемирной истории сборник законов. Верховным божеством вавилонского пантеона был бог Мардук. Он являлся покровителем города. Памятников архитектуры Двуречья совсем мало, т.к. страна бедна камнем и использовался в основном сырцовый кирпич. Но в истории остались миф о Вавилонской башне, о Висящих садах царицы Семирамиды.

Древняя Индия.

Индия была заселена с глубокой древности уже в III тыс.до н.э. в долине р. Индия возникла развитая культура Хараппы, которая стала основой для дальнейшего развития культуры Индии. Основными центрами развития культуры Хараппы были города. Крупнейшие из них Хараппа и Мокенджо-Даро.

Сведения о культуре древней Индий последить сложно, так как в Индии не велось хронологических записей, материалы собирались в основном из сохранившихся литературных источников, эпосы и религиозных текстов.

Города эпохи Хараппы представляли собой прямые улицы, с 2х-3х этажными зданиями. Из обожженного кирпича, благоустроены. Вне центра находились зернохранилища, цитадели, культовые сооружения. Культура эпохи Хараппы знала металлургию бронзы-орудия труда, оружие, предметы быта.

К середине ІІ тыс. до н.э. в Индию вторгаются племена ариев и История Индии становится непрерывной целью войн между древнеиндийскими государствами.

В конце VI до н.э. Индию покорил персидский царь Дарий І и Индия вошла в состав государства Ахеменидов.

В 327 г.до н.э. Индию уже завоевывает войско А.Македонского позже в результате восстания против войск А.Македонского было основано государство Маурьев. В 187 г. до н.э. династию Маурьев сменила династия Шунга, а с начала І в. племена шаков или кушанов покоряют Индия и она вошла в состав Кушанской империи, позже в V в.н.э. на Индию нападают племена Гуннов.

Таким образом, Индия неоднократно подвергалась завоевательным войнам, но народы, приходившие в Индию не только влияли на культуру Индии но и сами воспринимали Индийскую культуру.

В культуре Индии самыми значительными явились религии. Они возникали и преемственно развивались на основе друг друга и продолжают оставаться в современных религиозных воззрениях Индийские религии оказали влияние на всю Юго-Восточную Азию, Китай, Японию.

Философия, мировоззрение этих религий являются, интересными и в наши дни, все больше людей обращаются к их изучению и становятся их последователями.

Самым ранним религиозными верованием обычно относят ведизм, который представлен в собрании 4 текстов-вед: Ригведа (книга гимнов). Самаведа, и Яджурведа (сб. молитвенных заклинаний и обрядов). Атхарваведа-самый поздний сборник песнопений и магических заклинаний. Ведические боги подразделялись на асуров (злые духи) и дэвов (добрые духи).

В ведизме были заложены дальнейшие представления. Мир это иллюзия, есть только Абсолютный Дух.

В н.І тыс. до н.э. в Индии складывается брахманизм. В этот период в Индии складываются Варны (касты). Всего их 4-брахманы (жрецы), вайшьи (земледельцы и скотоводы); кшатрии (князья и войны); шудры (слуги).

Касты произошли из разных частей тела бога Брахмы-брахманы из уст; кшатрии из рук; вайшья из бедер, шудры из ступней.

Деление на касты сохранилось в Индии и до наших дней, немного видоизменилось но кастовое сознание живет еще в современных индейцах.

В основе брахманизма признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Подлинная реальность-существование мирового духа (Брахмы). Жрецы утверждают, что безроогостность и покорность, отсутствие завести позволяют душе возродиться в более высоком общественном положении и наоборот.

Теоретической основой брахманизма стало учение о карме. Оно гласит судьба человека зависит от его прежней жизни, человек сам создает свою судьбу. Брахманская литература представлена в религиозных трактатах – Упанишады. В них отражены 6 философских систем-формы толкования истины.

Это Миманса, Веданта, Санкхья, Ньяя, Иога, Вайшека.

