Цель: обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на зрительной опоре, так и на слуховой. чувству речевого ритма, физиологии речевого акта, самостоятельным ответам на вопросы как односложно, так и в развернутой формулировке.
Пособия: предметные картинки, предметы, игрушки, сюжетные и серийные картинки, диафильмы, видео- и аудиокассеты, мяч, музыкальные записи с различными музыкальными ритмами (пьесы, песни), предметное лото, детское домино.
На предыдущих занятиях в сопряженной, отраженной речи мы старались формировать у ребенка лексический материал, которым он постепенно начинает пользоваться в своей речи.
На этих этапах мы учим ребенка обобщающим понятиям: что такое мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, овощи, фрукты, цветы, деревья, профессии и т. д., что такое величина, цвет, формы, вес, объем, температура, материал, фактура и т. д. Учим ребенка по образцу индуктивно составлять простые и сложные предложения, чувствовать ритм, мелодику, интонацию высказываемого, связывать грамматически правильно слова в предложениях, т. е. чувствовать язык.
И это все формируется на начальных этапах по устранению заикания; в сопряженной и отраженной речи. Вместе с формированием навыков физиологически правильной речи параллельно развивается речь ребенка в фонетическом, лексическом и грамматическом плане.
Чисто механическая отработка физиологических правил не даст положительных результатов в преодолении заикания. Именно правильная физиология и развитие связной речи, т. е. умение легко и свободно пользоваться спонтанной речью — ключ к успеху устранения заикания.
Ребенок видит предмет, предметную картинку и соответственно строит ответ. Со зрительной опорой ему легче ориентироваться в ответах. Такая работа вводится в начале занятий на вопросно-ответном этапе.
Предлагаются ребенку сначала проработанные ранее сюжетные картинки «Семья», «Семья за обедом» и т. д. и по ним задаются ему вопросы. Ребенок должен стараться формулировать на них полный развернутый ответ, соблюдая речевые правила. Например: «Что
Чтобы ребенку было легче ориентироваться в ответах, надо глубоко проработать в лексическом плане обобщающие понятия, сюжетные картинки, прослушанные тексты. У ребенка не должно быть чувства непонимания. Чем больше ребенок знает, тем больше он чувствует себя уверенным. Чем больше он умеет, тем больше он чувствует свои возможности.
Можно проводить вопросно-ответный режим и при просмотрах диафильмов различной тематики, а также и детских видеокассет. Чтобы дети лучше запоминали содержимое, нужно вести незатейливый комментарий событий, которые проходят перед ребенком.
Сначала подбираем несложные по сюжету картинки, рассказы, видеофильмы, чтобы ребенок легче их запоминал и отвечал на вопросы. Употребляемая лексика тоже должна быть доступной для понимания ребенку.
На первых занятиях мы подбираем картинки, рассказы без прямой речи, т. к. она требует от ребенка владеть голосом различной силы, высоты и тембра. К этому мы будем подводить ребенка постепенно по мере развития у него легкого, свободного чувства голосоведения. Когда это у него появляется, то ребенок без труда вживается в роли различных героев, например, сказок. Приобретая постепенно речевые навыки, он уже самостоятельно моделирует свой голос, его силу, тембр, он начинает чувствовать легкость своей речи. Появляется смелость, исчезает зажатость, неуверенность. Это положительно отражается и на его психике: у невротиков пропадает страх речи, а у детей с неврозоподобным заиканием возникает чувство ритмического ощущения речи.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 346.