Брак и семья как социальные институты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждой! обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Семья — один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но тем не менее нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарно! сти строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всей разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

 В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт брака — санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья — малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличи­тельным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара, Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные, количество таких семей в последнее время заметно увеличи­лось.

Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно я современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское по­коление по каким-либо причинам не присутствует вообще, например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей.  

Типы семьи

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­дводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа:                                                                                              

1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип opганизации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функцией нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины вопросах семейного главенства.

2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужи и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключи! тельное» право на домашний труд.

 3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого тип характерны:

 а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называема «ролевая симметрия»);

  б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоцио­нальная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевый установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

 Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым стаем в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда: мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от зависит лидерство в семье.   

Важнейшие функции семьи

Семья является предметом исследования многих обще­ственных наук. Каждая из этих наук стремится дать опре­деление семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных от­ношений, обеспечение и развитие социальных и индивиду­альных качеств личности и осуществление определенной эко­номической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потреб­ности и обеспечивают воспроизводство общества путем рож­дения потомства. Она является основой как для удовлетво­рения половых потребностей, так и для реализации соци­альных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономи­ческой деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной со­циальной группы указывает на то, что характер отношении в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, от­чего и сама семья является исторически изменчивой соци­альной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и эко­номическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — ма­лая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религи­озных отношений и одновременно — относительная самосто­ятельность. С институтом семьи тесно связан другой обще­ственный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально-личностно целесообразную, устойчивую форму половых от­ношений. Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственника­ми. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным прожи­ванием, общим ведением хозяйства, но юридически не офор­мленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение же­лания и готовности населения к заключению брака, ЧТО; особенно характерно для современных развитых стран. Kpoме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно - экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция.

Это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25—30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% — по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль-озабоченность у многих специалистов. Для нее характерна снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­брачной рождаемости. По данным социологических исследова­ний, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половин. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди мотивов ограничения числа детей или отказываются от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для; себя».

В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотива как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Примерно во столько же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность — возрастание у населения патологического груза; врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и мате­ринству должны работать,— всего лишь прекраснодушная уто­пия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо),рост цен на товары ,детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти ката­строфическими.

 Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое — выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения. Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поко­ления, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения отселения (снижение рождаемости, уменьшение числа многодетных и увеличение числа бездетных семей) социологи отме­рзают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.

 Воспитательная функция.

 С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная.

 Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общест­венными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного ко­личества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то ^естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка вызывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянства родителей является одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. По некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и преступности под­ростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм женщин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: темпы роста женского алкоголизма в полтора-два раза превышают темпы роста женского алкоголизма.              

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей (показательно, что большинство подростков воспринимают отца и мать автономно, изолировано, для них родители как единое целое будто бы не существуют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, что надо жить вообще.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 569.