Занятие №2. Пересказ (монологическая речь)

С каждым занятием мы стараемся задавать все меньше и меньше вопросов ребенку, предоставляя ему большую самостоятельность в высказывании. Ребенок уже самостоятельно пытается пересказать ра­нее увиденное, услышанное, начинает что-то сам фантазировать. На приобретенном лексическом материале можно пробовать развивать у него логическое мышление. Таким занятиям отводится особое мес­то: все зависит от интеллекта ребенка, его развития, его способнос­тей и т. д.

Цель: правильное и свободное использование речевых правил на сложных речевых режимах, вплоть до спонтанной речи.

Пособия: те же что и на предыдущих занятиях.

Если ребенок постарше, то он может использовать в своих опи­саниях более развернутую лексику, грамматически более сложные предложения. Но обязательных требований с вашей стороны быть не должно. При ежедневных занятиях это придет само собой, по мере накопления и овладения разнообразным лексическим материалом. Постепенно на таких занятиях речевые навыки постепенно перехо­дят в привычку: ребенку уже не всегда приходится напоминать о них!

 



 

 


Ребенок рассматривает картинки и составляет по ним свой рас­сказ. Таким образом проводится несколько занятий.


 


 


Соблюдая речевые пра­вила, прорабатываем таким образом несколько текстов.



Затем подбираем рассказы с прямой речью и просим ребенка прослушать их и пересказать, меняя силу, тембр голосов героев.

Далее можно прорабатывать с ребенком пересказы просмотрен­ных детских диафильмов, видеофильмов.

Более эмоциональный пересказ возникает у ребенка, когда он ведет монолог о пережитом. Он сам сопереживал события, которые про­исходили с ним в детском саду, на улице, на празднике и т. д. Такой рассказ, как правило, ведется на высоком эмоциональном уровне. Это требует от ребенка более четкой концентрации внимания, чтобы со­хранить чувство приобретенных правильных речевых навыков, ко­торые выполняются на этом речевом этапе автоматически, рефлекторно.

Темы для пересказа с эмоциональной нагрузкой подбираются ро­дителями. Но выбирает их сначала сам ребенок. На первых таких за­нятиях пусть инициатива будет принадлежать ему. Он лучше чувствует ситуацию, о которой хочет сообщить.

Самостоятельный рассказ на одну из предложенных тем заверша­ет речевую работу по воспитанию правильных речевых навыков у за­икающегося ребенка.

Конечно, темы для пересказа должны быть понятны и доступны для самого ребенка. Не следует требовать, чтобы он сразу пользовался в речи сложными по конструкции предложениями.

Последний этап является самым сложным. У ребенка должны быть сформированы речевые навыки, полученные на предыдущих заняти­ях. Без этого приступать к этому этапу не следует. Все предыдущие этапы в работе по устранению заикания должны быть точно прора­ботаны и правильно выполняемы.

Каждый речевой этап имеет свою определенную цель, не достиг­нув которую на одном этапе переходить к другому ни в коем случае нельзя! Помните об этом. Не гонитесь за результатом: он придет. Это­му способствует терпение и систематический труд.

Помните, если ваш ребенок самостоятельно справляется с расска­зом на различные доступные ребенку темы, соблюдая при этом сво­бодно речевые правила, то можно с уверенностью говорить, что ваша работа по устранению заикания прошла успешно.

Далее вы проводите систематически работу по поддержанию при­обретенных навыков у ребенка, совершенствуете развитие связанной речи, учите ребенка пользоваться своим словарным запасом, находить быстро нужное слово, формировать свои мысли. Ваши требования к речи ребенка должны быть в пределах его речевых возможностей.









Дата: 2018-09-13, просмотров: 39.