В VI-V в.в. до н.э. в Индии распространяется буддизм. Основателем его является принц – Сиддхартха. Гаутама Шакьямуни-Будда (просветленный). По преданию Будда явился на землю, чтобы выполнить спасительную миссию указать путь избавления от страданий. При рождении ему предсказали религиозный подвиг. Его отец не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил ребенка роскошью, дал блестящее образование, женил на красивой девушке, которая родила ему сына. Все плохое в жизни скрывалось от принца. НО однажды он встретил больного, покрытого язвами, сгорбленного в раздумья аскета. И принц понял, что в мире существуют страдания. Он ушел из дома, семь лет провел в отшельничестве и открыл четыре истины:

1. Жизнь-это страдание. Человек рождается в страданиях, живет страдая и умирает в страданиях.

2. Причина страдания-желания человека.

3. Способ избавления от страданий избавление от желаний.

4. Путь избавления от желаний путь само углубления к просветлению души, путь Будды.

Буддизм не отвергает реинкарнацию, карму и сансару. Но сансара в буддизме не вечное колесо перевоплощений. Цель в буддизме выход из сансары. Для того нужно переродиться в человека, отсюда только возможен переход к нирване. Нирвана состояние без страданий, вне жизни и вне смерти. Переход к нирване зависит только от самого человека, а не от богов, боги сами подчинены законам сансары, вне зависимости от кастовой и социальной принадлежности. Простата и демократичность новой религии привели ее к успеху. В ІІІ в. до н.э. при династии Маурьев он становится государственной религией. Учение Будды глубоко нравственное. Оно учит: «Никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над собой; «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа порождает ненависть, ибо побежденный несчастен.

В буддизме выделяются две ветви-Махаяна-путь спасения для большинства, Хинаяну – путь к спасению для монахов. В Махаяну особо почитаются бодхисатвы - люди уже достигшие нирваны, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим.  

Под влиянием буддизма и брахманизма сформировался индуизм. Дать точную характеристику индуизма довольно трудно, так как он распродается на множество течений. На первый план выдвигаются боги Брахма, Вишку, Шива. Вишну- помогает людям, сообщает истину, бог создания. Шива –бог разрушения и одновременно создания, ибо разрушение это начало создания, бог Танца (чаще всего он изображается ануцющим). В индуизме сложилось учение об аватарах – перевоплощениях бога. Отсюда и почитание множества священных животных и растений коровы, рыбы, кабана человека (Рама и Кришну), река Ганг, лотос….

Почитание знаний отличительная черта Индийской культуры.

Искусство, литература наука. Древнеиндийские мастера достигли совершенства в искусстве ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись) и зодчестве. Им присущи богатство, выразительность творческая фантазия, мастерство передачи движений и чувств.

Дворец Ашоки (273-232 г.до н.э.) имел три зала, расположенных ярусами, с колоннами и роскошной отделкой. Дворец был украшен балконами и аварками, имел роскошный парк с искусственными водоемами и фонтанами.

С буддизмом связаны культовые сооружения-ступы, которые имели полусферическую форму-символ неба и бесконечности (ступа санчи-250г.до н.э.).

Развивалось пещерное зодчество (пещерный храм в Аджанте). В эпоху Маурьев, Кушанской династии и Гуптов получили свое развитие моментальная скульптура из камня.

К литературе древней Индий относят веды. К ведической литературе относят «Священные предания» – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и домашней жизни («Кама сутра»-трактат об искусстве любви).

Более 2 тыс. лет волнуют два великих произведения- «Махабхарата» и «Рамална» «Махабхарата» –эпос о борьбе за власть внутри царского рода Бхараты. В нем множество сказаний , легенд, рассуждений. «Рамаяна» повествует О победе царевича Рамы, над демоном Раваной. Герой этих двух произведений Кришна («Махабхарата» и Рама («Рамаена») –считаются воплощением бога Вшину.

