Причины заикания
Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.
Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне. Состояние страха резко сказывается у такого ребенка на нервно-мышечной работе речевого аппарата: ребенок говорит с судорожными повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь аритмична. Речь купируется на отдельные звуки и слова. У ребенка, перенесшего состояние страха, возникают первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут фиксироваться. При испуге может также наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одергивания, приказания и т. д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.
Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного, кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.
Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. При нарушении программирования своей речи, т. е. несоответствии мыслительных способностей и речевых возможностей, может возникнуть явление заикания. Например, ребенок хочет сказать — «машина», но на какой-то момент он не может сразу этого добиться и начинает повторять начальный слог: ма-ма-машина. В начале это проявление не носит судорожного характера, но со временем может перейти в заикание.
Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители много читают ребенку, разучивают с ним различные рассказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Речевой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.
О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Данные, полученные многими авторами, указывают на незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родители заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же недугом, но к этому он уже предрасположен.
Следует также отметить незначительную роль подражания в развитии заикания. Даже длительное имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового состояния, сопровождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для этого нужно сильное внешнее воздействие.
Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы: постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в детском коллективе, могут явиться результатом заикания. Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неумение произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм закрепляется и может привести к заиканию.
Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на детские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подолгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь становится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.
Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают остановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.
Примеры возникновения и течения заикания
Петя К., 3 года. Родители здоровы, имеют высшее образование. Три месяца назад у мальчика появились запинки в виде повторения начальных звуков, слогов. Темп речи быстрый, дыхание — прерывистое, голос — слабый, артикуляция — напряженная. Иногда старается перейти на шепот. При беседе с родителями выяснено, что они форсировали речевое развитие сына. Они предъявляли для усвоения материал, не соответствующий возрасту, разучивали сложные для понимания стихи, азбуку. Речевой аппарат малыша к этому еще не был готов. Произошла речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв, что привело к заиканию, по типу клонусов.
Саша В., 5 лет. Заикание началось после того, как мальчик пошел в детский сад, т. е. уже полгода. Ребенок в сад пошел без желания. Очень привязан к родителям. Сначала заикание проявлялось в виде повторений звуков, а в последнее время мальчик делает продолжительные остановки. Иногда тянет звуки. Заикание усилилось за счет тонических судорог. У мальчика клоно-тоническое заикание. Отец мальчика в детстве заикался.
Катя М., 7 лет. Часто болела простудными заболеваниями. В возрасте 5 лет у нее появились первые признаки заикания, девочка стала повторять начальные слоги в словах. Темп речи — ускоренный, голос — смодулированный, дыхание — поверхностное, прерывистое. Иногда говорит на вдохе. Артикуляция — зажатая (артикуляционные судороги). До школы заикание протекало скачкообразно: оно то
проходило, то снова возобновлялось. При поступлении в школу заикание усилилось. Заикание протекает по типу клинических судорог.
Коля С, 4 года. Ребенок с бабушкой сходил в театр на кукольный спектакль. Дома он стал пересказывать содержание увиденной сказки и во время речи у него появились кратковременные судорожные остановки. К вечеру они усилились. Из-за страха перед речью он вообще перестал общаться с родственниками. У мальчика после эмоциональной нагрузки, вызванной просмотром спектакля, появилось заикание, по типу тонических судорог. Произошло перенапряжение нервной системы.
Маша Ф., 5 лет. 2 месяца назад родители познакомились с новой семьей, в которой заикалась дочка. Девочки подружились и часто общались друг с другом. В последние две недели родители Маши заметили, что она стала повторять начальные звуки и слоги в словах, появились дыхательно-голосовые судороги. Заикание появилось по подражанию. Родители во время изолировали ребенка от неблагоприятного общения, тем самым предотвратили возникновение истинного заикания.
Виды заикания
У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.
Невротическое заикание.
С физиологической стороны при этом виде заикания правое полушарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет работать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.
Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.
У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневротические проявления, к которым можно отнести пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.
На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание своей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при котором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко-произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирующей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой бывает столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом перед речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.
Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му-тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.
Неврозоподобное заикание.
Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше-ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произвольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетичсских зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заикания.
Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (наследственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от ситуации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается.
Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие переживания своего заболевания, что свойственно больным с логоневрозом, а после двигательного или психического возбуждения, соматической болезни или вследствие переутомления. Количественная выраженность заикания зависит от степени усталости, во второй половине дня оно, как правило, усиливается.
Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической основой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дислалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого дефекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего заболевания, отношение к нему со стороны ребенка.
Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — боязнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.
ГОЛОС. ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ
ГОРТАНЬ спереди ГОРТАНЬ сверху голосовые складки разомкнуты голос отсутствует
перстневидный хрящ черпало-видный хрящ |
отростки, где
складки сомкнуты крепятся голосовые складки
отростки, где крепятся мышцы, растягивающие их(эти мышцы
работают только под давлением – на выдохе)
отростки сомкнуты
отростки разведены в
стороны
При выдохе мышцы сокращаются, а мышеч ные отростки расходятся в стороны. В это время верхние отростки сходятся, смыкая голосовые складки. Возникает голос. Поэтому необходимо знать механизм об разования голоса и роль дыхания при этом. Рабочее состояние черпаловидных хрящей и го лосовых складок, верхние отростки сомкнуты, а нижсние разведены мышцами в стороны.
