Занятие № 1 (1 - 2). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь)

Цель: обучение ребенка речевым навыкам в вопросно-ответной речи как на зрительной опоре, так и на слуховой. чувству речевого ритма, физиологии речевого акта, самостоятельным ответам на воп­росы как односложно, так и в развернутой формулировке.

Пособия: предметные картинки, предметы, игрушки, сюжетные и серийные картинки, диафильмы, видео- и аудиокассеты, мяч, музы­кальные записи с различными музыкальными ритмами (пьесы, пес­ни), предметное лото, детское домино.

На предыдущих занятиях в сопряженной, отраженной речи мы ста­рались формировать у ребенка лексический материал, которым он постепенно начинает пользоваться в своей речи.

На этих этапах мы учим ребенка обобщающим понятиям: что та­кое мебель, посуда, одежда, транспорт, животные, птицы, овощи, фрукты, цветы, деревья, профессии и т. д., что такое величина, цвет, формы, вес, объем, температура, материал, фактура и т. д. Учим ре­бенка по образцу индуктивно составлять простые и сложные предло­жения, чувствовать ритм, мелодику, интонацию высказываемого, свя­зывать грамматически правильно слова в предложениях, т. е. чувство­вать язык.


И это все формируется на начальных этапах по устранению заика­ния; в сопряженной и отраженной речи. Вместе с формированием на­выков физиологически правильной речи параллельно развивается речь ребенка в фонетическом, лексическом и грамматическом плане.

Чисто механическая отработка физиологических правил не даст положительных результатов в преодолении заикания. Именно пра­вильная физиология и развитие связной речи, т. е. умение легко и сво­бодно пользоваться спонтанной речью — ключ к успеху устранения заикания.

Ребенок видит предмет, предметную картинку и соответственно строит ответ. Со зрительной опорой ему легче ориентироваться в ответах. Такая работа вводится в начале занятий на вопросно-ответ­ном этапе.

Предлагаются ребенку сначала проработанные ранее сюжетные картинки «Семья», «Семья за обедом» и т. д. и по ним задаются ему вопросы. Ребенок должен стараться формулировать на них полный развернутый ответ, соблюдая речевые правила. Например: «Что



 

Чтобы ребенку было легче ориентироваться в ответах, надо глу­боко проработать в лексическом плане обобщающие понятия, сюжет­ные картинки, прослушанные тексты. У ребенка не должно быть чув­ства непонимания. Чем больше ребенок знает, тем больше он чув­ствует себя уверенным. Чем больше он умеет, тем больше он чувству­ет свои возможности.

Можно проводить вопросно-ответный режим и при просмотрах диафильмов различной тематики, а также и детских видеокассет. Что­бы дети лучше запоминали содержимое, нужно вести незатейливый комментарий событий, которые проходят перед ребенком.

Сначала подбираем несложные по сюжету картинки, рассказы, ви­деофильмы, чтобы ребенок легче их запоминал и отвечал на вопро­сы. Употребляемая лексика тоже должна быть доступной для пони­мания ребенку.

На первых занятиях мы подбираем картинки, рассказы без пря­мой речи, т. к. она требует от ребенка владеть голосом различной силы, высоты и тембра. К этому мы будем подводить ребенка посте­пенно по мере развития у него легкого, свободного чувства голосове­дения. Когда это у него появляется, то ребенок без труда вживается в роли различных героев, например, сказок. Приобретая постепенно речевые навыки, он уже самостоятельно моделирует свой голос, его силу, тембр, он начинает чувствовать легкость своей речи. Появляет­ся смелость, исчезает зажатость, неуверенность. Это положительно отражается и на его психике: у невротиков пропадает страх речи, а у детей с неврозоподобным заиканием возникает чувство ритмического ощущения речи.




Дата: 2018-09-13, просмотров: 12.