Классиком индийской лирической поэзии и драматургии является Калидаса (IV-V в.в.).

В науке индийские ученые дали миру десятичную систему исчисление, современное начертание цифр, извлечение квадратного и кубического корня, число П, арифметическую и геометрическую прогрессию, дали миру шахматы.

Древний Китай.

В отличии от Индии, Китай имеет письменные источники, по которым возможно выстроить хронологию развития культуры Китая.

Древнейшие поселения появились в долине р.Хуанхэ около 5 тыс. лет до н.э. правит династия Ся, затем Шан и т.д. Правление династий, определяют исторические этапы развития Китая.

Среди них наибольший след в культуре Китая оставили династии Чжоу, Цинь, Тай и Сунн, Цин. В правление этих династий произошли экономические, исторические, культурные изменения.

Эпоха Чжоу (XI-III в до н.э.). В эпоху возникло конфуцианство.

Эпоха Цинь (221-207 г. до н.э.). При этой династии произошло объединение китайских земель, введена единая денежная система, начато строительство Великой Китайской стены.

В период правления династии Тан (VII-X в) и Сунн (X-XIII в) Китай достигает расцвета экономика и культура.

Последней китайской династией была династия Цинн которая просуществовала до 1911 г.

Религия.В Китае с самого начала не было понятия «бог». В др. Китае считали, что создателем всего сущего является Небо, которое порождает все на Земле. На небе существует множество богов, поэтому и свою страну они называли «Поднебесной».

В Китае зародились и мирно существуют по сей день три основные религии – конфуцианство, даосизм и Чань-буддизм.

Конфуцианство одна из самых оригинальных и своеобразных религий. Оно возникло в VI-V вв до н.э. и основателем его является Кун-Фу-Цзы – Конфуций. Конфуция не занимали вопросы о смысле жизни, смерти, он не писал философских трудов. Учение Конфуция это поучения. Его интересовало прежде всего условия образования государства где правят порядок, мир и благоденствие. Его поучения после смерти Конфуция ученики изложили в книге о суждениях «Лунь Юй». Учение Конфуция это условия разумного порядка в жизни людей, стремление к достижению пяти добродетелей – мудрости, гуманности, верности, почитания старших, мужестве.

Основное правило в жизни каждого должно быть соблюдение правил и обрядов, которые строго соблюдались. Конфуций высшей ценностью обьявил земное существование в стабильном обществе. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на мировоззрение и национальный характер китайцев, быт. Уже 25 веков эти идеи сохраняются и оказывается влияние на китайское общество, которое основывается на разумных нравственных принципах.

Даосизм является противоположностью конфуцианству. Основателем ее является современник Конфуция – Лао-Цзы. (книга «Дао-дэ»). Слово «дао» означает путь. Цель жизни – достижение личного бессмертия, путем физических упражнений, дыхательной гимнастики, психотехники, сексуальной гармонии. Конфуция интересовала социально-политическое устройство, а даосы обращается к природному, естественному человеку, его разуму. Человек не может изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание, отказ от активной деятельности. Теория недеяния – основной принцип даосизма.

Чань-буддизм или китайский буддизм также получил свое развитие. Чань-буддизм особую роль отводит медитации, цель которой достижение просветления.

Интересным фактором является то, что китайцы могут веровать во все три религии. В китайскых храмах стоят вместе статуи Конфуция, Будды и Лао-цзы.

Наука, искусство. В древнем Китае была развита математика, астрономия, медицина. В математике они ввели понятия отрицательных чисел, изобрели множество технических приборов – магнитный прибор, водяную мельницу, открыли секреты изготовления пороха, бумаги, шелка, фарфора.

Характерной особенностью китайской культуры является искусство каллиграфии. В искусстве каллиграфии существует множество школ, стилей и почерков. Владение каллиграфией входило в число обязательных дисциплин образованного человека.

