Главным фактором, лежащим в основе неравенства является, возможно, то, что существуют традиционные виды занятий для мужчин и женщин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Домашняя работа женщин традиционно считается менее престижной, чем публичная работа мужчин. Мужчины чаще, чем женщины, вовлечены в опасные виды работ, где есть возможность выбора и принятия решений.  Этому так же способствуют стили воспитания в семье. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному: мальчиков, прежде всего, растят независимыми, уверенными в себе, агрессивными и стремящимися к достижениям, а девочек - ответственными, заботливыми, мягкими.

Существует значительная согласованность между мужчинами и женщинами в половых стереотипах во многих культурах: мужчины воспринимаются как авантюристы, агрессивные, автократичные. дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые и мудрые, а  женщины как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, впечатлительные, покорные и суеверные. Таким образом, стереотипы и модели полоролевой социализации в большинстве культур очень сходны.

Интересен пример Японии – современной страны с традиционной гендерной идеологией. Но, как показали исследования, гендерная идеология значительно отличается у разных поколений: более старшие японцы придерживаются идеологии неравенства, более молодые - равенства, но специфического типа. Так, например, двести лет назад японские женщины не отвечали за воспитание своих детей и большинство семейных решений принималось иерархией во главе со старшими мужчинами. Сейчас забота о детях - главная работа японской женщины, которая образованна настолько, что может обучать своих детей от школы до университета. В опросе японских мальчиков о том, сколько времени они проводят с отцами, они в три раза чаще, чем их американские сверстники ответили <нисколько>. Исследователи отмечают, что это плохо для воспитания мужчины, т. к. они становятся слишком зависимы от матери - например, нередки ситуации, когда мать звонит каждое утро 40-летнему сыну, чтобы убедиться, что он встал. Мужчины при этом карикатурно воспринимаются как тираны или дети. Женщин в Японии часто нс привлекает работа потому, что это - мужское царство, и женщины могут играть лишь вспомогательные роли. Кроме того, в Японии нередки случаи смертей в результате слишком усердной работы.

Культура и мораль.В коллективистских культурах морально то, что хорошо для коллектива, а в индивидуалистических главное - права отдельного человека. В коллективистских культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуалистических обществах разрешается с абстрактных позиций типа <наибольшая польза для большинства>.

Пример - индийцы осуждают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации, а американцы - только в условиях опасности для жизни этого человека. Это - также расхождения между ценностями индивидуализма (главное - личные цели индивида) и коллективизма (главное - гармония в обществе).

Таким образом, культура - это неуловимое абстрактное понятие, которое лежит в основе нашего понимания жизни. Это - сумма всех способов жизни, которые передавались от поколения к поколению в форме ритуалов, традиций, культурного наследия и моделей поведения. Культура - это совокупность запрограммированных ответов, которыми наши предки учились адаптироваться к среде и другим людям в повседневной жизни, и с этой точки зрения - это программа нашего мозга.

Поскольку культура является одной из важнейших детерминант нашей жизни, ее надо знать и стремиться понимать. Мы не можем думать о ней ежедневно и не можем ее наблюдать, но мы видим проявления культурной принадлежности в себе и окружающих. Так как культура невидима, мы часто прибегаем к другим, более пригодным к наблюдению понятиям, которые помогают в повседневной жизни постигать и объяснять различия в поведении людей. Иногда мы можем обращаться к понятию расы или национальности, чтобы они помогли нам понять культурно-окрашенное поведение. Эти понятия легче использовать, так как они наблюдаемы, а наш мозг легче оперирует такого рода информацией.

Однако фокусирование на видимом в ущерб невидимому имеет свои ограничения. Опираясь на понятие расы или национальности. мы заключаем себя в схему, которая чревата ошибками, так как никогда раса или национальность не могут объяснить богатство понятия <культура>.

Наблюдая за собой в повседневной жизни, мы не можем игнорировать факт, что многое в нашем поведении основано на традициях нашей собственной культуры. Для людей, которые отрицают понятие культуры, удобнее считать, что в их сознании нет культурного наследия. Интересно, что, отрицая культуру, эти люди на самом деле живут в соответствии со своими ценностями, которые тоже являются продуктом культуры.

Задача понимания культуры и ее влияния на наше собственное поведение - не из легких. Надо всегда помнить, что, оценивая культурные влияния, мы смотрим на них с позиций собственной культуры. Невидимый культурный фильтр существует и всегда влияет на то, как мы воспринимаем и оцениваем вещи и явления, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Мы выносим суждения о себе и других, которые имеют культурный оттенок, даже если мы считаем, что эти суждения абсолютно независимы от культуры.

Необходимо помнить, что мы думаем о культурных различиях с позиций своей культуры и внутренних, присущих ей стандартов. Много лет назад Э. Дюркгейм написал, что воздух не становится невесомым от того, что мы не чувствуем его веса. Или вода не становится менее важной для рыб от того, что они не подозревают о ее существовании. Культура - как воздух для нас или вода для рыб.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.