Цель: научить ребенка отвечать на вопросы по зрительной опоре, слуховой и различной деятельности (рисование, лепка, мозаика, раскрашивание, конструирование и т. д.).
Пособия: предметы, предметные картинки, сюжетные и серийные картинки, видеокассеты, аудиокассеты, диафильмы. различные игры: тематическое лото, различные домино.
Можно использовать для игр, развития речи и т. д. обыкновенный фланелеграф. Это щит размером 70x50, обтянутый фланелью. И в соответствии с размером щита вырезаются различные фигурки. Это могут быть люди, животные (домашние и дикие), транспорт (наземный, воздушный, водный), фрукты, овощи, цветы, деревья, грибы, ягоды, мебель, посуда, дом, комната, река, лес, море, небо и т. д.
На обратной стороне этих картинок наклеивается тоже слой фланели. Благодаря этомукартинки «приклеиваются» к листу и легко фиксируются. В зависимости от темы можно полностью менять «содержание» сюжета, изображенного на фланелеграфе. Материалы можно заимствовать из тематических лото, а лучше самим приготовить вместе с ребенком. Это доставит ему большую радость, т. к. он сам будет участвовать в их изготовлении: резать, раскрашивать, клеить и т. д.
Щит лучше обтягивать темной фланелью, потому что на ней четче будут смотреться голубое небо, зеленый луг, синяя река, домик-дача, в которой живет семья героя сюжета и др. Фланелеграф очень удобен в использовании и самим ребенком. Он сам может по собственной фантазии составлять различные сюжеты, уже используя современных героев. Этих героев можно прямо вырезать из детских комиксов. Можно разыгрывать различные фантастические истории, приключения, сказки и т. д.
На вопросно-ответном этапе старайтесь развивать умение ребенка отвечать на поставленные вопросы в объеме его знаний. Учите его находить правильные ответы, пбдбадривайте его при удачах и тактично объясняйте ошибочность его ответа. На занятиях с ребенком нельзя быть слишком требовательным. Занятия — это игра. Он должен это чувствовать. Такая доверительность на занятиях приносит хорошие результаты при устранении заикания.
На занятии продолжаются голосовые, дыхательные, артикуляционные, ритмические, логоритмические упражнения. Проводятся упражнения на расслабление.
Вы по-прежнему следите за речевыми правилами, которые выполняет ваш ребенок. По мере формирования речевых навыков можно слегка уменьшить контроль с вашей стороны. Иногда наступают моменты, когда ребенку необязательно напоминать о речевых правилах: он сам старается их уже соблюдать. Это уже признаки чувства правильной речи, ее легкости воспроизведения.
В этой работе можно широко использовать фланелеграф, располагая на нем различные предметы, носящие обобщающий характер. Можно на нем разыгрывать различные сценки: «Путешествие по лесу» — работа с лексическим материалом: животные, грибы, ягоды, цветы, деревья. «Путешествие по реке» — работа с лексическим материалом: река, берега. мост, пароходы, лодки, рыбалка, название рыб, отдых на реке и т. д. «Путешествия на транспорте» — ознакомление с наземным, воздушным и водным транспортом. Здесь можно знакомить ребенка с новой лексикой: скорость. вместимость, комфортность, что приводит в действие транспорт, детали и т. д. По темам задаются вопросы.
Можно проводить занятия и с использованием сюжетных и серийных картинок, по которым вы задаете вопросы, а ребенок. ориентируясь на содержание, отвечает на них. Вопросы задаются как простые, так и сложные. Это во многом зависит от возраста ребенка и его подготовленности.
Затем переходим к работе без зрительной опоры, а на слуховое восприятие. Читаем небольшой рассказ. Если ребенок не запомнит сразу содержание, то следует его прочитать еще раз.
Речевые правила соблюдаем, поддерживаем темп хлопками, ударами руки, мяча, шагами. Проводим игры «Лесенка», «Горка».
Количество вопросов зависит от состояния ребенка, его настроя. Если у ребенка отмечается какое-либо недомогание, подавленное настроение, то не следует проводить занятие в этот день, а перенести его на другой день, сообщив об этом ребенку. Лучше переключить его внимание на что-нибудь другое.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 379.