Если ребенок уже чувствует ритм речи, на котором ему становится легче говорить, то постепенно можно переходить к приему, который мы условно назовем «СТАРТ».
Используя этот прием, ребенок начинает свою речь только с одного хлопка, одного удара рукой, броска мяча и т. д. на первое слово во фразе. Таким образом он как бы задает себе внутренний начальный речевой темп, опираясь в ритме только на первое слово (а не на каждое, как всегда).
«Старт» — начальный внутренний темп для всей фразы. До этого мы формировали темп речи у ребенка, опираясь на ритмический рисунок всей фразы. «Стартуя» или начиная фразу, мы все еще используем в начале логоритмический момент (координация слова с движением), проводя его только с начальным. Здесь также можно использовать игры «Лесенка», «Горка».
Чтобы этому обучить ребенка, вначале можно провести несколько упражнений в сопряженной речи и отраженной речи. Ребенок должен понять, что от него требуется при произнесении фраз. Например, вы произносите фразу: «Маша идет в сад». Показываете ребенку, что нужно только выделить ударом первое слово, а остальные нет. Затем эту фразу вы произносите вместе с ребенком, фиксируя его внимание, как вы сами выполняете это упражнение.
Речь по-прежнему следует начинать после вдоха и следить за слитностью произношения всех слов в предложении, т. е. поддерживаем постоянное подсвязочное давление и голосоведение. Не забывайте, что длительный выдох обеспечивает длительное смыкание связок — фонацию.
Можно прочитать заученные стишки, с основным ударом, хлопком, броском мяча только на первое слово.
В этом стишке каждая фраза начинается только с удара, хлопка и т. д. на первом слове, а далее уже слова проговариваются без сопровождения. Это уже начальный элемент самостоятельного произношения фразы самим ребенком. Здесь он задает ритм, опираясь на первое слово. Упражнения проводятся до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их правильно в сопряженной и отраженной речи.
Потом эти упражнения отработанными и закрепленными переносятся на этап вопросно-ответной речи, т. е. при ответах на вопросы он сам самостоятельно «стартует», выделяя ударение только в первом слове.
Таким образом мы начинаем программировать чувство ритма в вопросно-ответной самостоятельной речи у заикающегося ребенка. Далее постепенно будем переходить к произношению фраз без логоритмичес-кого подкрепления (без хлопков, удара руки, шага, броска мяча и т. д.)
При проведении задания можно использовать предметные картинки, сюжетные и серийные, небольшие рассказы без прямой и с прямой речью, сказки.
Цель занятия: учим ребенка отвечать на вопросы, задавая ритм только с первого слова.
Начинаем использовать для речевой тренировки рассказы с прямой речью. В них нужно стараться, чтобы ребенок передавал интонацию, характерные особенности голосов героев. Это требует от ребенка хорошей координации работы дыхания, голоса, артикуляции. Это уже новый этап в выработке р ечевых навыков.
Постепенно рассказы и сказки усложняются как по объему, так и по содержанию. Вопросы тоже постепенно становятся более расширенными и глубокими. У ребенка постепенно формируется уверенность в своих ответах, а это достигается систематической работой в этом речевом виде.
Можно также включать в задание и фразы с измененными формами различных частей речи, задавая ритмический рисунок только по первому слову. Хлопок, удар кисти руки, бросок мяча производится только на первое слово, а далее стараться держать заданный темп.
Далее фразы можно наращивать, при этом увеличивается длительность выдоха и вместе с этим длительность голосоведения (фонация). Нужно следить, чтобы у ребенка выдох был спокойный, без напряжения, а голос звучал ровно, с одинаковой, постоянной силой. Следует поддерживать постоянно заданный первоначальный ритм с первого слова.
Задание № 4 (7-8). Вопросно-ответная речь
(более усложненный вариант — переход к самостоятельной
постановке вопросов)
Задаем вопросы ребенку во время его трудовой деятельности: рисования, лепки, конструирования, раскрашивания, в работе с мозаикой и т. д.
Цель: учим ребенка в отвлеченной манере отвечать на вопросы во время его деятельности, снижая уровень контроля.
Пособия: альбомы, пластилин, мозаика, конструкторы лего, кисточки, клей, ножницы и т. п.
В вопросах используются глаголы будущего, настоящего и прошедшего времени, прилагательные, наречия, числительные, существительные, предлоги.
Таким образом, можно проводить замену действий, используя только формы различных частей речи.
Задание № 5 (9 - 10). Самостоятельная вопросно-ответная речь
Цель: научить ребенка самостоятельно задавать вопросы, соблюдая речевые правила.
Пособия: игрушки, предметы, яркие предметные картинки, сюжетные картинки, сказки, рассказы, диафильмы, видеофильмы.
Прежде всего учим задавать вопрос к одушевленным предметам «Кто это?» и неодушевленным: «Что это?». Перед этим нужно обязательно объяснить разницу в постановке вопроса. Все, кто дышит, кричит, бегает, прыгает, летает, плавает: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые — требуют вопрос: «Кто это?» Например, зайка бегает, прыгает, пищит, дышит, поэтому мы зададим вот такой вопрос: «Кто это?». Ответ: «Это зайка». Зайка живой.
Все, что не дышит, не кричит, не бегает, не прыгает требует вопрос: «Что это?». Ответ: «Это дом». Дом неживой.
«Кто это?» — Это Маша, Петя, собака, петух, воробей, муравей, жаба». Они живые.
«Что это?» — «Это дом, дерево, стол, река, лодка, кубик, кукла, яблоко». Они неживые.
