СХЕМА РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

ГОЛОС. ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ

 


ГОРТАНЬ спереди                                           ГОРТАНЬ сверху голосовые складки разомкнуты голос отсутствует

перстне­видный хрящ черпало-видный хрящ

                                                                                                                                                                                                                                                                                  отростки, где           

                                                               складки сомкнуты                                                                                                               крепят­ся голосовые складки

                                                      отростки, где крепятся мышцы, растягивающие    их(эти мышцы                      

                    работают только под давлением – на выдохе)                                                                                                

                        

 

          

отростки сомкнуты

 

отростки разведены в

стороны

 

При выдохе мышцы сокращаются, а мышеч­ ные отростки расходятся в стороны. В это время верхние отростки сходятся, смыкая голосовые складки. Возникает голос. Поэтому необходимо знать механизм об­ разования голоса и роль дыхания при этом. Рабочее состояние черпаловидных хрящей и го­ лосовых складок, верхние отростки сомкнуты, а нижсние разведены мышцами в стороны.

 

 

Отсюда следует, что чем глубже дыхание, тем сильнее и звучнее голос. Попробуйте протянуть звук «а» после глубокого вдоха на вы­дохе: он звучит четко, громко. А теперь попробуйте протянуть его после неглубокого поверхностного вдоха: он звучит слабо, невыра­зительно. Это можно дать почувствовать ребенку.

Голосовые складки во время голосоведения находятся в зависи­мости от величины воздушного давления и контроля со стороны цен тральной нервной системы. При изменении подсвязочного давления кора головного мозга быстро реагирует на это, изменяя тонус мышц | гортани, повышая или понижая частоту их колебаний. Это сложный процесс. При этом воздушная струя, образующаяся на выдохе, явля­ется материалом, из которого генерируется энергия, т. е. звук.

Для того чтобы снять напряжение с голосовых складок, чтобы они ровно смыкались на всем своем протяжении, на начальном этапе по работе с голосом следует проводить следующие упражнения:

1. После вдоха на плавном выдохе потянуть звук «м», при этом зубы не смыкать и голос не форсировать (в среднем регистре). Так проделать несколько раз (5 - 7).

2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а, о, у, ы, э, и».

3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «ма, мо, му, мы, ме, ми». По продолжительности звук «м» и последу­ющая гласная звучат одинаково: ммммммммаааааааа, ммммммммоооооооо.....

4. После вдоха на плавном выдохе поочередно тянуть только глас­ные, которые перечислены выше.

5. Потом по две гласных: ааааоооо, аааауууу и т. д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.

6. Потом по две гласных два раза на одном выдохе: аааоооаааооо. При этом дыхание и голос не прерывать -- голос звучит на выдохе постоянно.

Эти упражнения вырабатывают длительное дыхание и голосове­дение. Они должны проводиться систематически, чтобы выполнение их было легким, без напряжения, т. е. довести их до автоматизма. Ро­дители сами должны это четко выполнять и показывать ребенку. Уп­ражнения следует начинать всегда только после вдоха и ребенку по­чаще напоминать: «Сначала вдохни, а потом говори».

Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение глас­ных звуков в таком порядке — а, э, о, и, у. Профессор Заседателев Ф. Ф. недаром отмечал, что не дыхание способствует развитию пе­ния, а пение развитию дыхания.

Затем к этим звукам добавляют согласные: сссааа, шшшааа и т. д. Обязательно  следует помнить, что при вдохе плечи не поднимать, и почаще напоминать об этом ребенку.

Далее следует проговаривать короткие слова, фразы. Можно так­же напевать мелодии, слова и простые детские песенки. Такие упраж­нения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.






Артикуляционная гимнастика

1. Гимнастика для языка: широко раскрыть рот и удерживать расслабленный язык на дне его полости в течение нескольких минут; поочеред­ но высовывать широкий и узкий язык, двигать языком в стороны — «ча­шки», «шишки» (язычок в щечки), покусать широкий язык со звуком «а» - ла-ла (толстый колокольчик), постучать кончиком языка во верх ним альвеолам—ля-ля (тонкий колокольчик), облизывать верхнюю губу (языком на себя), «болтушка» - подвигать языком по нёбу.

2. Гимнастика для губ: «улыбка» — обнажать верхние и нижние губы — звук «И», поочередно поднимать и опускать верхнюю и ниж­нюю губы, вытягивать губы в трубочку — звук «У», затем попере­менно «АУ» (рот раскрыт широко) и «ОИ», обнажая зубы. Попере­менно покусывать то верхнюю, то нижнюю губы.

3. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправо-влево.

Эти упражнения проводятся по несколько раз как в статике, так в динамике. Такие упражнения помогают произвольно расслаблять оральную мускулатуру и добиться легких, четких координированных движений языка, губ и нижней челюсти в полном объеме, что необходимо при судорогах артикуляционного аппарата, которые наблюдаются при заикании.

Итак, при устранении заикания необходимо целенаправленно проводить дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, чтобы снять или уменьшить проявление судорог.

Развитие чувства ритма

 

Как уже было сказано выше, заикание — это темпо-ритмическое нарушение речи. У заикающихся детей речь неравномерная, преры­вистая, некоординированная. У них нарушается чувство ритма, они не могут самостоятельно управлять ритмическим рисунком своей речи.

