Понятие и виды социологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка социологического исследования - это процесс насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследований, определить общую логику, разработать инструментарий сбора информации и сформировать исследовательскую группу. Цель любого социального исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Социологические исследования сочетают два уровня социального знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы познания. Теория дает объяснение тому или иному социологическому процессу и указывает на то, что надо исследовать, какую конкретно проблемную ситуацию надо изучить, а методология показывает как надо исследовать, то есть дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

Этапы социологического исследования:

1 социологическое исследование начинается с его подготовки, определения целей, программы, плана, средств, сроков проведения и способов обработки информации;

2 сбор первичной социологической информации - это собранные в различной форме необобщенные сведения, записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и так далее;

3 подготовка собранной в ходе социологических исследований информации (данные анкетного опроса, интервью, контент-анализ документов и информации к обработке на ЭВМ), составление программы обработки и затем обработка данных на ЭВМ;

4 заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследований, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика или субъекта управления. 

 

      2.Программа социологического исследования

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.

Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состо­яние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование мето­дов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

 

Цели и задачи исследования.

Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем за­трат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 478.