Отсюда следует, что чем глубже дыхание, тем сильнее и звучнее голос. Попробуйте протянуть звук «а» после глубокого вдоха на выдохе: он звучит четко, громко. А теперь попробуйте протянуть его после неглубокого поверхностного вдоха: он звучит слабо, невыразительно. Это можно дать почувствовать ребенку.
Голосовые складки во время голосоведения находятся в зависимости от величины воздушного давления и контроля со стороны цен тральной нервной системы. При изменении подсвязочного давления кора головного мозга быстро реагирует на это, изменяя тонус мышц | гортани, повышая или понижая частоту их колебаний. Это сложный процесс. При этом воздушная струя, образующаяся на выдохе, является материалом, из которого генерируется энергия, т. е. звук.
Для того чтобы снять напряжение с голосовых складок, чтобы они ровно смыкались на всем своем протяжении, на начальном этапе по работе с голосом следует проводить следующие упражнения:
1. После вдоха на плавном выдохе потянуть звук «м», при этом зубы не смыкать и голос не форсировать (в среднем регистре). Так проделать несколько раз (5 - 7).
2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные «а, о, у, ы, э, и».
3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги «ма, мо, му, мы, ме, ми». По продолжительности звук «м» и последующая гласная звучат одинаково: ммммммммаааааааа, ммммммммоооооооо.....
4. После вдоха на плавном выдохе поочередно тянуть только гласные, которые перечислены выше.
5. Потом по две гласных: ааааоооо, аааауууу и т. д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.
6. Потом по две гласных два раза на одном выдохе: аааоооаааооо. При этом дыхание и голос не прерывать -- голос звучит на выдохе постоянно.
Эти упражнения вырабатывают длительное дыхание и голосоведение. Они должны проводиться систематически, чтобы выполнение их было легким, без напряжения, т. е. довести их до автоматизма. Родители сами должны это четко выполнять и показывать ребенку. Упражнения следует начинать всегда только после вдоха и ребенку почаще напоминать: «Сначала вдохни, а потом говори».
Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение гласных звуков в таком порядке — а, э, о, и, у. Профессор Заседателев Ф. Ф. недаром отмечал, что не дыхание способствует развитию пения, а пение развитию дыхания.
Затем к этим звукам добавляют согласные: сссааа, шшшааа и т. д. Обязательно следует помнить, что при вдохе плечи не поднимать, и почаще напоминать об этом ребенку.
Далее следует проговаривать короткие слова, фразы. Можно также напевать мелодии, слова и простые детские песенки. Такие упражнения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.
Артикуляционная гимнастика
1. Гимнастика для языка: широко раскрыть рот и удерживать расслабленный язык на дне его полости в течение нескольких минут; поочеред но высовывать широкий и узкий язык, двигать языком в стороны — «чашки», «шишки» (язычок в щечки), покусать широкий язык со звуком «а» - ла-ла (толстый колокольчик), постучать кончиком языка во верх ним альвеолам—ля-ля (тонкий колокольчик), облизывать верхнюю губу (языком на себя), «болтушка» - подвигать языком по нёбу.
2. Гимнастика для губ: «улыбка» — обнажать верхние и нижние губы — звук «И», поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губы, вытягивать губы в трубочку — звук «У», затем попеременно «АУ» (рот раскрыт широко) и «ОИ», обнажая зубы. Попеременно покусывать то верхнюю, то нижнюю губы.
3. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправо-влево.
Эти упражнения проводятся по несколько раз как в статике, так в динамике. Такие упражнения помогают произвольно расслаблять оральную мускулатуру и добиться легких, четких координированных движений языка, губ и нижней челюсти в полном объеме, что необходимо при судорогах артикуляционного аппарата, которые наблюдаются при заикании.
Итак, при устранении заикания необходимо целенаправленно проводить дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, чтобы снять или уменьшить проявление судорог.
Развитие чувства ритма
Как уже было сказано выше, заикание — это темпо-ритмическое нарушение речи. У заикающихся детей речь неравномерная, прерывистая, некоординированная. У них нарушается чувство ритма, они не могут самостоятельно управлять ритмическим рисунком своей речи.
Необходимо добиваться плавной, слитной, замедленной, координированной речи. Плавная, замедленная темповая речь способствует установлению необходимого ритма физиологических процессов коры головного мозга, что способствует становлению правильного соотношения процессов возбуждения и торможения, что ведет к устранению моторных механизмов заикания.
Поэтому заикающемуся ребенку необходимо развивать чувство ритма.
Можно проводить с ребенком следующие упражнения.
1. Отхлопывание ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5 и т. д. до 10. Родителям самим следует показывать это упражнение и задать необходимый темп. Проводя это упражнение можно одновременно отрабатывать длительный выдох после короткого глубокого вдоха. Если ребенок будет считать вместе с родителями, то последние должны следить за тем, чтобы счет начинался после вдоха ртом. Обязательно использовать НДД. Название цифр должно звучать слитно: вдох — одиндва, одиндватри, одиндватричетыре и т. д. При этом голос звучит постоянно, не прерываясь, т. е все слова
произносятся слитно, выделяя при этом ударный гласный. Это второе условие при выполнении этого упражнения.
