Лекция №8. Психология культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Основные методологические основы изучения
психологического измерения культуры.

2. Культура как психологический феномен: характеристики, социальные последствия.

3. Понятие культурных синдромов и психологических измерений культур.

4. Феномен аккультурации, его психологические основы.


Основные выводы.

Литература.

 

1. Основные методологические основы изучения
психологического измерения культуры.

Изучение культуры в рамках психологии дает ответ на некоторые фундаментальные вопросы, касающиеся определенных психологических процессов, особенно относительно их универсального, в сравнении с культурой, характера.

Такой большой блок современной науки как психология культуры включает в себя несколько подходов к ее рассмотрению и согласно этим подходам несколько направлений методологического анализа. Многие авторы выступают за то, что подходы и взгляды на соотношение между психологией и культурой и ее изучение нуждаются в интеграции, чтобы обеспечить дальнейшее развитие этой сферы. Речь идет о подходах кросс-культурной психологии, этнокультурной психологии, культурной психологии и психологической антропологии.

Давайте подробнее рассмотрим характеристики, связанные с каждым из этих направлений.

Итак, каждому из этих направлений присущи основные принципы и установки, цели и задачи, методологические проблемы. Исследования по каждому направлению представлены в определенных национальных журналах, темы публикаций которых мы с вами так же запишем. Эти данные будут составлять горизонталь нашего анализа (таблица). Вертикаль представлена 4-мя направлениями, обозначенными нами выше.

В современной системе психологических знаний существует две научные традиции в понимании и исследовании обусловленности психологии человека его этнической и культурной принадлежностью.

В западной (прежде всего, американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросс-культурная психология.

В отечественной научной традиции (ведущей свое начало от европейской философской мысли) исследования обусловленности психологии этничностью проводятся в рамках этнической психологии.

Попробуем сравнить эти два понятия и подхода. Предмет исследования психологической антропологии, кросс-культурной психологии и этнической психологии в самом общем смысле один и тот же – изучение психологических особенностей индивида (или группы людей), обусловленных их этнической или культурной принадлежностью. Однако в исторической перспективе и конечных целях исследования, а также в теоретических подходах этих дисциплин есть некоторые существенные отличия.

В настоящее время в центре одной из самых острых дискуссий вокруг попыток увязать культуру и психологию, включая проблемы развития, находятся теоретики и исследователи, использующие подход «культурной психологии», и те, кто предпочитает подход «кросс-культурной психологии». Согласно Дж. Миллеру, «основная установка культурной психологии состоит в том, чтобы рассматривать культуру и психологию как взаимно составляющие феномены, то есть как феномены, которые взаимно дополняют друг друга или неотъемлемы друг от друга». Кросс-культурная психология, в свою очередь, согласно Сегаллу и соавторам, состоит главным образом из разного рода сравнительных исследований, цель которых состоит в выявлении влияния разнообразных культурных факторов, многие из которых связаны с этнической принадлежностью, на различные формы развития и поведения. При таком сравнительном подходе предполагается, что культура представляет собой набор независимых или контекстных переменных, оказывающих влияние на различные аспекты поведения человека. Кросс-культурная психология, как правило, занимается поиском доказательств такого воздействия.

Одним из основных сторонников подхода культурной психологии к изучению развития человека является Шведер. Цель культурной психологии состоит в том, чтобы исследовать этнические и культурные истоки психологического разнообразия эмоционального и соматического (здоровье) функционирования, структуры Я, нравственных ценностей, социального познания и развития человека.

Кросс-культурная и культурная психологии сходятся в своем интересе к контекстуализации течения человеческой жизни. Каждая несет с собой определенный потенциал, позволяющий трактовать определенным образом контекстуальные взаимодействия на уровне личность-культура, рассматривая их как основной объект анализа для понимания происходящих в жизни изменений.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.