Китайская живопись тесно связана с письмом. Художники, для создания живописных картин использовали кисть и тушь, использовали композицию, как в иероглифе. Основным жанром китайской живописи был пейзаж (горы и воды), «цветы и птицы», «люди». Занятие живописью и литература тесно связаны. На искусство Китая огромное влияние оказало учение даосизм. Оценивая живописные картины древних художников говорят о «поэтичности картин», а литературы «живописности стиха».

Развивалось также и прикладное искусство – изготовление бронзовых зеркал с очень тонкой резьбой, резьба по кости.

Отличительной особенностью искусства Китая является то, что древние мастера прежде всего подчеркивали природное, естественное. Отсюда и предпочтение к таким природным материалам как яшма, нефрит и изделиям из них. Зачастую китайские мастера просто подправлял то, что было сделано природой. И в этом также ощущают влияние даосизма.

Рассмотренные культуры оказали огромное влияние, на мировую цивилизацию, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры и продолжают оказывать свое влияние на современников, помогая познавать себя, удивляя совершенством своих достижений.

Основные термины и понятия

Заупокойный культ, иероглиф, мумия, пирамида, сфинкс, клинопись, зиккурат, брахманизм, буддизм, варны, ведизм, кафма, сансара, макаяна, хинаяна, даосизм, конфуцианство, теория недеяния, пагода

Литература.

1. В. Тимошинов. Культурология.

2. А.Н. Маркова. Культурология.

3. Т. Габитов. Культурология.

 

Религия в культуре греков .

Представления греков о происхождении жизни похожи на представления многих народов. Считали, что сначала существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос (жизненное начало). Гея породила небо – Уран, который стал властителем и супругом Геи. У Урна и Геи родились боги – титаны, один из них сверг Урана. У Кроноса были дети – Аид, Посейдон, Зевс, Деметра и Гера. Они свергли Кроноса и захватили власть и стали олимпийскими богами, которые проживали на горе Олимп. Главным богом стал Зевс – властитель неба, грома и молнии, Посейдон – бог воды, морей, Аид – владыка подземного мира. Гера стала супругой Зевса. У Геры родились боги – Геба – богиня юности, Арес – бог войны, Гефест – покровитель вулканов и кузнечного ремесла. Среди богов выделяются Аполлон – покровитель искусства, он был окружен музами по преданию проживал на горе Парнас. Его сестра – близнец Артемида – богиня охоты. Любимой дочерью Зевса была Афина, которая родилась из головы Зевса и была богиней мудрости, Афину всегда сопровождала богиня победы Ника. Богиней любви и красоты была Афродита.

Греки считали что, каждое явление природы – реки, горы, деревья имеют свое божество. Поэтому существовало множество богов. Между богами и людьми были герои, которые за свои подвиги были вознесены на Олимп – Геракл, Персей и др. Боги у Греко не были идеальными – они как и люди испытывали страдания, злобу, месть.

Искусство древней Греции. Литература. В литературе основными жанрами являлись трагедия и комедия. Театр, где ставили трагедии и комедии был одним из популярных мест. Греки устраивали соревнования, победа на них приносила огромную славу.

В греческой литературе особенно известны произведения Эсхила, Софокла и Еврипида.

До них греческий театр представлял собор, хор, одетых сатирами артистов и один чтец, который давал пояснения. Эсхиве ввел второго и получился диалог, Софокл – третьего. Благодаря их введениям и получилось театральное произведение, которое мы наблюдаем в современности. Сегодня произведения этих великих авторов исполняют все театры и они являются классическим (классическим называют произведение, которое является эталоном, образцом. Обычно его сравнивают с античными произведениями).

Скульптура и живопись. Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызывали восхищение многих поколений. Имена великих скульпторов Мирона, Фидия и Поликлета благодаря их произведениям – «Дорифор» - Поликлет, «Дискобол» - Мирон, работы Фидия в – богини Афины на Акрополе и 12 метровой Афины в Парфеноне, статуя Зевса в храме всех богов. Греческие скульпторы в первую пытались показать красоту тела, его совершенство.

