Виды социологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от масштабности и сложности поставленных задач можно выделить три основных типа исследований:

- пилотажное (разведывательное) исследование - это наиболее простой вид конкретного социологического исследования, решает ограниченные по содержанию задачи, охватывающие небольшие исследования и обследующие совокупности от 20 до 100 человек. Этот метод отличает упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий. Разновидностью пилотажного исследования является экспресс-опрос. Такие исследования проводятся в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или ставится впервые. Оно позволяет получить оперативную социологическую информацию;

- описательное исследование дает более глубокий социологический анализ.

Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что допускает сравнение и сопоставление. В описательном исследовании может быть применен один или же несколько методов сбора эмпирических данных, сочетание методов повышает достоверность информации и дает возможность обосновать рекомендации. Ввиду сложности программы и масштабности исследований здесь используется машинная обработка результатов;

 - аналитическое исследование - это самый сложный вид социологических исследований. В дополнение к описательным исследованиям оно ставит целью выявление причин и источников, а также тенденции развития того или иного социологического объекта. Аналитическое исследование носит комплексный характер как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Его подготовка требует значительного времени и разработанной программы и инструментария. В таком исследовании может использоваться инструментарий, при котором социолог создает определенную ситуацию, позволяющую выявить интересующие его связи и факторы.

В зависимости от потребности в получении информации о ста­тике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент.

Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различаю­щихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснован­ность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают которые тренды и исторические тренды.

Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследований выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в различных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

Панельные исследования — это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике.

В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария исследования, сохранением выборки в течении всего времени исследования и соответствия этой выборки генеральной совокупности.

 

Социальный мониторинг

 Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации — социальный мониторинг.  

Социальный мониторинг представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга — это программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации. Техническое обеспечение мониторинга — это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр, связанный с более мелкими вычислительными центрами на местах.

Основными чертами социального мониторинга являются:

       - охват наиболее значительных социальных явлений в стране;

       - наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических);

       - проведение мониторинга из единого организационного центра;

       - организация доступа потребителей к имеющейся информации.

Его главная задача - получение систематической социологической информации не единовременно, а систематически, через небольшие промежутки времени. При мониторинговой форме исследований проводятся, как правило, обязательные ежемесячные, ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам. Важной задачей мониторинга является реализация комплексной обработки статистической и социологической информации. Получение данных такого рода позволяет вывести достаточно обоснованные закономерности поведения людей в зависимости от объективных условий их жизни наоборот, определить как интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности людей влияют на эти условия. Мониторинговые исследования значительно уменьшают трудности сопоставления социологических и статистических данных между собой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 545.