Исходя из этих двух причин А. Кребер считает, что культурные феномены относятся к коллективным, находящимся вне индивидуального человека, и отсюда его термин - надорганичность культуры.
2. Внешняя и внутренняя детерминированность. Некоторые феномены культуры открыты и доступны наблюдению: например, повседневные обычаи и модели поведения. Другие феномены, скрывающиеся за поведением, принадлежат к внутренней культуре. Они не могут быть наблюдаемы извне и часто не осознаются самим индивидом. Грамматика, контролирующая речь: правила общения, регулирующие взаимодействие; нормы, которые руководят соответствующим поведением, - это «внутренние» элементы культуры. Таковыми являются также особенности социальной структуры, мифы и ритуалы, многие из которых являются результатом мыслительной деятельности ученых, пытающихся понять значение или смысл культурно-окрашенного поведения.
3. Уникальность культуры в ее универсальности. Многие считают, что культуры уникальны, как и каждый человек. Но наука имеет дело с обобщениями и поиском закономерностей, поэтому особенно интересными являются случаи, когда культурно-спецефические элементы представляют собой местные вариации универсальных элементов в культуре. Например, все люди имеют социальную дистанцию с членами аутгруппы (внешней группы) - это универсальный элемент культуры. Однако в одних культурах социальная дистанция особенно велика, например с расовыми группами, и других - с религиозными или классовыми, а в Индии, например - с другими кастами. Это примеры культурно-специфических (эмик) вариаций универсального (этик) культурного элемента.
Когда мы изучаем культуры сами по себе, мы, в основном, имеем дело с эмик-элементами (особенно часто этим занимаются этнографы и культурные антропологи), когда мы их сравниваем друг с другом - появляется основание для выявления этик-элементов, т. е. универсальных элементов культур. В. Лоннер отмечал, что во всех культурах мы ворочаем такие универсальные культурные элементы, как физические игры и состязания, суды, танцы, обмен подарками, приветствия, гостеприимство, юмор и шутки, хождение в гости и родственные связи. Но формы проявления этих культурных элементов могут быть абсолютно разными. Универсальным является также то, что для предотвращения невротизации в раннем возрасте дети во всех культурах должны быть обеспечены заботой взрослых в ранние годы жизни. Если человек испытывает социальную депривацию (не включен в социальные связи), это может принести к преступности, разводам, насилию над детьми, что также подтверждается во всех культурах.
Поскольку культура - главный источник и носитель смыслов, мы не можем быть уверены в универсальности смыслов и значений. Поэтому необходимо проверить каждый научный факт, чтобы судить о его универсальности.
Например, и в Японии, и в США вознаграждение повышает эффективность обучения. Однако в США эффект проявляется, если вознаграждается учащийся, а в Японии - учитель. Истоки этого различия кроются в особенностях социализации: японские матери поощряют или наказывают своих детей словами: <Я счастлива> или <Я расстроена>, и таким образом японцы учатся вниманию к другим и меняют свое поведение для того, чтобы другие чувствовали себя лучше. За этими фактами кроются различия в коллективизме и индивидуализме. Общим и универсальным здесь является то, что обучение идет лучше с поощрением, а специфическим - кого поощрять для лучшего эффекта.
Следует отметить, что культура действует как некий фильтр не только при восприятии вещей, но и при их интерпретации и осмыслении. Мы не можем отделить себя от своей культуры и невольно трактуем поведение других с позиций своей культуры.
Социальные последствия культуры.Культура и политика. Культура в сильной степени пронизывает все сферы человеческой жизни, включая и такую важную для современного мира сферу межгосударственных или политических отношений.
Г. Триандис для понимания этого тезиса дает исторический пример: в январе 1991 г. министр иностранных дел Ирака Азиз и госсекретарь США Бейкер встретились в Женеве. Это была последняя попытка прийти к компромиссу и избежать военного столкновения. Рядом с Азизом на переговорах сидел брат Саддама Хусейна, президента Ирака. Он должен был звонить в Багдад, чтобы информировать президента о ходе переговоров. Бейкер использовал только вербальный канал коммуникации и сказал очень ясно и точно, что если Ирак не уйдет из Кувейта, США применят военную силу против Ирака. Брат Хусейна обратил минимум внимания на то, что сказал Бейкер, но максимум - на то, как он это сказал, и доложил в Багдад следующее: «Американцы не станут нападать. Они слабые. Они спокойные, они не сердятся, они только говорят». Шесть дней спустя началась операция «Буря в пустыне». В результате этой кросс-культурной ошибки Ирак потерял около 175 тыс. жителей, потерпел 200 биллионов долларов убытка, а значительная часть населения превратилась и беженцев.