До сегодняшнего дня восхищают работы Праксителя, Скопаса.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах.

Архитектура. Больших достижений в архитектуре было строительство храмов. В греческой архитектуре были три основных стиля – дорический, ионический, коринфский. Греческие города соперничали друг с другом и поэтому огромное значение придавали постройке храмов. Самые известные из них - Парфеон а Афинах, храм Ники Аптерос. В городах основные места были акрополь (храм), агора (место для торговли).

Наука и философия. Особенное развитие наука получила в период эллинизма.

К эпохе эллинизма относятся творчество Архимеда. Он создал понятие бесконечности, ввел букву π, являлся основателем теоретической механики, открыл законы гидравлики, изобрел винтовой болт, и др.

Евклид – основатель элементарной геометрии, Эратосфен установил размеры Земли. Аристарх из Самоса доказал вращение Земли вокруг Солнца.

Основателем медицины как науки стал Гиппократ. В греческих городах были созданы библиотеки, в них греки собирали сочинения различных авторов и занимались их переводами.

Огромный вклад греки сделали в философию. Труды Греческих философов до сих пор являются основными для этой науки.

Философия была жемчужиной всей древнегреческой культуры.

В Греции существовало несколько философских школ в VI в. в Греции учениками и последователями Сократа были создано несколько школ называемых «сократическими». Одна из них была школа «киников». Киники восприняли внешнюю сторону учения Сократа простоту и непритязательность его жизни, считали что во всем необходимо естественность демонстративно пренебрегали всеми нормами морали и правилами приличия.

Скептицизм возник в конце IV в до н.э. считал что видимый мир существует постольку, поскольку нам кажется. Нам кажется что он существует, а в действительности ничего не существует, наши ощущения недостоверны.

Они призваны воздерживаться от всяких суждений и волнений невозмутимость духа – это самое достойное состояние мудреца.

Скептицизм породил и особую жизненную позицию скепсис – критическое (недоверчивое отношение часто служит условием творчества и самостоятельности суждения, а сомнения – начало мышления, но в скепсисе опасна крайность. В стоицизме различают философское течение и жизненный принцип. Основатели его - Зено).

Стояки утверждали, что цель жизни жить в согласии с природой – это главная добродетель если она есть в человеке, то все остальное - дело судьбы от которой нужно не уклонятся, а спокойно следовать ее велениям.

К стоицизму близка и этика эпикуреизма. Основатель Эпикур, он ввел понятие атараксии – (невозмутимость, безмятежность) – и дальнего душевного состояния к которому должен стремится человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью и превратностями судьбы. Эпикур говорил: «Живи незаметно». Его этика рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок.

Рим

Место возникновения Римского государства Апеннинский полуостров, который греки называли Италией. По легенде Рим основали два брата близнеца Ромул и Ремул. Ромул стал первым римским царем разделил граждан на патрициев и плебеев, создал войско. Год основания Рима 753 г. до н.э. Древнейшей цивилизацией является Этруская до Рима. Происхождение этрусков до сегодняшнего дня неизвестно, но явление ее на римскую культуру очень большое. Этруски создали федерацию народов государств большой вклад внесли в развитие архитектуры, изобрели римские цифры, сегодняшний латинский алфавит.

Этрусская культура – была высокоразвита и развивалась под влиянием греческой культуры. 3 последних Римских царя были по происхождению этрусками, но затем власть завоевали Римляне.

Римская культура делится на 2 основных периода – это царский период и республиканский.

В отличии от греческой римская религия была более упрощенной и не была так богата, как греческая мифология.

