Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.
Социальный тип личности - это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно - степень его рациональности, Маркс - формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:
- рецептивный (пассивный);
- эксплуататорский;
- накопительский;
- рыночный
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:
- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;
- идеалисты - наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;
- фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;
- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
- гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
Таким образом, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.
Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единственный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего существует несколько типологий личности. Так, например, возможно критическое и некритическое отношение к социальной реальности, в соответствии с которым человек строит модели собственного поведения.
Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель поведения такого человека характеризуется социальной пассивностью, нейтральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.
На основе критического отношения к социальной реальности формируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакционер, реформатор, революционер.
Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуациям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализированного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «нового порядка», который «осчастливит» все человечество. Нигилизм довольно часто является результатом краха романтических иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических устремлений и банальной лености.
Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по ведения, целью и мотивом которого является стремление сохранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятствовать различного рода новациям.
Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответственность, постоянную мобилизацию, высокую организованность и героизм. Такой тип личности наибольшее распространение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.
Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реализм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решительность и ответственность за выполнение поставленных целей.
Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:
1) homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;
2) человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
3) человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;
4) человек, зависящий от государства,
Д. Рисмен - социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.
Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, индустриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств массовой коммуникации накладывают свой отпечаток на человеческую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Израиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была построена аналитическая модель современной личности.
Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:
- открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;
- способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;
- ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;
- экономия времени; пунктуальность;
- уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;
- планирование будущих действий для достижения поставленных целей, как в общественной, так и в личной жизни;
- высокая ценность образования и обучения;
- уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.
10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)
1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.
2. Понятие личности в социологии и психологии.
3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.
4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.
5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.
6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.
7. Формирование личности в семье.
8. Самореализация личности.
9. «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.
10. Культура самосознания.
11. Проблемы социализации личности в современном обществе.
12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.
13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.
14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.
15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.
16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.
17. Пути и средства гармонизации интересов личности и общества.
18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение общественного развития.
19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. Социология личности.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М, 1998.
3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001.
4. Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.
5. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М., 1995. Гл. 4.
6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
8. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М, 2000.
9. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
10. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
11. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структура. Понятие роли // Социология. М., 1994.
12. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.
13. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2002.
14. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1997
Дата: 2018-11-18, просмотров: 701.