Когда ребенок усвоит это упражнение в среднем темпе, то можно попробовать в чуть замедленном и быстром темпе, соблюдая все установки.
2. Шагистика под счет. Родители учат ребенка сначала просто ходить под счет в среднем темпе. Шаг начинать с левой ноги на счет раз. Когда ребенок научится правильно четко ходить под счет со стороны родителей, то предложить ему самому вести счет.
Можно проводить следующие упражнения:
Вдох — маршировка до 3-х: одиндватри — выделяем ударный гласный и голос звучит постоянно, не прерываясь на выдохе. Упражнение производится синхронно: шаг — цифра.
Вдох — маршировка до 4, 5, 6 и т. д. до 10 на одном выдохе.
3. Работа с мячом. Набивание мяча обеими руками: бросить мяч в пол и поймать его. Ноги на ширине плеч. При ловле мяча, который отскочил от пола, стараться не приседать. Ни в коем случае не набивать мяч как баскетболисты одной рукой: поймать отскочивший мяч от пола обеими руками и снова бросить его. Научить ребенка легко набивать мяч до 2, 3,4 и т. д. до 10. Затем тоже самее проводить под счет.
Проводим следующие упражнения:
Вдох — набиваем мяч под счет до 2-х, 8, 4, 5 и т. д. до 10.
Родители следят: за дыханием — счет начинать только после вдо-I, за четким синхронным пробиванием мяча, голосоведением при чете — голос звучит постоянно, не прерываясь, с акцентом на ударный гласный, как в упражнениях, перечисленных
Это первые предварительные упражнения, которые способствуют вы работке длительного выдоха, чувству ритма и слитному произношению коротких слов. Произношение слов с движениями тела называется логоритмикой. Хлопать, маршировать и набивать мяч со счетом начальные элементы логоритмики. В этом случае используется автоматизированный ряд — счет.
Этому научить ребенка не сложно: несколько занятий — и он справляется самостоятельно. Эти упражнения можно поводить под музыкальное сопровождение.
Для того чтобы ребенок выполнял все упражнения легко, четко, непринужденно, с хорошим настроением, нужно создавать мотивационный настрой.
Перечисленные упражнения проводим с рукой, т. е. на каждый счет отстукиваем кистью по столу в положении сидя или по бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса и поднимается только кисть). Постукивание должно быть легким, без напряжения.
5. Упражнение «лесенка» — нарисовать в профиль лестницу (марш) до 10 ступенек.
Вдох — считаем до 2-х (взобраться на две ступеньки), до 3-х, 4-х и
т. д. до 10-ти на одном выдохе и слитно. Рисунок должен быть большой, а не мелкий.
Для этого упражнения можно использовать любой счетный материал: пуговки, спички,
карандаши, конфетки и т. д.
6. Упражнение «хлопки» следует проводить с детьми 2, 3 и 4 лет, т. к. это упражнение более подходит этому возрасту — у малышей еще недостаточно развита общая моторика. Нужно обязательно помнить, что все эти упражнения проводятся в замедленном темпе! Родители могут дать провести ребенку одно из упражнений в быстром темпе, и он сам почувствует, что это дается ему с трудом: у него сразу резко проявится его недуг. При за медленном темпе упражнения выполняются легче. Это надо объяснить ребенку. Сама речь родителей должна быть плавной, слитной, за медленной, чтобы ребенок легко мог ее копировать как в ритмическом, так и интонационном рисунке.
В зависимости от возраста и развития общей моторики для тренировки сначала выбирается одно из упражнений, и на нем отрабатывается весь подготовительный комплекс. Затем можно проводить все упражнения, но не все сразу: каждое занятие по одному из этих упражнений. Длительность каждого занятия зависит от индивидуальности ребенка: его внимания, работоспособности. Сначала учат ребенка хлопать в ладошки, шагать, набивать мяч, отстукивать просто рукой по столу, по бедру, а затем это все проделывать четко под счет.
Массаж
Массаж при заикании также имеет большое значение. При проведении массажа происходит релаксация напряженных мышц артикуляционного аппарата.
Вo время заикания отмечается сильное напряжение мышц шейно-плечсвого пояса. Радиально это передается в дыхательную, голосовую и артикуляционную системы: дыхание становится поверхностным, учащенным, голос слабым, невыразительным, артикуляция -"жатой, смазанной. Это можно проверить на себе: расслабьтесь и произнесите звук «а», а теперь напрягитесь — почувствуйте напряжение в мышцах шеи и плечевого пояса и снова произнесите звук «а». При этом вы почувствуете большую разницу. Поэтому обязательно нужно проводить массаж воротниковой зоны (шея и плечевой пояс).
Ребенок садится к вам спиной. Руками опирается на спинку стула - Принимает расслабленное положение. Проводить разминающие и поглаживающие движения плеч и шеи в течение 1 -2 минут. Упражнение проводится в быстром темпе, а заканчивается легким поглаживанием. Нельзя в интенсивном темпе заканчивать это упражнение, т.к.. это может вызвать неприятные ощущения.
Достаточно проводить это упражнение один раз в день, но оно требует регулярного систематического выполнения и тогда принесет свои результаты. Если есть сомнения, родители могут проконсультироваться с врачами лечебной физкультуры, которые могут продемонстрировать это на ребенке. Массаж тоже входит в общую систему по устранению заикания.