Усложняем вопросы к глаголам в настоящем времени, но в единственном и множественном числе. «Что делает мальчик?». «Что делает девочка?». «Что делают дети (мальчики, девочки)?».
В вопросах можно обыграть величину, цвет, форму, время действия, место действия. Вопросы ставятся коротко и конкретно. Следует избегать абстрактных существительных, к которым еще рано задавать вопросы, т. к. мышление ребенка находится в стадии развития. Не следует ребенка торопить с ответом. Пусть опирается на предметы, картинки, прослушанный несколько раз текст, просмотренный видеофильм, диафильм. Чем больше ребенок получает знакомой слуховой и зрительной информатики, тем легче ему строить вопросы и отвечать на них.
Можно несколько раз задавать вопрос, меняя его акцент. Это можно показать ребенку, меняя интонацию вопроса. Например: «Маша идёт в садик». «Маша идёт в
садик». «Маша идёт в садик». Кто, что делает, куда идет.
Учите ребенка задавать и находить ответы на различные вопросы, сначала односложные, а затем все более развернутым предложением. Нужно выработать у ребенка уверенность в своих силах и возможностях на этом речевом этапе. Приобретенные навыки в этом виде работы будут всегда полезны в дальнейшем, особенно в школьном, обучении.
Сначала вы задаете вопросы, выдерживая интонацию и соблюдая речевые правила. Затем просите ребенка самостоятельно все повторить несколько раз до полного автоматизма, т. е. четкого, легкого воспроизведения, а сами стараетесь полностью на него ответить, акцентируя внимание на соблюдение речевых правил. Вы должны выработать навыки вопросно-ответной речи у заикающегося ребенка, чтобы он мог все воспроизводить без элементов заикания сначала в замедленном темпе, а затем и в среднем речевом.
Ребенка нужно научить работать с предложением, задавать вопросы к главным членам предложения: к подлежащему и сказуемому и второстепенным членам: определению, прямому дополнению, обстоятельствам.
Например: Маленький Петя ест суп за столом поздно вечером очень быстро. Вопросы: Кто ел суп? Что делал Петя? Какой был Петя? Где ел Петя? Когда ел Петя? Как он ел суп быстро или медленно?
Нужно добиваться, чтобы у ребенка не было чувства неуверенности в выполнении этого задания. Поэтому этому виду занятий следует уделять должное внимание и длительное время.
Работа по серии сюжетных картинок
Несчастный случай
Перед ребенком три сюжетных картинки
На 1-ой. Лето. Дорога. Хороший солнечный день. По дороге на велосипедах едут два мальчика. Из-за угла дома на них бросаются две собаки. Один мальчик загляделся на них и потерял равновесие. Через мгновение он очутился на земле.
На 2-ой. Кругом люди: мужчины, женщины, дети. На земле лежит мальчик. К нему спешат врачи с носилками. Они по вызову прохо-
жих приехали на машине «скорая помощь». Мальчика увозят в больницу.
На 3-ей. Мальчик уже в больнице. Он в хирургическом кабинете. Врач перевязывает мальчику поврежденную руку. Ему помогает медицинская сестра. На прощание врач советует мальчику быть осторожным на дороге.
Можно попросить ребенка придумать название ко всему этому сюжету, к каждой картинке. Здесь могут быть с его стороны различные версии. После проработки сюжета ребенок пусть попробует сам задать самостоятельно несколько вопросов по этой серии картинок. В этом случае используется зрительная опора.
Далее задаются вопросы по прослушанному тексту. Например можно взять рассказ К. Ушинского
Можно прочитать рассказ несколько раз, чтобы ребенок мог его хорошо запомнить. Уточнить значение незнакомых слов. Например — сенокос - объяснить, что это такое.
Ответы ребенок может давать как односложные, так и развернутые, но стараясь при этом соблюдать речевые правила. Если заметно, что ребенок легко пользуется приобретенными речевыми навыками в своих ответах, то это уже большой успех и на него стоит обратить внимание. Ребенок заслуживает похвалы с вашей стороны.
После проработки рассказа ребенок должен постараться сам задать любые вопросы по сюжету, которые он хочет.
Этот этап вопросно-ответной речи включает работу по развитию диалогической речи. Сначала вы задаете вопросы — ребенок отвечает. Затем меняетесь ролями: ребенок задает вопросы — вы отвечаете. При этом обязательно выполнять все речевые требования: речь начинать после вдоха на плавном выдохе, выдерживать замедленный темп благодаря выделению ударных гласных в каждом слове, следить за голосом, чтобы он звучал постоянно (между слов не должно быть пауз — постоянное голосоведение). И во время речи нельзя чувствовать себя напряженным, т. к. напряжение рефлекторно передается на дыхательную, голосовую и артикуляторную системы!
На этом виде занятий можно использовать элементы логоритмики: хлопки (это в основном для малышей), удары кисти руки сидя по столу и стоя по бедру, шаг-слово, игры «лесенка» и «горка», работа с мячом, а также применять в работе «старт». Об этом говорилось выше.
А теперь переходим к следующему этапу речевой деятельности — к пересказу (монологическая речь). Это этап более сложный.
Логичность, объем и точность изложения материала зависит от того, каким материалом в лексическом плане владеет ребенок, как правильно в грамматическом плане он связывает слова в различных по конструкции предложениях. Как правильно он производит отбор синонимов, антонимов и т. д. Как часто родители работают с ребенком по развитию диалогической и монологической речи. Ведь в этом тоже нужно выработать у ребенка определенные навыки, которые помогут ему еще более развиться уже в школьном возрасте.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 593.