Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных региональных, национально-государственных образованиях, социальных слоях, группах и т.д.
Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в определенных конкретных формах.
В социологии выработаны различные критерии типологизации культур под углом зрения их размещения в пространстве и действия в них различных социальных субъектов. С точки зрения горизонтальной типологизации культуры, позволяющей фиксировать как особенности культур, так и их место в более широких культурных пространствах, принято выделять следующие типы культур:
цивилизационные — относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своеобразные культурные русла или парадигмы развития многих этнических и национальных культур. Например, цивилизация Двуречья;
региональные — относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природой и территориальной близостью условий проживания;
этнические — относящиеся к государственно территориальным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху;
национальные — относящиеся к полиэтническим , государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития;
локальные — относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории.
Вертикальная типологизация позволяет рассмотреть культуры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для отражения этого взаимодействия в социологии используются понятия доминирующая культура, субкультура и контркультура. Рассмотрим конкретно, в чем же состоит смысл этих понятий. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой или всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурировано на множество слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые, не разделяются всеми людьми данного общества.
Культурные символы, ценности и образцы поведения, тесно связанные с общей доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурой. Таким образом, субкультура — это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить национальную, конфессиональную, профессиональную, молодежную субкультуры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных низов и т.д.
Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви.
На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.
Молодежная культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением. Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять и т.д.
В общем можно сказать, что каждый социальный институт, каждый социальный слой стремится создать и внедрить свои символы, ценности и поведенческие образцы, которые отличаются от подобных символов, ценностей и образцов поведения других институтов и социальных слоев. В результате образуется множество субкультур. Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику по-разному взаимодействующих культур. Жизнь каждого человека протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Для стабильного существования общества важно, как взаимодействуют друг с другом эти субкультуры: сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или имеют место культурные конфликты. Культурные конфликты в том или ином обществе могут иметь под собой различную основу. Они могут быть спровоцированы борьбой за выживание той или иной социальной группой.
Так очень часто национальные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладает культура большинства населения, которая воздействует на все остальные культуры и даже подавляет их. Но нередко культурные конфликты возникают тогда, когда в обществе формируется особая культурная общность, бросающая вызов доминирующей культуре. На базе этой общности формируется контркультура.
Конткультура — совокупность символов, ценностей и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре. В качестве контркультуры может рассматриваться субкультура какой-нибудь бандитской шайки, которая имеет совершенно определенные символы, ценности, образцы и нормы поведения своих членов, которые не просто отличаются от всеобщих, принятых в данном обществе символов, ценностей, образцов и норм поведения, но вступают в конфликт с ними.
Широкую известность на Западе приобрела в 60-70-годах контркультура «мятежных» социальных групп студенчества хиппи. Контркультура хиппи носила преимущественно полемическую заостренность против культуры массового, потребительского общества и выражалась в критике мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравственной строгости (ригоризма), социального конформизма. Хиппи проповедовали такой тип культуры, в котором труд представлялся нежелательным, а половая воздержанность ненужной и ограничивающей свободу, стремление к приобретению материальных благ — недостойным.
Таким образом формировались и проводились в жизнь символы, ценности и образцы поведения полностью противоположные основным символам, ценностям и образцам поведения, принятым в современных западных обществах.
Итак, мы выделили ряд основных типов культур. Все эти куль туры имеют не только классификационный оттенок, но и характере реального существования, сложного горизонтального и иерархического взаимодействия. Это взаимодействие может привести к взаимопроникновению, сосуществованию или разнообразным формам конфликтов.
Важной проблемой взаимодействия культур являете оценка людьми другой культуры. Наиболее распространенным подходом является стремление людей одной культуры оценивать другие культуры через призму собственной. Такая позиция называет этноцентризмом.
В строгом значении этого слова этноцентризм это свойство этнического сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму установок традиций и ценностей собственной этнической общности, в ступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимальной модели. Этноцентризм ставит культуру своего народа, нации в центр культурного развития, делает ее эталоном, оптимальной моделью на основе которой соизмеряются культуры других народов и наций.
Проявлением этноцентризма в позитивном смысле являются такие оценки, как «избранный народ», «высшая раса» и т.д., а в негативном — «отсталые народы», «варвары», «примитивная культура» и т.д. Ярким выражением крайностей этноцентризма является национализм и нетерпимое отношение к другим культурам. Проявлением этноцентризма следует считать и миссионерскую деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» всему миру.
Вместе с тем этноцентризм является необходимым условием национального самосознания. На его основе формируется патриотизм. Социологи отмечают, что этноцентризм сплачивает социальную общность, оправдывает мужество, жертвенность, героизм во имя своего народа. Этнические общности с ярко выраженными проявлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны. Проявляя уважение к национальному самосознанию, чувству патриотизма, необходимо бороться с тем, чтобы он не превратился в национализм и был направлен на обособление народов, разжигание неприязни к другим народам, с этой целью воспитывать уважение к другим культурам, подчеркивать их самоценность.
Другой крайностью в оценке людьми другой культуры является культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. С позиций крайнего культурного релятивизма плодотворный контакт между представителями различных культур невозможен, поскольку члены одной этнической общности не могут понять мотивов и ценностей других общностей: они говорят на разных «языках», у них различные системы ценностей и символов.
Одним и тем же явлениям они могут придавать разное значение. Особую трудность с позиций этого подхода, представляет социальное взаимодействие представителей народов, чьи культуры формировались на различных религиозных основах, иначе говоря контакты народов буддийской культуры с народами христианской или мусульманской культуры и т.д.
Вывод о том, что ни один обычай, ни одна ценностная установка не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от целого, культурной системы того или иного народа, бесспорно, верен. Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития, каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями ими той культуры, частью которой он является. Следовательно, ценностное значение того элемента может рассматриваться только в конфете определенной культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая социокультурный процесс как общеловеческий процесс развития мировой цивилизации в целом.
Следует отметить негативное значение крайностей этноцентризма и культурного релятивизма для процесса взаимодействия и развития культур. Если, как рассуждает этноцентризм, наша культура лучшая, то зачем нам что-то совершенствовать, развивать, изменять, а тем более заимствовать из других культур. Высоким этноцентризм в свое время был присущ политике японских и китайских императоров, пытавшихся отгородиться от всего мира, построить «китайскую стену». Разновидностью этого феномена являлась политика «железного занавеса » бывших руководителей СССР. Следствием культурного релятивизма также является культурный изоляционизм.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 561.