Каждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеский коллектив) в каждой из этих групп он занимает определенное положение и обладает определенным статусом, к нему предъявляются определенные ожидания и требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя, к примеру, в одной ситуации как отец, в другой - как начальник, в третьей как друг, то есть он выступает в разных ролях.
Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их положения в обществе и системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - это часть процесса социализации личности, это непременное условие врастания человека в общество себе подобных: Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образования» и »воспитания». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний, воспитание, понимается как система целенаправленных сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
Социализация — это сложный процесс включения индивида в общественные отношения в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.
Первичная социализация — та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.
Существует два основных подхода к определению сущности социализации:
1) когда социализация рассматривается как процесс, в котором активной стороной является общество, а сам человек - это пассивный объект воздействия на него общественных отношений;
2) подход более распространен, он основан на взаимодействии общества и личности и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, так называемых «агентов социализации», но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.
Социализация - это процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в старости, усвоения социальных ролей и культурных норм личности. Невозможно обучение социальным ролям по книгам, хотя усовершенствовать себя путем самообразования можно.
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые связаны с другими ролями. Поскольку на протяжении всей жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации не прекращается и до старости человек может менять свои взгляды на жизнь и социальные роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, вводит свою систему поведения, те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали и убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, поэтому развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи и от той социальной среды, к которой он принадлежит.
Этапы социализации
На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.
В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Таким образом, под первичной социализацией понимается процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.
Этапы социализации:
1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.
2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом, если не принимаются, то возможны следующие варианты:
а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;
б) изменение себя, стремление стать как все;
в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;
5) послетрудовая (пенсионная) стадия - рассматривается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 512.