Предупреждение рецидивов заикания

Вы стали замечать, что после проведенных занятий ребенок стал заикаться значительно реже или вообще перестал. Это большой ус­пех в вашей работе: продолжайте систематически шлифовать и за­креплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не останавливайтесь на достигнутом.

Родители должны помнить, что заикание имеет иногда тенденцию к рецидивам, т. е. повторному возникновению. Причин этому может быть много.

Это, прежде всего, нарушение режима дня, питания, отдыха, ко­торые ведут к первым проявлениям детской нервности — нарушению сна, повышенной капризности, быстрой утомляемости.

Это: эмоциональная перегрузка центральной нервной системы, частые семейные конфликты, длительные просмотры телевизионных пе­редач, чтение на ночь страшных сказок и комиксов и т. п.

Перенесенные различные инфекционные и частые соматические заболевания ослабляют работу центральной нервной системы, что может тоже привести к рецидиву заикания.

Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему вы­падает тогда, когда ребенок, у которого было заикание, поступает в школу: новая обстановка, новые требования, новые педагоги и дру­зья. Это все также может отразиться на работе нервной системы.

Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять с ребенком режим дня. Осо­бенно большое внимание уделять сну, питанию и отдыху. Правиль­ный режим дня и питания, ежедневные прогулки развивают ребенка полноценно в физическом и интеллектуальном отношении, укреп­ляют нервную систему.

Правильная эмоциональная нагрузка закладывает основу в вос­питании нужных черт



характера и, в конечном счете, помогает пре­дупредить рецидив заикания.

Кроме того, родителя должны установить тесный контакт с вос­питателями детских садов, куда ходит ребенок, а также с педагогами школ, где будет он учиться. Родители должны информировать воспи­тателей и педагогов о состоянии своего ребенка. Такие дети должны постоянно чувствовать моральную поддержку со стороны вос­питателей и педагогов, необходимую разумную твердость и справед­ливость.

Грубая насмешка, передразнивание, обидные прозвища могут спровоцировать рецидив заикания, поэтому воспитатели и педагоги должны пресекать это на корню. Ребенок должен чувствовать себя полноправным членом коллектива.

В детских садах ребенок не должен отстраняться от выступлений на праздничных утренниках. Таким детям хорошо удается чтение сти­хов, а публичные выступления придают им уверенность в своих воз­можностях правильно говорить.

В школе нежелательно отстранять детей от устных ответов на уро­ках. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на их активно­сти, на их эмоциональной волевой сфере.

Воспитатели и педагоги должны иметь представление о речевых правилах, о которых им должны сообщить родители. Поэтому они всегда могут прийти на помощь ребенку, зная как действовать в дан­ном случае.

Нужно помнить, что во время рецидива заикание уже не бывает столь резко выраженным, как в первый раз. Ваша работа с ребенком не проходит просто так: выработанные ранее механизмы правиль­ной речи в этих случаях скорее восстанавливаются и рецидив устра­няется.

При устранении рецидива нужно пользоваться последовательны­ми речевыми этапами, как и при устранении самого заикания. Но для восстановления нормальной речи уже потребуется меньше времени, т. к. приобретенные навыки быстрее восстанавливаются.

Нужно помнить, что заикание — это функциональное нарушение и при нем мы восстанавливаем утраченную речевую функцию, устра­няем заикание. А значит снова пользуемся правильной речью.

Если заикание не устраняется, значит, вы не полностью вникли в суть метода и в саму физиологию речевого акта, а занятия не всегда проводили систематически. Поэтому надо очень внимательно прора­ботать представленной материал повторно.

Обычно у родителей возникает вопрос: сколько занятий прово­дить на том или ином этапе? Это зависит от времени возникновения заикания, от тяжести его течения, от состояния ребенка, его возмож­ностей, внимания, работоспособности.

Обязательно нужно вызвать у ребенка желание заниматься, настро­ить его на занятия, создать определенные условия, которые способ­ствовали бы этому.

 

 



Дата: 2018-09-13, просмотров: 16.