Известный американский антрополог Р. Липтон один из основателей теории социальных ролей ввел понятие модальной и нормативной личности.
В результате сходных процессов социализации, а практически каждое общество и государство прилагает много усилий для образования, воспитания, поддержания культурных стандартов граждан, но люди не ведут себя одинаково, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядят на первый взгляд похожими. Нормативная личность - это та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность - статистически более распространенный тип, отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью и наоборот в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все менее отходит от некоего навязанного идеального стереотипа.
Культурологическая теория
Согласно культурологическому подходу девиация возникает в результате конфликта между нормами культуры. Культурные образцы поведения могут быть основаны на нормах не общепринятой в обществе, а другой культуры (субкультуры). В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам большинства (криминальные структуры, преступные группировки). Асоциальное поведение считается нормой, а следование закону - отступлением. Член такой группы усваивает нормы субкультуры и таким образом становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Девиация согласно культурологическим объяснениям имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Другой распространенной теорией девиантного поведения является концепция «наклеивания ярлыков» - «стигматизация». Основоположниками этого подхода является американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Это направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы, при этом они не считают себя девиантами, так как их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму допущению девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. Говард Беккер в книге «Аутсайдеры» отмечает, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и так далее) навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее стремление применения другими людьми правил и санкций против нарушителей. На человеке ставится клеймо девианта, то есть стигма.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР — смертная казнь за валютные спекуляции — была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 г. и отменена только в 1994 г . Теоретики ярлыка подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника.
Таким образом, осуществляется переход от первичной девиации к вторичной. Такие исключаются из процесса социологического взаимодействия, социологическая изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формирует девиантную идентичность. Лица, совершившие девиантные действия, сопротивляются социальному контролю, в результате девиация усиливается, ответная реакция на ее усиление - ужесточение социального контроля, так образуется спираль девиантности, которая ведет к усилению незначительных отклонений.
Девиантная карьера
Некоторые социологи ввели понятие «девиантной карьеры», под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе «специфической» социализации. Г. Беккер даже выделил этапы такой «карьеры»:
Случайное нарушение норм
Дата: 2018-11-18, просмотров: 609.