Пятая фаза: люди полностью осваивают навыки взаимодействия с новой культурой, возникает взаимопонимание с другими людьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, человек в период прохождения U-образной кривой аккультурации испытывает следующие чувства: чувствует себя хорошо, плохо, очень плохо, лучше, хорошо, очень хорошо.

Естественно, не все люди проходят данные фазы. Туристы обычно возвращаются домой после первой фазы. Эмигранты могут вернуться в период третьей фазы, испытывая пик ностальгии. Однако те, кто смог выдержать и дойти до пятой фазы, способны остаться жить и работать в другой культурной среде. Следует заметить, что не все люди переживают культурный шок или стресс аккультурации в равной степени. Возвращаясь домой из чужой страны, люди в большей или меньшей степени проходят такой же цикл аккультурации, который изображают U-образной кривой, они вынуждены адаптироваться к изменениям образа жизни, отличного от заграничного.

 

Основные выводы.

1. В современной системе психологических знаний существует две научные традиции в понимании и исследовании обусловленности психологии человека его этнической и культурной принадлежностью. В западной (прежде всего, американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросс-культурная психология. В отечественной научной традиции (ведущей свое начало от европейской философской мысли) исследования обусловленности психологии этничностью проводятся в рамках этнической психологии.

2. Основополагающие принципы психологии культуры: принцип различения и тождества, принцип зависимости и свободы, принцип активности и адаптивности. принцип рефлексии и предвосхищения, принцип единства внешней и внутренней детерминации.

3. Американский психолог Д. Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению. Среди характеристик культуры выделяют: надорганичность, внешняя и внутренняя детерминированность, уникальность культуры в ее универсальности.

4. Среди социальных последствий культуры выделяют ее проикновение в политику, сферу здоровья и морали.

5. Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые <культурные синдромы>. Культурный синдром, по мнению Триандиса - это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Сам Триандис выделил 3 культурных синдрома - <простота -сложность>, <индивидуализм - коллективизм> и <открытость - закрытость>.

6. Еще три измерения культур были предложены психологом Г. Хофстедом на основании большого эмпирического кросс-культурного исследования, в результате которого им были выделены (помимо индивидуализма) три основания, по которым были получены значимые отличия в обследованных им культурах. Он назвал их таким образом: дистанция власти (power distance), избегание неопределенности (uncertainty avoidance) и маскулинность-феминность (masculinity-feminity).

7. Аккультурация — процесс и результат взаимовлияния культур. Под аккультурацией Д. Мацумото понимает усвоение новой культуры, что приводит к изменениям, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур. В настоящее время изучают взаимовлияние доминантных и недоминантных этнокультурных групп. Дж. Берри (J. Berry) выделяет два типа аккультурации: социальную (или культурную) и психологическую.

8. Изменения могут вызывать стресс аккультурации. Стресс аккультурации — это реакции, превышающие возможности человека справляться с событиями жизни, связанными с меж- культурными контактами. Часто эти реакции означают повышение уровня депрессии (что связано с чувством культурной утраты) и беспокойства (что связано с неуверенностью в том, что нужно и можно жить в новом обществе).

9. Г. Триандис (H. Triandis) и его коллеги предложили три модели аккультурации: модель аккомодации, модель отклонения от нормативных представлений, и модель этнической аффилиации. Многочисленные исследования установили, что адаптация мигрантов к новой культуре имеет форму U-образной кривой. Человек в период прохождения U-образной кривой аккультурации испытывает следующие чувства: чувствует себя хорошо, плохо, очень плохо, лучше, хорошо, очень хорошо.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Белашева И. В. Психология терроризма: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 120 с.

2. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства: учеб. / Н. П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2006. – 268 с.

3. Гусева О. Ю. Психология рекламной деятельности: Учебное пособие. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. – 195 с.

4. Занковский А. Н. «Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме»: М. – Институт психологии РАН, 2011. – с.

5. Зелинский С.А. Манипуляция массами и психоанализ. – Спб.:Изд-во «СКИФИЯ», 2008. – 248 с.

6. Зелинский С. А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием. Режим доступа (URL): https://psyfactor.org/lib/zelinski2-00.htm

7. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. – М.: СТАТУТ, 2007. – 535 с.

8. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.

9. Крысько В. Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

10. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: «Ключ-С», 1999. – 191 с.

12. Лебедева Л. В. Психология рекламы: учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного унверситета, 2010. – 140 с.

13. Лебедева Н. М. Ценности культуры и развитие общества. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 528 с.

14. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

15. Лепешкин Н.Я. Психологические основы терроризма и антитеррористической деятельности в современных условиях: учебно-методическое пособие / Н.Я. Лепешкин, В.Г. Василин, А.И. Обирин, В.Е. Талынев: Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2008, – 348 с.

16. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эк-мо, 2006. – 1008 с.

17. Маркова Е.В. Психология рекламы. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 152 с.

18. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции»: ПЕР СЭ; М.; 2001

19. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.

20. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Изд-во: «Питер», 2002. – 363с.

21. Ольшанский Д. Психология терроризма. – СПб: Питер, 2002. – 288 с.

22. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 208 с.

23. Политическая психология. (Режим доступа URL) http://bibook.ru/books/21980/default.htm

24. Политическая психология: Учебное пособие / Сост. С.И. Симановский.– Мн.: БГУ, 2002.– 104 с.

25. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.

26. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология — М., Питер, 2010.(психология толпы)

27. Психология лидерства. Электронный учебник. Составитель − Радина Н. К. На базе: Радина Н.К. Социо-культурные аспекты лидерства: учебно-методическое пособие к курсу «Индивидуальное и политическое лидерство» / Н.К. Радина. – Н.Новгород, 2002. – 100 с.

28. Спирица Евгений. Психология обмана и лжи. – СПб.: Питер, 2015. – 163 с.

29. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение /пер. Соснин В. А. – М.:Изд-во «ФОРУМ», 2007. – 384 с.

30. Фрай, О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 284 с.

31. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

32. Экман, П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.

 

Дополнительная

 

1. Айзенк, Ханс. Психология политики / Х. Айзенк: пер. с англ. В. Егорова. – М.: Мысль, 2016. – 392 с.

2. Бендас, Т. Психология лидерства: Учебное пособие / Т. Бендас. – Санкт-Петербу рг: Питер Пресс, 2009. – 448 с.

3. Геращенко Л. Психология рекламы. – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 298 с.

4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

5. Знаков В.В. Психология понимания правды. – СПб., 1999. – 281 с.

6. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.

7. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

8. Мацумото Дєвид. Психология и культура.

9. Ольшанский Д.В. Психология масс. – Изд-во: «Питер», 2002. – 363с.(70-89 – подражание, заражение, внушение).

10. Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 303 с.

11. Равино, А. В. Основы лидерства / А. В. Равино. – Минск: БГТУ, 2014. – 85 с.

12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия. – Самара. Издательский Дом "БАХРАХ", 1999 – 608 с.

13. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по социальной психологии. Психология масс. – Самара: Изд-во «БАХРАХ», 1998. – 592с.

14. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

 

 


[1] специалист по бесконтактному определению лжи


Дата: 2018-11-18, просмотров: 281.