Религия.В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. В религии долго сохранялись родовые и семейные культы. В религии долго сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств. О благополучии дома заботились пенаты – божества кладовых и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа – покровителя – гения. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Если им на могилу приносили немного пищи и цветы то они считались добрыми духами – маннами, если о них забывали, то они преследовали живущих, и становились злыми и мстительными лемурами. Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты – хранительницей домашнего очага и священного огня, горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, связанных с хозяйственной деятельностью. Древнейший бог марс был охранителем стад и гражданского коллектива от врагов, богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством плодородия. На религию Рима оказали влияние этрусская и греческая религия. От этрусков влияние заимствовали Юнону – этрусскую Уни, Минерву – этрусскую Минерву. От греков они взяли Зевса назвав его Юпитером, Марс отождествлялся с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной. Постепенно древние римские боги стали как олимпийские боги – Юпитер – бог неба, грома, молнии, Марс – бог войны, Минерва – богиня мудрости, Аполлон – бог солнца и света, Нептун – бог моря, Диана – богиня луны и охоты.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был двуликий Янус – божество входа, выхода и всякого начала. В число римских богов принимали и иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь Рима.

Религия Рима была практической. От богов ждали помощи в конкретных делах и поэтому очень тщательно выполняли установленные обряды и приносили жертвы, здесь действовал принцип «Я даю, чтобы ты дал». Римляне больше внимания уделяли на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовную сторону. Здесь не было священного трепета и мало затрагивала чувства верующих.

Искусство, архитектура. Архитектура.Столицу империи и другие большие города украшали храмы, дворцы, базилики, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления – травля зверей, бои гладиаторов, казни. До настоящего времени, кроме римского амфитеатра Колизея, вмещавшего около 50 тыс. зрителей в различных местах сохранялись остатки амфитеатров (Париж, Помпеи, Верона и т.д.). В городах были каменные мостовые, водопроводы (акведуки), канализация. В современном Рме до сих пор работают два древних водопровода. Остатки водопроводов сохранились в Стамбуле, во Франции, Испании, Африке. Центральные площади называвшиеся агорой (на Востоке) или форумами (на западе) были украшены статуями, арками. Особенно роскошны были форумы Рима (форум Траяна, «Пантеон»).

В Риме строились роскошные здания «терм» (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой, гимнастические залы, комнаты отдыха.

Огромное внимание уделялось строительству дорог. В Империи было 372 мощенных камнем дорог, через каждую тысячу гиаю (миля) стоял столб, который считался началом всех дорог Империи (отсюда и выражение – «Все дороги ведут в Рим»).

В результате римских завоеваний богатства потекли в Рим и др. города. Римляне старались подчеркнуть в своих зданиях идею силы, мощи и величия. Поэтому здания были мощными, украшались пышной отделкой.

При захвате греческих городов римляне вывезли много греческих скульптур, которые вызывали восхищение римлян. Они выставлялись везде. Спрос на греческие скульптуры настолько возрос, что в Рим переселили греческих скульпторов, которые делали копии. Работы греческих скульпторов дошли до наших дней благодаря копиям.

В скульптуре Рима было подражание греческим мастерам. Но в отличие от греков римские мастера старались внести индивидуальность, портретное сходство. Греки в своих скульптурах старались показать красоту тела, движения, а римляне внесли в него реализм, психологизм, трезвость взгляда на мир.

В керамике и обработке камня римские мастера достигли совершенства.

Наука.  Наука Рима также испытала влияние греков. Многие греческие ученые жили в Риме и были учителями молодых римлян.

Крупным римским ученым был Теренций Варрон. Он написал более 70 произведений, одним из главных его трудов было произведение «Древности Римского народа» - сборник о знаменитых римских деятелях, прославленных местах, обычаях и обрядах, религии в древности. Он также установил дату основания Рима – 753 – 754 г. до н.э.. Варрон в своей «Энциклопедии» изложил основы всех известных тогда наук.

В философии оставил свой след Цицерон – философ и оратор. Ему принадлежат произведения «О государстве», «Тускуланские беседы и др.

