Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.
Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения — мирового господства.
Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации. Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский. Н. Я. Данилевский подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» — это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т. д. Поэтому они не в состоянии выработать свои своеобразные культурно-исторические типы.
Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам. Н. Я. Данилевский насчитывает 13 «типов», или «самобытных цивилизаций»: египетский, китайский, ассиро-вавилонский (древне-семитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский, перуанский. «Культурно-исторические типы», по Н. Я. Данилевскому, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.
Почти все культурно-исторические типы, считал Данилевский, одноосновны, т. е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: например, в европейском — религиозный, в греческом — культурный, в романо-германском — общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы. Н. Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России. Таким образом, теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.
С точки зрения Н. Я. Данилевского, каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре основные фазы своего развития: первый период — «бессознательный», когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне «этнографического материала». Второй период — период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов. Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов. Третий — период расцвета цивилизации, и четвертый — период упадка. Это относительно краткие периоды. Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов являются немецкий учёный О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял восемь культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждый из этих типов, по О. Шпенглеру, вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» — т. е. способа переживания жизни, подчиняется жесткому биологическому ритму и проходит основные фазы развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».
Для того, чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в развитии культурно-исторических типов, О. Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией. Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой.
Культура — это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа. Она характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах общественной жизни — социальной и политической, религиозной и этнической, художественной и научной. Второй этап — цивилизация, характеризуется «механическим типом эволюции, представляющим собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распад. Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах, цель которых, по О. Шпенглеру, глобальное господство над миром государства-победителя. Европа, по мнению О. Шпенглера, переживает стадию цивилизации. Отсюда вывод о неизбежном скором «закате» Европы.
Продолжателем и защитником идей Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский историк, социолог и философ А. Тойнби. С точки зрения А. Тойнби, объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные, национально-государственные образования, или определенные культурно-исторические типы, которые он называет цивилизациями.
Цивилизации, по А. Тойнби, представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории, целостные системы, в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой, а также с примитивными обществами, которые еще не достигли стадии цивилизации. Это позволяет исследователю использовать сравнительно-исторический метод. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня, и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной цивилизации.
В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивилизации А. Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки — то есть определенного им, по-видимому, Богом (хотя А. Тойнби избегает такого выражения), предназначения в истории. По сути дела, концепция Тойнби представляет собой провиденциализм — учение о предопределении общественного развития. А. Тойнби выделяет шесть основных культурно-исторических типов:
1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);
2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя);
3) вторичные, дочерние цивилизации (вавилонская от шумерской, хеттская от шумерской, эллинистическая от минойской, сирийская от минойской, древнеиндийская от индийской, древнекитайская от шаньской, юкатанская от майя, мексиканская от майя;
4) третичные, дочерние цивилизации (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточно-японская);
5) застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая, османская, спартанская);
6) неразвившиеся цивилизации (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).
При объяснении причин становления и развития цивилизаций А. Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания. Решающая роль, по его мнению, принадлежит «Ответу» тех или иных народов на «Вызов», брошенный им обстоятельствами. Из этого вытекает и критерий общественного развития. Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения — физического или человеческого — в область внутреннего.
По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Основной же критерий роста — это прогрессивное движение в направлении самоопределения. Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал П.А. Сорокин.
В качестве таких типов он рассматривал социокультурные суперсистемы. В основе организаций этих суперсистем лежит мировоззрение, которое формируется на базе определенного способа познания. П. А. Сорокин видел три типа суперсистем:
1) спиритуалистическая, в которой на первом месте стоят сверхчувственная реальность и истина;
2) сенсуалистическая, в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность, ощущение;
3) идеалистическая, основанная на синтезе интуиции, разума и чувственности. Данные суперсистемы не могут быть сведены к физической реальности. Они существуют идеально, но исторически объективизируются в материальных « средствах ». П. А. Сорокин считал, что в социокультурных процессах можно вычислить ограниченное во времени линейное движение, а также установить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими.
Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются и типы социокультурных суперсистем. Основные причины изменения, согласно П. А. Сорокину, находятся внутри суперсистем. В качестве одного из важных источников изменений П. А. Сорокин называет по необходимости неполное состояние интеграции этих суперсистем.
6. Понятие социального контроля. Социальные нормы и ценности. Нормативные функции в обществе.
В процессе социального взаимодействия большинство людей совершает свои поступки, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе. Вместе с тем каждый из нас иногда нарушает эти правила, а некоторые делают это довольно часто, отклоняясь от принятых в обществе норм.
Взаимодействие с другими людьми, к которым мы привязаны различными отношениями (родства, дружбы, любви) являются важным каналом осуществления социального контроля, то есть корректирование поведения людей в соответствии с ценностями и нормами, принятыми в обществе в процессе либо межличностного, либо межгруппового взаимодействия. Именно во взаимодействии с другими людьми большинство из нас воспринимает действующие в обществе нормы, то есть переносит их в наш собственный мир в качестве стандартов поведения, соответствующих господствующим в обществе ценностям и нормам.
Сам термин социального контроля введен в социологию Г.Тардом. Первоначально социальный контроль понимался как средство возвращения преступника к нормальному поведению. Можно выделить следующие формы социального контроля:
- элементарные (в основном принудительные санкции)
- социальные институты
- общественное мнение
Социальный контроль можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры и механизма их передачи от поколения к поколению. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой людей, учреждением, институтом) то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем, выступая в качестве средства социальной регуляции поведения людей.
Социальный контроль включает два главных элемента: нормы и санкции. Нормы - это предписания по поводу того, как правильно вести себя в обществе.
Социальные нормы – это предписания. требования и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения – это некие идеальные образцы(шаблоны, определяющие поведение людей в конкретных ситуациях.
Санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенное к индивиду или группе и выраженное в любой форме (устной, письменной, формальной, неформальной).
Социальный контроль представляет собой фундамент стабильности общества. Его ослабление ведет к анархии, разногласиям и социальным беспорядкам. Поэтому социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую. Социальные нормы, действующие в обществе, различаются по своему масштабу:
1) нормы, существующие только в малых группах (семье, компании друзей) называются групповыми привычками
2) нормы, существующие в больших группах или в обществе в целом, называются общими правилами.
Все социальные нормы можно также классифицировать в зависимости от того, на сколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание (неодобрение, замечание), за нарушение других норм - жесткие санкции вплоть до ареста, тюремного заключения, смертной казни. Если расположить все нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет вид:
1) привычки;
2) обычаи;
3) традиции;
4) нравы;
5) законы;
6) табу
Нормы формируют привычки, обычаи и традиции. Привычка — это устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы. Обычай — это форма поведения, морально оцениваемая группой. Традиции представляют собой исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы приобретают правовой статус и закрепляются в законах.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.
Строже всего наказываются нарушения табу и юридических законов (например: убийство человека, оскорбление божества, государственная измена.)
Мягче всего карается нарушение привычек, будь то индивидуальные привычки или групповые (семейные). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Такого рода привычки называются неформально групповыми нормами. Механизм, контролирующий соблюдение таких норм - групповое давление. Социальные нормы выполняют в обществе важные функции:
1) регулируют общий ход социализации
2) интегрируют индивидов в группы, а группы в общества
3) контролирует отклоняющееся поведение
4) служат образцами (эталонами поведения)
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, либо стандартов поведения (обязанности, правила), либо ожидание поведения (реакция других людей) например: защита членов семьи обязанность каждого мужчины.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.