Требования и последовательность поэтапной работы в формировании правильной речи
Прежде всего, дети должны научиться подражать речи взрослых! Этому придается большое значение при проведении занятий по коррекции речи заикающегося ребенка.
Все виды речевых занятий, которые используются при перевоспитании патологически возникшей заикающейся речи у дошкольников, выстроены по принципу от простого к сложному (дидактический принцип): от сопряженной и отраженной речи к спонтанной эмоциональной, т. е. свободной речи.
Родители должны помнить, что дети любят подражать взрослым. Личный их пример играет большую роль в формировании характера и поведения ребенка. С самого раннего детства нужно личным примером приучать детей к правильному поведению и хорошей речи, а это требует от родителей постоянной работы над собой. При работе с заикающимся ребенком от родителей требуется большая выдержка, терпение и расположение ребенка к своим требованиям, которые умело предъявляются ему.
Родители не должны скупиться на похвалы, в умеренных пределах, если ребенок точно и правильно выполняет задания с установочными требованиями. В работе по устранению заикания между родителями и заикающимся ребенком должен быть налажен тесный контакт, который поможет преодолеть заикание.
Работа родителей
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика — это упражнения на координацию слона с движением. Она занимает особое место в общей системе комплексного подхода при устранении заикания у детей. Логопедическая ритмика нормализует двигательные функции и речь у заикающеюся ребенка.
Движения детей с невротическим заиканием характеризуются не точностью и неуверенностью в их организации. Дети с неврозопо- добным заиканием очень раздражительны, двигательно расторможены, поэтому логопедическая ритмика направлена на коррекцию моторики и речи таких детей.
Упражнения на координацию слова с движением:
1.Воспитание чувства ритма. Ходьба со сменой ритма.
2.Выработка точности и четкости движений под счет.
3.Выработка активизации внимания — работа над координацией и переключаемос - тью движений.
4.Нормализация мышечного тонуса.
5.Прослушивание музыкальных произведений, исполняемых в различных темпах.
6.Пение песен с различными ритмичными рисунками.
Все эти упражнения положительно влияют на психическое состояние ребенка. Упражнения следует обязательно дозировать в зависимости от состояния ребенка. Не следует его перегружать, т. к. это может привести к его переутомлению, особенно детей с неврозоподобным заиканием, у которых заикание возникает на фоне остаточных явлений церебрально-органической недостаточности.
Что должны помнить родители
Личный пример родителей играет большую роль в воспитании ребенка и в формировании его характера. Детям свойственна подражательность поступкам взрослых. Необходимо с самого раннего возраста личным примером приучать детей к правильному поведению и правильной речи. Родители должны проявить большой педагогический такт в правильном подходе к заикающемуся ребенку. Дети очень чувствительны к проявлению внимания и интереса к их жизни. Можно многого добиться, завоевав любовь и доверие своего ребенка.
Родители должны выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту. Надо сразу же активизировать внимание ребенка на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такие приемы только вредят. Родители должны сами оценить свое отношение к ребенку с точки зрения его отрицательного влияния на его повеление.
Родители заикающегося ребенка должны приобрести большую выдержку, терпение, тактичный подход, а также избегать различных семейных конфликтов, ровно относиться к своему ребенку, соблюдать его режим дня. Между родителями и ребенком должны существовать доверительные отношения.
Нужно помнить, что желание хорошо говорить у детей огромно, и оно помогает родителям выработать у них внимание и усидчивость на речевых занятиях.
Работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Родители не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребенка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.
Родители должны знать, что каждый этап речевой работы несет определенные требования, формирование новых навыков. Все это вводится в речь постепенно. Речевая работа требует от ребенка и родителей терпения и усилий, чтобы добиться хороших конечных результатов. С первых же занятий у ребенка нужно воспитывать настойчивость, усидчивость и желание работать над своей речью, точно выполнять режим дня.
Занятия следует проводить систематически каждый день. Сначала занятия длятся не более 15—20 минут, а затем они доводятся, в зависимости от этапа, до 25—30 минут. Хотя их можно варьировать в зависимости от состояния ребенка. Цель занятий — выработка правильных речевых навыков и пользование ими в повседневной жизни самостоятельно.
Задание № 2 (3 - 4). Отраженная речь
С каждым занятием мы стараемся вводить в речь ребенка для повторения за вами все более усложненные формы предложений: от простых до сложных.
Цель занятия: выработка навыков легко и свободно, без напряжения воспроизводить самостоятельно вашу речь, выраженных в различных по сложности предложениях.
При этом нужно добиваться, чтобы он уже сам контролировал свою речь, т. е. сравнивал по параметрам свою и вашу речь.
Задания также включают артикуляционные, дыхательные, голосовые, ритмические, расслабляющие, логоритмические упражнения. Все эти упражнения перечислены выше.
Теперь вернемся к маршировке. На 1-м занятии мы на четыре счета вытягивали руки вперед, затем вверх, в стороны, на пояс. Теперь это же упражнение (счет и маршировка с движениями) выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два. Затем это же упражнение проводится только на счет раз — руки вперед — раз, руки вверх — раз, руки в стороны — раз, руки на пояс — раз, т. е. четыре счета и подряд четыре смены движений. В начале упражнения мы на четыре счета меняли одно движение, затем на два счета, и последняя фаза такого упражнения более сложная, т. к. при ней смена движения меняется на каждый счет.
Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внимания, координацию сложных движений в сопровождении самостоятельно озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Эти упражнения очень полезны для детей с невротическим заиканием, а также и с неврозоподобным.
Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости и синхронности, четкости и ритмичности.
Работа по зрительной опоре. Сюжетные, серийные картинки, предметы (детская посуда, мебель и т. д.), ролевые игры (куклы).
В задании по отраженной речи постоянно выполняются речевые правила, которые на своем примере вы демонстрируете ребенку и просите выполнить его это самостоятельно. На занятии используются все виды логоритмических упражнений. На занятии можно изменять формы различных частей речи:
Здесь одновременно закрепляются грамматические навыки в согласовании в роде, числе, падеже. Учим небольшие стишки и считалочки. |
|
Материал занятий по отраженной речи можно повторять по нескольку раз, чтобы ребенок легко выполнил требования на этом этапе. На этих занятиях можно использовать и собственный материал. Далее переходим к более сложной вопросно-ответной речи (диалогической).
В чем же заключается наша задача на этом этапе? Учим ребенка отвечать на вопросы одним словом или развернутой фразой. Учим его самого самостоятельно задавать вопросы. Эта работа проводится как со зрительной опорой (зрительный анализатор), так и со слуховой (слуховой анализатор). Учим умению самостоятельно планировать свои действия, выражая собственные мысли вслух. Дыхательные, голосовые, артикуляторные, ритмические, логоритмические, расслабляющие упражнения выборочно проводятся на занятиях на вопросно-ответном этапе. По-прежнему отрабатываются навыки речевых физиологических правил — речь начинать только после короткого вдоха, в важном слове выделять ударный гласный и все слова в предложении произносить слитно, т. е. голос, а это смычка связок, звучит постоянно, не прерываясь (голосоведение).
На этом этапе мы постоянно об этом напоминаем ребенку во время выполнения задания, он в любую минуту должен чувствовать вашу поддержку.
Задание № 4 (7-8). Вопросно-ответная речь
(более усложненный вариант — переход к самостоятельной
постановке вопросов)
Задаем вопросы ребенку во время его трудовой деятельности: рисования, лепки, конструирования, раскрашивания, в работе с мозаикой и т. д.
Цель: учим ребенка в отвлеченной манере отвечать на вопросы во время его деятельности, снижая уровень контроля.
Пособия: альбомы, пластилин, мозаика, конструкторы лего, кисточки, клей, ножницы и т. п.
В вопросах используются глаголы будущего, настоящего и прошедшего времени, прилагательные, наречия, числительные, существительные, предлоги.
Таким образом, можно проводить замену действий, используя только формы различных частей речи.
Задание № 5 (9 - 10). Самостоятельная вопросно-ответная речь
Цель: научить ребенка самостоятельно задавать вопросы, соблюдая речевые правила.
Пособия: игрушки, предметы, яркие предметные картинки, сюжетные картинки, сказки, рассказы, диафильмы, видеофильмы.
Прежде всего учим задавать вопрос к одушевленным предметам «Кто это?» и неодушевленным: «Что это?». Перед этим нужно обязательно объяснить разницу в постановке вопроса. Все, кто дышит, кричит, бегает, прыгает, летает, плавает: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые — требуют вопрос: «Кто это?» Например, зайка бегает, прыгает, пищит, дышит, поэтому мы зададим вот такой вопрос: «Кто это?». Ответ: «Это зайка». Зайка живой.
Все, что не дышит, не кричит, не бегает, не прыгает требует вопрос: «Что это?». Ответ: «Это дом». Дом неживой.
«Кто это?» — Это Маша, Петя, собака, петух, воробей, муравей, жаба». Они живые.
«Что это?» — «Это дом, дерево, стол, река, лодка, кубик, кукла, яблоко». Они неживые.
Усложняем вопросы к глаголам в настоящем времени, но в единственном и множественном числе. «Что делает мальчик?». «Что делает девочка?». «Что делают дети (мальчики, девочки)?».
В вопросах можно обыграть величину, цвет, форму, время действия, место действия. Вопросы ставятся коротко и конкретно. Следует избегать абстрактных существительных, к которым еще рано задавать вопросы, т. к. мышление ребенка находится в стадии развития. Не следует ребенка торопить с ответом. Пусть опирается на предметы, картинки, прослушанный несколько раз текст, просмотренный видеофильм, диафильм. Чем больше ребенок получает знакомой слуховой и зрительной информатики, тем легче ему строить вопросы и отвечать на них.
Можно несколько раз задавать вопрос, меняя его акцент. Это можно показать ребенку, меняя интонацию вопроса. Например: «Маша идёт в садик». «Маша идёт в
садик». «Маша идёт в садик». Кто, что делает, куда идет.
Учите ребенка задавать и находить ответы на различные вопросы, сначала односложные, а затем все более развернутым предложением. Нужно выработать у ребенка уверенность в своих силах и возможностях на этом речевом этапе. Приобретенные навыки в этом виде работы будут всегда полезны в дальнейшем, особенно в школьном, обучении.