Выдающимся представителем науки был поэт – философ Тит Лукреций Кар – автор поэмы «О природе вещей». Лукреций был последователем Эпикура и Демокрита. Поэма состоит из 6 книг: первые 2 излагают учения Демокрита и Эпикура об атомах и пустотах; следующие 2 о природе «души» - которая также материальна как тело и умирает вместе с ним. В следующих двух дается картина Мира, его происхождения, возникновения человеческой культуры, описание различных явлений природы. Человек из животного состояния, собственными усилиями, без помощи богов поднялся до цивилизации, хотя и теперь еще много зла и пороков в человеческом обществе.

Особый вклад внесли римляне в развитие права. Римляне трижды покоряли мир: один раз –легионами, другой – христианством, третий – правом. Римляне впервые дали четкие определения основным понятиям социальных отношений. Законы были выражены в терминах – имущество«, «собственность», «договор» и др. им подвели конкретные жизненные ситуации.

Римляне сформулировали общие принципы законодательства, юридические акты были логически упорядочены, классифицированы и систематизированы. Право делилось на две части – публичное право, которое обеспечивает интересы государства и общества и частное право, которое регулировало отношения между гражданами. Были выделены различные отрасли права: административное, уголовное, имущественное, гражданское и др, провозглашен принцип равенства всех перед законом. Разработанные в Риме юридические понятия, нормы и принципы совершенствовались и сохранялись в течении многих веков и на них работают современные юридические системы.

Заключение. Древнеримская и древнегреческая цивилизация очень сходны с друг другом. Культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

На почве античной культуры в первые появилось и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики.

 

В женских погребениях археологи находят каменные столики – жертвенники на ножках богато украшенные резьбой. Было высоко развито прикладное искусство. Изолота, серебра и бронзы мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды.

Многие сакские могильники расположены на Алтае, в долине Иртыша и его притоков, на Северных и Южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбоготая, «царские» курганы сосредоточены в Чиликтинской долине.

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

кафедра №30 «Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин»

Тезисы лекции по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»



Лекция №1,2. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

Цель: Сформировать представление о предмете культурология. Раскрыть содержание понятий «культура» и «цивилизация» и дать обзор культурологических теорий О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Ницше и дрю

Задачи: 1. Сформировать следующие знания: основных этапах и логики развития понятия культура, об основных видах, формах и типах культуры

         2. Сформировать умение определять культуру как термин и понятие

 3. Сформировать следующие знания: культурологические теории О Шпенглера, Ф. Ницше и др

 4. Сформировать умения: находить и определять сходство и различие разнообразных культурологических теорий, различать понятия культура и цивилизация и давать им пояснение

1.1. Понятие и сущность культуры.

Понятие культуры прошло длинный путь развития. Латинское слово KULTURA первоначально употреблялось в значении «возделывание, обработка». Римский философ и оратор М.Т.Цицерон впервые использовал его в смысле «возделывание» души человека, воспитание.

И по сей день в этом понятии сохранился данный смысл, чего-то внеприродного, чего-то развитого и специально поддерживаемого.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру через которое человек создает мир и самого себя. Культура отличает человека от всех остальных существ.

На сегодняшний день до сих пор не дано однозначного определения понятия культуры. Но наиболее классическим считают определение культуры данное англ. ученым Э.Тейлором. Его суть состоит в следующем: культура- это комплекс , включающий знания, верования, законы, мораль, искусство, а также способности, приобретённые человеком как членом общества.

Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, способов их существования и взаимодействия.

Как самостоятельная дисциплина культурология одна из самых молодых, появилась лишь в 20 в. Происхождение термина «культурология» обычно связывают с именем амер. учёного Л.Уайта.

Культурология дисциплина возникшая на основе целого ряда дисциплин: философии культуры, истории культуры, социологии, этнологии и др. Культурология занимается изучением общих закономерностей возникновения и развития культуры, проблем взаимодействия культур между собой.

