Основные методы устранения заикания

Занятия с ребенком вырабатывают четкие физиологические навыки правильной свободной речи и устраняют сложившийся патологический речевой рефлекс в виде дыхательных, голосовых и артикуляционных судорог. Через формирование правильных речевых навыков будет происходить формирование новой личности и того нервно-психического состояния, которое было нарушено. Хорошая, правильная речь оказывает положительное влияние и на психику заикающегося ребенка: он избавляется от страха перед своей речью, от неуверенности в себе. Патологический рефлекс, приносящий страдания заикающемуся ребенку, постепенно угасает, что придает уверенность говорить без страха, без запинок.

Для того чтобы уменьшить или устранить элементы заикания в речи, необходимо выполнять следующие речевые правила:

1. Речь начинать только после вдоха! Обязательно научить ребенка владеть нижне-диафрагмальным дыханием. Об этом говорилось выше. Во время речи воздух «берется» только ртом, т. к. воздух сразу попадает в трахею, минуя носовые пазухи носа. Вдох должен быть легким, бесшумным, коротким и одновременно глубоким. Плечи при

вдохе не поднимать. Глубокий вдох позволяет длительно поддерживать подсвязочное давление и в сочетании с выдохом обеспечивается продолжительное смыкание голосовых связок. Это способствует длительному звучанию голоса, его контролю со стороны слухового анализатора. При длительном выдохе мышцы, растягивающие мышечные отростки черпаловидного хряща, находятся в нормальном рабобочем состоянии, т. к. они работают под давлением напора воздушной струи, проходящей через гортань. Эти мышцы снабжены барорецепторами и их работа зависит от воздушного давления. Прежде чем приступить к речевой работе, нужно научить ребенка пользоваться нижнe-диафрагмальным дыханием.

2. Необходимо научиться пользоваться замедленной речью — одно из условий в рабо- те с заикающимся ребенком. Заикающиеся дети стараются говорить быстро и громко и для них нормальная, чуть замедленная речь становится неприемлемой. Быстрая речь индук­тивно оказывает негативное влияние на нервно-психические процес­сы, протекающие в головном мозге, отмечается дизрегуляция дыха­ния, голоса и артикуляции. Все системы работают не в синхронном режиме.

Для того чтобы замедлить речь, необходимо в каждом слове вы­ делять ударную гласную букву, т. е. она произносится чуть громче и протяжнее, чем остальные: мааама — лучше в грудном регистре, чем в головном. Контроль: положите руку на грудь и почувствуйте, как она слегка вибрирует.

Для этого проводят логоритмические упражнения: координаци­онные движения со словами. Маленькие дети в возрасте 3—4 лет мо­гут отхлопывать ритм ладошками, т. е. на каждое слово хлопок. На­пример: эээтомяяячик — два слова — два хлопка. Слова произносят­ся слитно, без паузы между ними, они звучат как одно слово: эээто­мяяячик. Ритм хлопков замедлен. Этим задается как внешний (ребе­нок слышит данный ритм), так и внутренний ритм, который переда­ется в головной мозг.

Ребята постарше могут отстукивать (задавать) ритм кистью рас­слабленной руки, которая вместе с локтем лежит на столе. Пальцы расслаблены, чуть согнуты, как у пианистов. Удары производятся синхронно со словами. Например: Мааашаидёёёётвшкоооолу — здесь следуют три удара — предлоги и союзы читаются и произно­сятся вместе с последующим словом.

Это упражнение можно проводить и в маршировке: на каждый шаг произносить слово. Например: Воооовашагаааетвшкооолу — здесь три слова — три шага. Ритм чуть замедленный. При маршировке сле­дует корпус держать ровно, фразу начинать после вдоха и с левой ноги. Во время маршировки не напрягаться. Шаг и слово проводятся синхронно.

Следующее упражнение на координацию слова с движением про­водится с мячом: на каждое слово бросается об пол мяч: Таааняи-Воооваиграаааютвмяяяч — четыре слова — четыре удара мячом. Уп­ражнение проводится синхронно и в замедленном темпе.

Все эти упражнения на координацию слова с движением выраба­тывают у ребенка чувство внутреннего ритма. Это помогает заикаю­щемуся управлять речевым ритмом, почувствовать легкость в речи.

Также эти упражнения играют одновременно и отвлекающую роль: ребенок переключает свое внимание от речи, концентрируясь на вы­полнении двигательного режима: хлопок, работа кистью, марширов­ка, работа с мячом.

3. Все слова в предложении, словосочетании произносить СЛИТ­НО, т. е. голос звучит постоянно, не прерываясь. Голосоведение (фо­нация) может быть длительным только при продолжительном выдо­хе, без его прерывания. Между словами во фразах пауз (дыхательные остановки) не делать! Все слова в предложении звучат как одно сло­во, с выделением ударного гласного в каждом из них. Например: КааатяиПееетяидууутвлееесзагрибаааами. Голос не форсировать, т. е. громко не говорить! Произносить словосочетания, фразы в груд­ном регистре, не напрягая голос.

Все три перечисленных момента нужно как бы запрограммиро­вать: выработать навыки, а затем эти навыки перевести в привычку. Поэтому об этих требованиях постоянно деликатно нужно напоми­нать ребенку.

Нужно помнить, что цель логопедических занятий заключается не только в выработке навыков правильной физиологической речи, но и в умении ребенка задавать вопросы, отвечать на них, пересказы­вать содержание картинок, рассказов, сказок, уметь рассказывать, со­чинять, развивать логическое мышление без элементов заикания. На­учить ребенка пользоваться своей речью легко и свободно. С разви­тием речи идет параллельное развитие у него мышления, памяти, ин­теллекта.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 32.