Сначала вы задаете вопросы, выдерживая интонацию и соблюдая речевые правила. Затем просите ребенка самостоятельно все повторить несколько раз до полного автоматизма, т. е. четкого, легкого воспроизведения, а сами стараетесь полностью на него ответить, акцентируя внимание на соблюдение речевых правил. Вы должны выработать навыки вопросно-ответной речи у заикающегося ребенка, чтобы он мог все воспроизводить без элементов заикания сначала в замедленном темпе, а затем и в среднем речевом.
Ребенка нужно научить работать с предложением, задавать вопросы к главным членам предложения: к подлежащему и сказуемому и второстепенным членам: определению, прямому дополнению, обстоятельствам.
Например: Маленький Петя ест суп за столом поздно вечером очень быстро. Вопросы: Кто ел суп? Что делал Петя? Какой был Петя? Где ел Петя? Когда ел Петя? Как он ел суп быстро или медленно?
Нужно добиваться, чтобы у ребенка не было чувства неуверенности в выполнении этого задания. Поэтому этому виду занятий следует уделять должное внимание и длительное время.
Работа по серии сюжетных картинок
Несчастный случай
Перед ребенком три сюжетных картинки
На 1-ой. Лето. Дорога. Хороший солнечный день. По дороге на велосипедах едут два мальчика. Из-за угла дома на них бросаются две собаки. Один мальчик загляделся на них и потерял равновесие. Через мгновение он очутился на земле.
На 2-ой. Кругом люди: мужчины, женщины, дети. На земле лежит мальчик. К нему спешат врачи с носилками. Они по вызову прохо-
жих приехали на машине «скорая помощь». Мальчика увозят в больницу.
На 3-ей. Мальчик уже в больнице. Он в хирургическом кабинете. Врач перевязывает мальчику поврежденную руку. Ему помогает медицинская сестра. На прощание врач советует мальчику быть осторожным на дороге.
Можно попросить ребенка придумать название ко всему этому сюжету, к каждой картинке. Здесь могут быть с его стороны различные версии. После проработки сюжета ребенок пусть попробует сам задать самостоятельно несколько вопросов по этой серии картинок. В этом случае используется зрительная опора.
Далее задаются вопросы по прослушанному тексту. Например можно взять рассказ К. Ушинского
Можно прочитать рассказ несколько раз, чтобы ребенок мог его хорошо запомнить. Уточнить значение незнакомых слов. Например — сенокос - объяснить, что это такое.
Ответы ребенок может давать как односложные, так и развернутые, но стараясь при этом соблюдать речевые правила. Если заметно, что ребенок легко пользуется приобретенными речевыми навыками в своих ответах, то это уже большой успех и на него стоит обратить внимание. Ребенок заслуживает похвалы с вашей стороны.
После проработки рассказа ребенок должен постараться сам задать любые вопросы по сюжету, которые он хочет.
Этот этап вопросно-ответной речи включает работу по развитию диалогической речи. Сначала вы задаете вопросы — ребенок отвечает. Затем меняетесь ролями: ребенок задает вопросы — вы отвечаете. При этом обязательно выполнять все речевые требования: речь начинать после вдоха на плавном выдохе, выдерживать замедленный темп благодаря выделению ударных гласных в каждом слове, следить за голосом, чтобы он звучал постоянно (между слов не должно быть пауз — постоянное голосоведение). И во время речи нельзя чувствовать себя напряженным, т. к. напряжение рефлекторно передается на дыхательную, голосовую и артикуляторную системы!
На этом виде занятий можно использовать элементы логоритмики: хлопки (это в основном для малышей), удары кисти руки сидя по столу и стоя по бедру, шаг-слово, игры «лесенка» и «горка», работа с мячом, а также применять в работе «старт». Об этом говорилось выше.
А теперь переходим к следующему этапу речевой деятельности — к пересказу (монологическая речь). Это этап более сложный.
Логичность, объем и точность изложения материала зависит от того, каким материалом в лексическом плане владеет ребенок, как правильно в грамматическом плане он связывает слова в различных по конструкции предложениях. Как правильно он производит отбор синонимов, антонимов и т. д. Как часто родители работают с ребенком по развитию диалогической и монологической речи. Ведь в этом тоже нужно выработать у ребенка определенные навыки, которые помогут ему еще более развиться уже в школьном возрасте.
