Занятие № 2 (3 -4). Вопросно-ответная речь(диалогическая)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: научить ребенка отвечать на вопросы по зрительной опоре, слуховой и различной деятельности (рисование, лепка, мозаика, рас­крашивание, конструирование и т. д.).

Пособия: предметы, предметные картинки, сюжетные и серийные картинки, видеокассеты, аудиокассеты, диафильмы. различные игры: тематическое лото, различные домино.

Можно использовать для игр, развития речи и т. д. обыкновен­ный фланелеграф. Это щит размером 70x50, обтянутый фланелью. И в соответствии с размером щита вырезаются различные фигурки. Это могут быть люди, животные (домашние и дикие), транспорт (назем­ный, воздушный, водный), фрукты, овощи, цветы, деревья, грибы, ягоды, мебель, посуда, дом, комната, река, лес, море, небо и т. д.

На обратной стороне этих картинок наклеивается тоже слой фла­нели. Благодаря этомукартинки «приклеиваются» к листу и легко фиксируются. В зависимости от темы можно полностью менять «содержа­ние» сюжета, изображенного на фланелеграфе. Материалы можно за­имствовать из тематических лото, а лучше самим приготовить вместе с ребенком. Это доставит ему большую радость, т. к. он сам будет уча­ствовать в их изготовлении: резать, раскрашивать, клеить и т. д.

Щит лучше обтягивать темной фланелью, потому что на ней чет­че будут смотреться голубое небо, зеленый луг, синяя река, домик-дача, в которой живет семья героя сюжета и др. Фланелеграф очень удобен в использовании и самим ребенком. Он сам может по собствен­ной фантазии составлять различные сюжеты, уже используя совре­менных героев. Этих героев можно прямо вырезать из детских ко­миксов. Можно разыгрывать различные фантастические истории, приключения, сказки и т. д.

На вопросно-ответном этапе старайтесь развивать умение ребен­ка отвечать на поставленные вопросы в объеме его знаний. Учите его находить правильные ответы, пбдбадривайте его при удачах и так­тично объясняйте ошибочность его ответа. На занятиях с ребенком нельзя быть слишком требовательным. Занятия — это игра. Он дол­жен это чувствовать. Такая доверительность на занятиях приносит хорошие результаты при устранении заикания.

На занятии продолжаются голосовые, дыхательные, артикуляци­онные, ритмические, логоритмические упражнения. Проводятся уп­ражнения на расслабление.

Вы по-прежнему следите за речевыми правилами, которые выпол­няет ваш ребенок. По мере формирования речевых навыков можно слегка уменьшить контроль с вашей стороны. Иногда наступают мо­менты, когда ребенку необязательно напоминать о речевых прави­лах: он сам старается их уже соблюдать. Это уже признаки чувства правильной речи, ее легкости воспроизведения.


В этой работе можно широко использовать фланелеграф, распо­лагая на нем различные предметы, носящие обобщающий характер. Можно на нем разыгрывать различные сценки: «Путешествие по лесу» — работа с лексическим материалом: животные, грибы, яго­ды, цветы, деревья. «Путешествие по реке» — работа с лексическим материалом: река, берега. мост, пароходы, лодки, рыбалка, назва­ние рыб, отдых на реке и т. д. «Путешествия на транспорте» — озна­комление с наземным, воздушным и водным транспортом. Здесь можно знакомить ребенка с новой лексикой: скорость. вместимость, комфортность, что приводит в действие транспорт, детали и т. д. По темам задаются вопросы.

Можно проводить занятия и с использованием сюжетных и серийных картинок, по которым вы задаете вопросы, а ребенок. ориентируясь на содержание, отвечает на них. Вопросы задаются как простые, так и слож­ные. Это во многом зависит от возраста ребенка и его подготовленности.


Затем переходим к работе без зрительной опоры, а на слуховое восприятие. Читаем небольшой рассказ. Если ребенок не запомнит сразу содержание, то следует его прочитать еще раз.


Речевые правила соблюдаем, поддерживаем темп хлопками, уда­рами руки, мяча, шагами. Проводим игры «Лесенка», «Горка».

Количество вопросов зависит от состояния ребенка, его настроя. Если у ребенка отмечается какое-либо недомогание, подавленное на­строение, то не следует проводить занятие в этот день, а перенести его на другой день, сообщив об этом ребенку. Лучше переключить его внимание на что-нибудь другое.




Дата: 2018-09-13, просмотров: 379.