Материальная и духовная культура.

Материальная и духовная культуры сосуществуют в тесном единстве. Материальная- это реализация духовного, а духовное невозможно без материальной оболочки.

Под материальной культурой понимают средства производства- орудие труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Материальная культура делится на технико- технологический и предметно- продуктивные компоненты.

Материальная культура создаёт вещи и условия для жизни человека, она должна способствовать раскрытию творческого потенциала человека, развитию его способностей.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения её влияния на развитие человека.

Под духовной культурой понимают деятельность направленную на духовное развитие человека, а также результаты такой деятельности. Результатами духовной деятельности являются новые знания, духовные ценности. В сферу духовного производства входят: философия, религия, мораль, искусство, наука.

Духовную культуру образуют нормы, правила, образы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Но есть сфера человеческой деятельности, которые нельзя однозначно отнести ни к духовной, ни к материальной. Это дизайн, архитектура, экономика, экология и др.

                               

1. 2 . Функции культуры.

Культура выполняет в обществе определённые функции:

1. Преобразовательная. Деятельность человека заключается в изменении и преобразовании мира, этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности.                   

2. Познавательная. Человек не может жить в мире не зная законов его функционирования и его строения, не познавая самого себя. Результаты такого познания предмета передаются от одного поколения к другому, от одного народа ко всем другим.

3. Коммуникативная (общение). Культура не может существовать если нет общения в самых различных его сферах. Общение позволяет достичь согласованности, единства действий отдельных людей, социальных групп, культур, их взаимопонимание, общность мыслей, настроений. Ни одна культура не может существовать изолированно, она всегда взаимодействует с другими как во времени, так и в пространстве.

4. Регулятивная. Культура регулирует деятельность и поведение человека. Регуляция проявляется в морали, праве, этикете.

5. Оценочная. В ходе человеческой деятельности происходит естественный отбор ценностей, одни устаревают, на смену им приходят другие. Ценностная или аксиологическая функции отражают состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации.

6. Социализации. Культура обеспечивает процесс вхождения индивида в общество.

 

Культура как система

В культурологии исследуются такие и структурные элементы как мировая и национальные культуры, классовая, городская, сельская, духовная и материальная.

К мировой культуре относят все лучшие достижения национальных культур ставших общечеловеческим достоянием. Национальная культура это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп определеннного общества. Своеобразие национальной культуры проявляется в языке, литературе, искусстве, религии, в способах ведения хозяйства.

В соответствии со своими носителями культура разделяется на субкультуры – культуры социальных общностей (молодежная, городская, сельская, профессиональная и т.д.)

Условно культуру разделяют на материальную и духовную. Они сосуществуют в единстве, но между ними есть различие.

Культура формирует человека и воспитывает его. По содержанию и влиянию воспитывающего культуру подразделяют на прогрессивную и реакционную.

Таким образом культура сложна и многогранна. В единую систему понятия культуры входят образование, наука, искусство, религия, мифология, нравственность, политика, право и т.д.

 

Природа и культура

Культура начинается с воздействия человека на природу. В самом ее понятии заложена надприродное, искусственное, созданное человеком. В человеке, заложены природные(биологические) качества и культурные(воспитание, образование, чичностные характеристики). Природа оказывает влияние на культуру создаваемую человеком. От нее зависит как будет складываться культура-способы хозяйства, особенности национальной культуры.человек принадлежит природе и культуре. Природа это среда человек, вне ее он не способен существовать как биологический вид. Культура со своим развитием опосредует отношения человека и природы, нарастает степень отчужденности природы и человека. Вмешательство человека в природу приводят к разрушениям и катаклизмам в природе. И сегодня необходимо для сохранения равновесия развивать экологическую культуру. Задача экологической культуры – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, создание из этих отношений системы ценностей.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 227.