Конт считал, что человечество в своем развитии проходит три стадии:
1. Теологическая, которая охватывает древность и ранее Средневековье (до 13 века). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения во главе со жрецами и военными и военно-авторитарным политическим режимом. На этой стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Здесь до минирует религиозная мифология. В конце теологической стадии осуществляется период к единобожию (монотеизм).
2. Метафизическая стадия, которая охватывает 14-18 век. Для нее характерен переход от одного разрушающегося (старого) общественного порядка к другому (новому). Поэтому она называется критической. В духовной сфере здесь на первый план выдвигаются философы метафизики, а в политической - юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологии, эта стадия породила другую крайность, как утверждает Контрреволюцию, индивидуализм, демократию, которые выступают препятствием нормальному развитию общества. На этой стадии человеческий ум оперирует уже не воображением, а понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия еще довольно абстракты.
3. Позитивная стадия начинается в 19 веке, вместе с утверждением позитивного научного познания. Наступает расцвет промышленности, уходит в прошлое военный быт. На смену аристократии приходит социократия (власть общества). Принципы развития социократии выражаются особой наукой, базирующейся на социологии, эта наука - позитивная политика.
В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, На смену старой религии с верой в рога приходит позитивизм, как «религия человечества» с проповедью всеобщей любви и поклонения личности и обществу, всему человечеству. Управление хозяйством должно осуществляться промышленниками и техническими специалистами] На этой стадии человеческое сознание в своих выводах исходит преимущественно из научных наблюдений, истинная наука должна сочетать наблюдения предвидений. В рациональном предвидении состоит практическое назначение позитивистской социологии и философии. По мнению Конта, социальной гармонии в обществе можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Значение социологии Конта
Определяется тем, что на основе синтеза достижений естествознания того периода он:
1. Впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;
2. Определил социологию как особую науку и поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в области этой науки;
3. Обосновал закономерный характер развития истории и важнейших социальных институтов общества;
4. Актуальны и сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей;
5. Две идеи, берущие начало в работах Конта, получили дальнейшее развитие в социологии: применение научных методов для изучения общества и практическое исследование науки для осуществления социальных реформ.
Герберт Спенсер
Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.
Как и Конт, он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.
Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что общество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.
Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.
В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Согласно Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рассматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, которые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социальный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:
1. Переход от простого к сложному (интеграция).
2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).
3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).
Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов
В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в научный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 516.