Содержание
Что такое заикание и как оно проявляется.................. ....................................1
Причины заикания............................................................ ………………………3
Физиология речевого акта и его механизмы................ ………………………
С чего начать устранение заикания............................... ………………………7
Артикуляционная гимнастика......................................... ………………………11
Развитие чувства ритма... ......................................11
Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения……………..13
Массаж............................................................................... ……………………….14
Развитие общей и мелкой моторики.............................. 15
Основные методы устранения заикания........................ 15
Поведение родителей с заикающимся ребенком......... 17
Требования и последовательность поэтапной работы
в формировании правильной речи................................. 18
Основные направления в работе с заикающимися детьми................................. 18
Логопедическая ритмика................................................. 26
Что должны помнить родители...................................... 26
Правила, которые необходимо соблюдать на занятиях
и в повседневной жизни ребенка.................................... 27
Примерные поурочные занятия...................................... 27
Занятие № 1 (1 - 2) (подготовительное)................... 27
Занятие № 2 (3 - 4). Сопряженная речь.................... 28
Занятие № 3 (5 - 6). Сопряженная речь.................... 31
Занятие № 4 (7 - 8). Сопряженная речь.................... 35
Занятие № 1 (1 - 2). Отраженная речь....................... 37
Занятие № 2 (3 - 4). Отраженная речь....................... 41
Занятие № 1 (1—2). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 47
Занятие № 2 (3 - 4). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 51
Занятие № 3 (5 - 6). Вопросно-ответная речь.......... 53
Занятие № 4 (7 - 8). Вопросно-ответная речь (более усложненный вариант
переход к самостоятельной постановке вопросов)……………59
Занятие № 5 (9 -10). Самостоятельная вопросно-ответная речь 59
Занятие № 1. Пересказ (монологическая речь)....... 65
Занятие № 2. Пересказ (монологическая речь)....... 67
Занятие № 3. Пересказ (монологическая речь)...... 71
Работа с заикающимися школьниками......................... 73
Предупреждение рецидивов заикания......................... 75
Количество занятий по этапам (условно).................... 76
Что такое заикание и как оно проявляется
Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечении. Распространенность заикания зависит не только от многообразных этиологических факторов, но и от некоторых национальных черт, например от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов — 5,7%, у немцев — 2%, у русских — 1,2%.
Заикание — это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребенка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью и т. д.
Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребенка у детского психиатра или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эффективна.
Заикание обычно возникает в возрасте 2—5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляются новые, повышенные, требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.
Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Существует два типа судорог: клонический и тонический, а также их смешанный вид, когда одновременно проявляются как клонические, так и тонические судороги (при этом одни судороги проявляются сильнее, а другие слабее). Для заикающегося с клоническими судорогами характерно повторение звуков или слогов: с-с-с-садик, ма-ма-ма-шина по причине затруднительности в произнесении слов. Сначала он несколько раз повторяет первый слог, а затем как бы выталкивает конец слова. Эта стадия заикания, которая характеризуется кратковременным сокращением мышц, сменяющихся их расслаблением, называется клонической. Со временем этот тип судорог может перейти в более тяжелую форму — тоническую, которая характеризуется длительным сокращением мышц: с садик, ма шина.
При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются.
По степени проявления заикание может быть легким (слабым), средним и тяжелым (сильным).
Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой степени, в результате длительных судорог, речевое общение становится невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
В зависимости от места возникновения речевые судороги подразделяются на артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.
В первом случае судороги поражают мышцы языка, губ или мягкого нёба и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. Например: б'..бабушка, бу-бу-будка (судороги губ); д'..домик, дя-дя-дя-денька (судороги кончика языка); г'..гуси, к'..камень, й-ю-юла (судороги корня языка или мягкого нёба).
Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а'..арбуз, о-о-о-огурец) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.
В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, говорящий как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на шо недостаточном выдохе.
Обычно по месту возникновения речевые судороги бывает смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др. Нарушение координации общего речевого акта отражается таким образом и на дыхательной, фонаторной (голосовой) и артикуля-торной мускулатуре. Дыхательные движения нарушаются очень заметно и многие заикающиеся испытывают трудности в голосопода-че. Заикающиеся чрезмерно расходуют воздух. Некоторые из них выдыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие растрачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в органах речи. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заикании, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и больной после этого говорит только на остаточном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное: следовательно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, короткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы часто сочетаются.
Нарушение фонаторных движений заключается в том, что почти у всех заикающихся нарушается голос, однако не так заметно, как дыхание. Во время приступа заикания можно видеть и ощущать быстрые движения гортани вверх, вперед или вниз.
Напряженная и судорожная фонация иногда изменяет состояние голосовых связок, возникает гиперемия, утолщение слизистой и образуются узелки, что способствует различным нарушениям голоса. У заикающихся нарушения в образовании голоса многочисленны. Они проявляются в виде префонаторного (доречевого) давления как тоническая и клоническая фонации или певчее выкрикивание слогов или слов.
Признаком длительного заикания является образование голоса при вдохе, чем прерываются фонаторные или артикуляционные тоны. У некоторых заикающихся детей период фонации заметно укорочен.
Нарушения артикуляционных движений наступают при произношении всех звуков, чаще всего «чеканных», больше незвонких (п, т, к), чем звонких (б, д, г). При произношении длительных согласных более часты тонические остановки. Артикуляционные нарушения очень разнообразны и у одного и того же ребенка могут меняться.
При заикании трудно произносятся согласные, причем больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Иногда больные хорошо произносят физиологически трудные звуки и, наоборот, легкие представляют для них непреодолимые затруднения. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.
Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. В этих движениях могут участвовать самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и т. д. Некоторые дети проделывают сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой,
напрягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами и пр.
Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперек кровати. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например в школе — учителей, в детском саду — воспитателей. Заикание также резче проявляется после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.
Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи (логофобия), страх перед определенными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторое дети предпочитают молчать и не произносить опасное слово. Другие его заменяют синонимом. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механизме артикуляционных движений, и от этого они становятся малоразговорчивыми и необщительными.
