Занятия с ребенком вырабатывают четкие физиологические навыки правильной свободной речи и устраняют сложившийся патологический речевой рефлекс в виде дыхательных, голосовых и артикуляционных судорог. Через формирование правильных речевых навыков будет происходить формирование новой личности и того нервно-психического состояния, которое было нарушено. Хорошая, правильная речь оказывает положительное влияние и на психику заикающегося ребенка: он избавляется от страха перед своей речью, от неуверенности в себе. Патологический рефлекс, приносящий страдания заикающемуся ребенку, постепенно угасает, что придает уверенность говорить без страха, без запинок.
Для того чтобы уменьшить или устранить элементы заикания в речи, необходимо выполнять следующие речевые правила:
1. Речь начинать только после вдоха! Обязательно научить ребенка владеть нижне-диафрагмальным дыханием. Об этом говорилось выше. Во время речи воздух «берется» только ртом, т. к. воздух сразу попадает в трахею, минуя носовые пазухи носа. Вдох должен быть легким, бесшумным, коротким и одновременно глубоким. Плечи при
вдохе не поднимать. Глубокий вдох позволяет длительно поддерживать подсвязочное давление и в сочетании с выдохом обеспечивается продолжительное смыкание голосовых связок. Это способствует длительному звучанию голоса, его контролю со стороны слухового анализатора. При длительном выдохе мышцы, растягивающие мышечные отростки черпаловидного хряща, находятся в нормальном рабобочем состоянии, т. к. они работают под давлением напора воздушной струи, проходящей через гортань. Эти мышцы снабжены барорецепторами и их работа зависит от воздушного давления. Прежде чем приступить к речевой работе, нужно научить ребенка пользоваться нижнe-диафрагмальным дыханием.
2. Необходимо научиться пользоваться замедленной речью — одно из условий в рабо- те с заикающимся ребенком. Заикающиеся дети стараются говорить быстро и громко и для них нормальная, чуть замедленная речь становится неприемлемой. Быстрая речь индуктивно оказывает негативное влияние на нервно-психические процессы, протекающие в головном мозге, отмечается дизрегуляция дыхания, голоса и артикуляции. Все системы работают не в синхронном режиме.
Для того чтобы замедлить речь, необходимо в каждом слове вы делять ударную гласную букву, т. е. она произносится чуть громче и протяжнее, чем остальные: мааама — лучше в грудном регистре, чем в головном. Контроль: положите руку на грудь и почувствуйте, как она слегка вибрирует.
Для этого проводят логоритмические упражнения: координационные движения со словами. Маленькие дети в возрасте 3—4 лет могут отхлопывать ритм ладошками, т. е. на каждое слово хлопок. Например: эээтомяяячик — два слова — два хлопка. Слова произносятся слитно, без паузы между ними, они звучат как одно слово: эээтомяяячик. Ритм хлопков замедлен. Этим задается как внешний (ребенок слышит данный ритм), так и внутренний ритм, который передается в головной мозг.
Ребята постарше могут отстукивать (задавать) ритм кистью расслабленной руки, которая вместе с локтем лежит на столе. Пальцы расслаблены, чуть согнуты, как у пианистов. Удары производятся синхронно со словами. Например: Мааашаидёёёётвшкоооолу — здесь следуют три удара — предлоги и союзы читаются и произносятся вместе с последующим словом.
Это упражнение можно проводить и в маршировке: на каждый шаг произносить слово. Например: Воооовашагаааетвшкооолу — здесь три слова — три шага. Ритм чуть замедленный. При маршировке следует корпус держать ровно, фразу начинать после вдоха и с левой ноги. Во время маршировки не напрягаться. Шаг и слово проводятся синхронно.
Следующее упражнение на координацию слова с движением проводится с мячом: на каждое слово бросается об пол мяч: Таааняи-Воооваиграаааютвмяяяч — четыре слова — четыре удара мячом. Упражнение проводится синхронно и в замедленном темпе.
Все эти упражнения на координацию слова с движением вырабатывают у ребенка чувство внутреннего ритма. Это помогает заикающемуся управлять речевым ритмом, почувствовать легкость в речи.
Также эти упражнения играют одновременно и отвлекающую роль: ребенок переключает свое внимание от речи, концентрируясь на выполнении двигательного режима: хлопок, работа кистью, маршировка, работа с мячом.
3. Все слова в предложении, словосочетании произносить СЛИТНО, т. е. голос звучит постоянно, не прерываясь. Голосоведение (фонация) может быть длительным только при продолжительном выдохе, без его прерывания. Между словами во фразах пауз (дыхательные остановки) не делать! Все слова в предложении звучат как одно слово, с выделением ударного гласного в каждом из них. Например: КааатяиПееетяидууутвлееесзагрибаааами. Голос не форсировать, т. е. громко не говорить! Произносить словосочетания, фразы в грудном регистре, не напрягая голос.
Все три перечисленных момента нужно как бы запрограммировать: выработать навыки, а затем эти навыки перевести в привычку. Поэтому об этих требованиях постоянно деликатно нужно напоминать ребенку.
Нужно помнить, что цель логопедических занятий заключается не только в выработке навыков правильной физиологической речи, но и в умении ребенка задавать вопросы, отвечать на них, пересказывать содержание картинок, рассказов, сказок, уметь рассказывать, сочинять, развивать логическое мышление без элементов заикания. Научить ребенка пользоваться своей речью легко и свободно. С развитием речи идет параллельное развитие у него мышления, памяти, интеллекта.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 308.