Необходимо добиваться плавной, слитной, замедленной, коорди­нированной речи. Плавная, замедленная темповая речь способствует установлению необходимого ритма физиологических процессов коры головного мозга, что способствует становлению правильного соот­ношения процессов возбуждения и торможения, что ведет к устране­нию моторных механизмов заикания.

Поэтому заикающемуся ребенку необходимо развивать чувство ритма.

Можно проводить с ребенком следующие упражнения.

1. Отхлопывание ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5 и т. д. до 10. Родителям самим следует показывать это упражнение и задать необходимый темп. Проводя это упражнение можно одновременно отрабатывать длительный выдох после корот­кого глубокого вдоха. Если ребенок будет считать вместе с родителя­ми, то последние должны следить за тем, чтобы счет начинался после вдоха ртом. Обязательно использовать НДД. Название цифр должно звучать слитно: вдох — одиндва, одиндватри, одиндватричетыре и т. д. При этом голос звучит постоянно, не прерываясь, т. е все слова
произносятся слитно, выделяя при этом ударный гласный. Это вто­рое условие при выполнении этого упражнения.

Когда ребенок усвоит это упражнение в среднем темпе, то можно попробовать в чуть замедленном и быстром темпе, соблюдая все ус­тановки.

2. Шагистика под счет. Родители учат ребенка сначала просто хо­дить под счет в среднем темпе. Шаг начинать с левой ноги на счет раз. Когда ребенок научится правильно четко ходить под счет со сто­роны родителей, то предложить ему самому вести счет.

Можно проводить следующие упражнения:

Вдох — маршировка до 3-х: одиндватри — выделяем ударный гласный и голос звучит постоянно, не прерываясь на выдохе. Упражне­ние производится синхронно: шаг — цифра.

Вдох — маршировка до 4, 5, 6 и т. д. до 10 на одном выдохе.

3. Работа с мячом. Набивание мяча обеими руками: бросить мяч в пол и поймать его. Ноги на ширине плеч. При ловле мяча, который отскочил от пола, стараться не приседать. Ни в коем случае не набивать мяч как баскетболисты одной рукой: поймать отскочивший мяч от пола обеими руками и снова бросить его. Научить ребенка легко набивать мяч до 2, 3,4 и т. д. до 10. Затем тоже самее проводить под счет.

Проводим следующие упражнения:

Вдох — набиваем мяч под счет до 2-х, 8, 4, 5 и т. д. до 10.

Родители следят: за дыханием — счет начинать только после вдо-I, за четким синхронным пробиванием мяча, голосоведением при чете — голос звучит постоянно, не прерываясь, с акцентом на удар­ный гласный, как в упражнениях, перечисленных

 


  

 

 

Это первые предварительные упражнения, которые способствуют вы работке длительного выдоха, чувству ритма и слитному произно­шению коротких слов. Произношение слов с движениями тела на­зывается логоритмикой. Хлопать, маршировать и набивать мяч со счетом начальные элементы логоритмики. В этом случае использует­ся автоматизированный ряд — счет.

Этому научить ребенка не сложно: несколько занятий — и он справляется самостоятельно. Эти упражнения можно поводить под музы­кальное сопровождение.

Для того чтобы ребенок выполнял все упражнения легко, четко, непринужденно, с хорошим настроением, нужно создавать мотивационный настрой.

Перечисленные упражнения проводим с рукой, т. е. на каждый счет отстукиваем кистью по столу в положении сидя или по бедру в поло­жении стоя (рука вдоль корпуса и поднимается только кисть). Постукивание должно быть легким, без напряжения.

5. Упражнение «лесенка» — нарисовать в профиль лестницу (марш) до 10 ступенек.

Вдох — считаем до 2-х (взобраться на две ступеньки), до 3-х, 4-х и

т. д. до 10-ти на одном выдохе и слитно. Рисунок должен быть большой, а не мелкий.

Для этого упражнения можно использовать любой счетный материал: пуговки, спички,

карандаши, конфетки и т. д.

6. Упражнение «хлопки» следует проводить с детьми 2, 3 и 4 лет, т. к. это упражнение более подходит этому возрасту — у малышей еще недостаточно развита общая моторика. Нужно обязательно помнить, что все эти упражнения проводятся в замедленном темпе! Родители могут дать провести ребенку одно из упражнений в быстром темпе, и он сам почувствует, что это дается ему с трудом: у него сразу резко проявится его недуг. При за медленном темпе упражнения выполняются легче. Это надо объяс­нить ребенку. Сама речь родителей должна быть плавной, слитной, за медленной, чтобы ребенок легко мог ее копировать как в ритми­ческом, так и интонационном рисунке.

В зависимости от возраста и развития общей моторики для трени­ровки сначала выбирается одно из упражнений, и на нем отрабатывается весь подготовительный комплекс. Затем можно проводить все упражнения, но не все сразу: каждое занятие по одному из этих уп­ражнений. Длительность каждого занятия зависит от индивидуаль­ности ребенка: его внимания, работоспособности. Сначала учат ре­бенка хлопать в ладошки, шагать, набивать мяч, отстукивать просто рукой по столу, по бедру, а затем это все проделывать четко под счет.

 



Дата: 2018-09-13, просмотров: 55.