Социальная типология личности (типы личностей)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.

Социальный тип личности - это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В  социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно - степень его рациональности, Маркс - формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:

- рецептивный (пассивный);

- эксплуататорский;

- накопительский;

- рыночный

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:

- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

- идеалисты - наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

- фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни; 

- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 

- гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

 Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единствен­ный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего суще­ствует несколько типологий личности. Так, например, возможно крити­ческое и некритическое отношение к социальной реальности, в соот­ветствии с которым человек строит модели собственного поведения.

Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель пове­дения такого человека характеризуется социальной пассивностью, ней­тральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.

На основе критического отношения к социальной реальности фор­мируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакцио­нер, реформатор, революционер.

Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуа­циям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализиро­ванного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «но­вого порядка», который «осчастливит» все человечество. Ниги­лизм довольно часто является результатом краха романтичес­ких иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических ус­тремлений и банальной лености.

Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по­ ведения, целью и мотивом которого является стремление со­хранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятство­вать различного рода новациям.           

Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответ­ственность, постоянную мобилизацию, высокую организован­ность и героизм. Такой тип личности наибольшее распростра­нение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.

Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реа­лизм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решитель­ность и ответственность за выполнение поставленных целей.

Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную  типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития  культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек  социологический) выделял его виды:

1) homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;

2) человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

3) человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;

4) человек, зависящий от государства,

Д. Рисмен - социолог из США разработал свою концепцию так называемого
одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, инду­стриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств мас­совой коммуникации накладывают свой отпечаток на человечес­кую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Из­раиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была постро­ена аналитическая модель современной личности.

Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:

- открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;

- способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;

 - ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

 - экономия времени; пунктуальность;

 - уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;

- планирование будущих действий для достижения поставлен­ных целей, как в общественной, так и в личной жизни;

 - высокая ценность образования и обучения;

- уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
    Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?
  2. Какова структура личности?
  3. Каковы основные социологические теории личности?
  4. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?
  5. Каковы функции личности? Что такое «социальный статуе» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?
  6. Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности. Какие противоречия видите в этой концепции?
  7. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
  8. Чем по 3. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса на эту проблему.

10. Как специфика переходного периода развития обществ отражается на уровне индивидуального и группового сознания поведения?

  1. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе? Как человек становится личностью? Что такое социальная зрелость?
  2. Что изучает валеология?
  3. Существуют ли резервные возможности и ресурсы в ус­ловиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.

2. Понятие личности в социологии и психологии.

3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.

4. Социальный статус и социальные роли личности: компоненты структуры социальной роли.

5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. Личность и социальные роли.

6. Социализация личности, ее формы. Агенты социализации.

7. Формирование личности в семье.

8. Самореализация личности.

9.  «Отчуждение» личности, формы отчуждения, проблемы ее преодоления.

10. Культура самосознания.

11.  Проблемы социализации личности в современном обществе.

12. Гражданские права и свободы, механизм их реализации в демократическом обществе.

13. Проблемы взаимоотношения личности и общества.

14. Ценностные ориентации и социальные установки: опыт социальных исследований.

15. Валеология — наука о социальном поведении человека в экстремальных ситуациях.

16. Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.

17. Пути и средства гармонизации интересов личности и об­щества.

18. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях, человеческое измерение об­щественного развития. 

19. Личность и общество в переходный период: человек в системе рыночных отношений современной России.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. Социология личности.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М, 1998.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001.

4. Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

5. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М., 1995. Гл. 4.

6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

8. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М, 2000.

9. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

10. Скиннер Б. Технология поведения // Американская социо­логическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

11. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структура. Понятие роли // Социология. М., 1994.

12. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.

13. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 2002.

14. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1997

Дата: 2018-11-18, просмотров: 701.