Структура (составные элементы) организационной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рисунок. Содержание организационной культуры

Элемент организационной культуры Содержание элемента
Правила Жизнь любой организации подчиняется некоторой системе формальных и неформальных правил. Примером установленных формальных правил являются правила внутреннего трудового распорядка. Неформальные правила касаются сферы общения с коллегами, отношений подчиненный - руководитель, одежды, профессионального жаргона и т.п. Во многих организациях работники жестко следуют неписаным правилам в отношении поддержания определенного уровня производительности. Те, кто «высовывается», устанавливает рекорды производительности, подвергаются обычно определенным санкциям со стороны коллектива.
Поведенческие нормы Поведенческие нормы - это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т.п.
Система отношений Система отношений, лежащая в основе организационной культуры, - это те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п.
Церемонии, процедуры, ритуалы Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры, ритуалы. Такие мероприятия, как торжественное награждение ветеранов, работников, достигших рекордных рабочих показателей, лучших работников месяца, года, церемонии посвящения в рабочие, торжественные проводы в армию и т.п. Общий смысл той идеологии, которой подчинялись все эти акции, - показать заботу предприятия о «человеке труда».
Мировоззрение – это представление об окружающем мире, природе человека и общества; направленное поведение членов организации, определяющее характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами.
Стиль руководства  

 

Конкретную организационную культуру можно рассматривать на основе 10 характеристик:

Характеристика культуры Содержание характеристики
Осознание себя и своего места в организации одни культуры ценят сокрытие сотрудником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних организациях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других, через индивидуализм
Коммуникационная система и язык общения  использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникаций разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организации
Внешний вид, одежда и представление себя на работе Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур
Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят еду с собой или посещают столовую или кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно; проводятся ли корпоративные застолья и вечеринки
Осознание времени, отношение к нему и его использование   соблюдение временного распорядка; приход на работу, уход с работы; интенсивность использования рабочего времени; степень точности и относительности времени у работников
Взаимоотношения между людьми   по возрасту, полу, статусу, власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации взаимоотношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов
Ценности – как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо и нормы – как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения что ценится в организации: титул, власть, сама работа, коллективные взаимоотношения, материальные поощрения, являются ли ценности неизменными или они со временем трансформируются
Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то   вера в руководство, успех, свои силы, помощь коллег, этичное поведение, справедливость и т.п.; отношение к коллегам, клиентам, конкурентам, к руководству, к добру, злу, агрессии, чуткости; влияние морали и религии
Процесс развития работника и научение безумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или на силу; процедуры информирования работников; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; процесс обучения работников; заинтересованность организации в развитии своих сотрудников; подходы к объяснению причин
Трудовая этика и мотивация   отношение к работе и ответственность по работе; разделение труда и замещение по работе; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе

 





Дата: 2018-11-18, просмотров: 226.