Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа» надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».
Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Рассмотрим же более подробно эти основные элементы культуры.
Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Говорить об общении с использованием языка можно только в том случае, если каждому звуку или знаку придается специальное, только ему свойственное значение. Это соотношение знака и значения вырабатывается в культуре того или иного народа в течение длительного периода времени. В процессе взаимодействия и общения люди приходят к согласию относительно того, что определенный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию и только после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.
Коротко язык можно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Индивиды усваивают значения знаков и символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.
Таким образом, первым базисным элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активности социальных субъектов.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой такое духовное состояние индивида, для которого характерна изначальная слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов
В основе убеждений и верований лежит знание. Убеждения и верования — это чувственные переживания знания как личностно-значимого, достоверного, которым следует руководствоваться в своем поведении. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.
Бедность, скудость культуры в немалой степени определяются узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. И хотя можно с определенностью утверждать, что не всякое знание превращается в убеждения и верования, но всякое знание входит в культуру, т.к. только на основе знаний формируются убеждения и верования. Ведь известно, что даже неприемлемое для нас все же предварительно осмысливается, включается в систему и Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ценностно-нормативный механизм представляет собой иерархизированную систему, на вершине которой находится ориентация на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.
Ценность — это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д.
Ценностная оценка — это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д. Для того, чтобы определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо применять определенные критерии, мерки, по которым будет проведена оценка объекта, явления. Вот эти критерии оценки действий, предметов, отношений, идей и т.д. представляют собой одну из важнейших характеристик культуры того или иного индивида, группы, общества.
Что же собой представляют эти критерии и откуда они черпаются? Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д.
Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.
Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям.
Для выделения из многообразия целей конечных употребляется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.
Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.
Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами в выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).
Социальные нормы связаны как с выражением интересов всего общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социальных групп, организаций. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Примером таких норм являются нормы, установленные в вероучительных документах: Библии, Коране и др., «десять заповедей Моисея» (Декалог), Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.
Социальные нормы, выражающие частные интересы классов, социальных групп, организаций, закрепляются в законах, уставах, положениях и иных нормативных документах, обеспечивающихся государственными и иными социальными учреждениями.
Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они:
1) служат образцами, эталонами поведения;
2) интегрируют индивидов в группы, а группы в сообщества;
3) регулируют общий ход социализации;
4) контролируют поведение.
Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры, базовыми элементами которой выступают обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.
В отличие от норм морали, правовые нормы являются институциальными, т.е. непосредственно связаны со структурными организациями общества и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируются государством. Как институализированные регуляторы поведения людей они закрепляются в строго определенных документальных формах (нормативных актах, судебных решениях, нормативных договорах и т.д.).
Регулятивное воздействие норм права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т.е. конкретных вариантов. Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения. При этом государственное принуждение может актуализироваться как действительное, т.е. непосредственное применение мер властного характера, так и потенциальное, т.е. угроза такого применения.
Смысловой, знаково-символический, ценностный и нормативный элементы в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом, подтверждают и подкрепляют друг друга. Культура такого или иного общества представляет собой целостное образование. Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения — ментальности.
На основе всего вышеизложенного, культуру следует охарактеризовать как целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, объективируемых в знаково-символических формах, передаваемых из поколения в поколение и служащих решающим фактором социального взаимодействия, интеграции индивидов и общества и регуляций их деятельности и поведения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 590.