Боязнь речи заставляет заикающегося плохо владеть собой; он одержим стремлением выговорить трудное слово и выходит из этого состояния только тогда, когда ему удается после неимоверных усилий произнести желаемый звук или слово. Какие мучения испытывает при этом больной, окружающие часто даже не представляют.
Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжелые и всегда новые психические травмы. Иногда проявляются параноидные черты. Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это иногда приводит к полному обесцениванию личности. Не удивительно, что психическое состояние больных постепенно изменяется к худшему и невроз речи переходит в психоз.
На фоне судорог и других длительных физических и психических проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т. е.
нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи.
От заикания необходимо отличать физиологически обусловленные итерации: повторения, запинки, повторы в речи несудорожного характера. Итерация, как правило, возникает в возрасте 2—-3 лет и не носит судорожный характер и проходит сама по себе.
Причины заикания
Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.
Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель извне. Состояние страха резко сказывается у такого ребенка на нервно-мышечной работе речевого аппарата: ребенок говорит с судорожными повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь аритмична. Речь купируется на отдельные звуки и слова. У ребенка, перенесшего состояние страха, возникают первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут фиксироваться. При испуге может также наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одергивания, приказания и т. д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.
Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного, кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.
Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. При нарушении программирования своей речи, т. е. несоответствии мыслительных способностей и речевых возможностей, может возникнуть явление заикания. Например, ребенок хочет сказать — «машина», но на какой-то момент он не может сразу этого добиться и начинает повторять начальный слог: ма-ма-машина. В начале это проявление не носит судорожного характера, но со временем может перейти в заикание.
Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, когда родители много читают ребенку, разучивают с ним различные рассказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Речевой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.
О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Данные, полученные многими авторами, указывают на незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родители заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же недугом, но к этому он уже предрасположен.
Следует также отметить незначительную роль подражания в развитии заикания. Даже длительное имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового состояния, сопровождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для этого нужно сильное внешнее воздействие.
Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы: постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в детском коллективе, могут явиться результатом заикания. Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неумение произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм закрепляется и может привести к заиканию.
Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на детские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подолгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь становится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.
Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают остановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.
Примеры возникновения и течения заикания
Петя К., 3 года. Родители здоровы, имеют высшее образование. Три месяца назад у мальчика появились запинки в виде повторения начальных звуков, слогов. Темп речи быстрый, дыхание — прерывистое, голос — слабый, артикуляция — напряженная. Иногда старается перейти на шепот. При беседе с родителями выяснено, что они форсировали речевое развитие сына. Они предъявляли для усвоения материал, не соответствующий возрасту, разучивали сложные для понимания стихи, азбуку. Речевой аппарат малыша к этому еще не был готов. Произошла речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв, что привело к заиканию, по типу клонусов.
Саша В., 5 лет. Заикание началось после того, как мальчик пошел в детский сад, т. е. уже полгода. Ребенок в сад пошел без желания. Очень привязан к родителям. Сначала заикание проявлялось в виде повторений звуков, а в последнее время мальчик делает продолжительные остановки. Иногда тянет звуки. Заикание усилилось за счет тонических судорог. У мальчика клоно-тоническое заикание. Отец мальчика в детстве заикался.
Катя М., 7 лет. Часто болела простудными заболеваниями. В возрасте 5 лет у нее появились первые признаки заикания, девочка стала повторять начальные слоги в словах. Темп речи — ускоренный, голос — смодулированный, дыхание — поверхностное, прерывистое. Иногда говорит на вдохе. Артикуляция — зажатая (артикуляционные судороги). До школы заикание протекало скачкообразно: оно то
проходило, то снова возобновлялось. При поступлении в школу заикание усилилось. Заикание протекает по типу клинических судорог.
Коля С, 4 года. Ребенок с бабушкой сходил в театр на кукольный спектакль. Дома он стал пересказывать содержание увиденной сказки и во время речи у него появились кратковременные судорожные остановки. К вечеру они усилились. Из-за страха перед речью он вообще перестал общаться с родственниками. У мальчика после эмоциональной нагрузки, вызванной просмотром спектакля, появилось заикание, по типу тонических судорог. Произошло перенапряжение нервной системы.
Маша Ф., 5 лет. 2 месяца назад родители познакомились с новой семьей, в которой заикалась дочка. Девочки подружились и часто общались друг с другом. В последние две недели родители Маши заметили, что она стала повторять начальные звуки и слоги в словах, появились дыхательно-голосовые судороги. Заикание появилось по подражанию. Родители во время изолировали ребенка от неблагоприятного общения, тем самым предотвратили возникновение истинного заикания.
Виды заикания
У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.
Невротическое заикание.
С физиологической стороны при этом виде заикания правое полушарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет работать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.
Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.
У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневротические проявления, к которым можно отнести пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.
На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание своей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при котором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко-произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирующей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой бывает столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом перед речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.
Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му-тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.
Неврозоподобное заикание.
Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше-ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произвольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетичсских зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заикания.
Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (наследственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от ситуации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается.
Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие переживания своего заболевания, что свойственно больным с логоневрозом, а после двигательного или психического возбуждения, соматической болезни или вследствие переутомления. Количественная выраженность заикания зависит от степени усталости, во второй половине дня оно, как правило, усиливается.
Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической основой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дислалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого дефекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего заболевания, отношение к нему со стороны ребенка.
Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — боязнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 410.