Это пример ошибки с крупными последствиями, а сколько более мелких, абсолютно незамеченных делается ежедневно дипломатами, бизнесменами и просто людьми в межкультурных контактах. Это нередко оборачивается межнациональной напряженностью, экономическими потерями, расстроенными человеческими отношениями.
Часто недооцениваются паралингвистические средства отношения (жесты, мимика, движения глаз, рукопожатия, уровень голоса и т. д.). Во многих культурах Среднего и Дальнего Востока люди больше уделяют внимание паралингвистическим средствам общения, и контекст общения играет значительную роль.
Другая культурная особенность – насколько сильным должно быть речевое утверждение, чтобы ему поверили. В Японии, например, сильное речевое заявление - признак плохих манер, там более принят средний тон высказываний. У арабов, напротив, доверяют лишь сильным высказываниям. Если бы Бейкер хотел произвести впечатление на иракцев, он должен был сказать что-нибудь типа: <Мы сделаем из вас гамбургеры, если вы нс подчинитесь!> Еще он должен был бы выглядеть крайне разгневанным и для пущего эффекта было бы неплохо запустить в Азиза чем-нибудь тяжелым. Возможность мирного урегулирования была упущена из-за того, что ни одна сторона не знала достаточно о кросс-культурных особенностях социальной психологии другой стороны. Описывая этот пример. Триандис приходит к заключению, что в мире, начиненном ядерным вооружением, не знать особенности кросс-культурного взаимодействия – недопустимая роскошь (Triandis Н., 1994).
Культура и здоровье. Существуют очевидные подтверждения связи между культурой и здоровьем. В большинстве традиционных культур продолжительность жизни колеблется между 40 и 50 годами, в развитых странах - между 70-86 годами. Это зависит от экологии, диеты, физической активности и точности статистики. Диета зависит от экологии (что доступно в этой среде) и культуры (традиции питания). Многие бедные страны имеют более полезную диету, так как жирность пищи способствует развитию атеросклероза.
Например, в последние 25 лет греки стали больше потреблять масла и уровень сердечных заболеваний также возрос. В более богатых странах пища более калорийная, в более бедных богаче овощами. Поэтому продолжительность жизни в богатых странах больше связана с пропагандой здорового образа жизни и уровнем медицины, чем с диетой. В Швеции, Норвегии и Нидерландах продолжительность жизни выше, чем в США, т. к. в этих странах развита практика ежегодного медицинского обследования, что также является элементом культуры.
Также много различий в уровне стрессогенности жизни в разных культурах. Культуры, подвергающиеся резким и быстрым изменениям, и культуры, в которых индивид чувствует себя одиноким, без социальной поддержки родственников и друзей, характеризуются более высоким уровнем стресса. Было установлено, что кровяное давление в среднем ниже в традиционных обществах, чем в современных. Быстрые социальные изменения и недостаточность социальной поддержки - два главных фактора увеличения средних показателей давления у популяции.
Психическое здоровье также тесно связано с культурой. В США, например, ежегодно подвергаются госпитализации около 10 тыс. человек с психическими нарушениями, в Панаме - 121 человек, в Финляндии - 99, в Бирме и Танзании - 1 человек в год. Здесь могут играть роль следующие культурные факторы: определение типов поведения, которые требуют госпитализации, степень стрессогенности среды, вероятность получения социальной поддержки, доступность альтернативных способов лечения и другие факторы. Важным культурным фактором является степень, в которой человек чувствует себя способным контролировать свою среду. Некоторые психические нарушения, например депрессия, вызваны именно утратой контроля над своей средой и острым чувством беспомощности вследствие этого.
Существует также такая зависимость - чем выше требования культуры к ребенку в плане личных достижений, тем ниже эмоциональная зависимость взрослого от других людей и тем выше частота потребления алкоголя. Исследования также показали, что в культурах, поощряющих людей в их эмоциональной зависимости от других, ниже уровень потребления алкоголя, чем в культурах, поощряющих людей в одиночку справляться со своими проблемами.
Культуры различаются тем, противостоят ли люди своим проблемам в одиночку (индивидуалистические культуры) или они справляются с ними с помощью других людей (коллективистские культуры). В таких культурах люди часто советуются друг с другом, решения принимаются путем согласования и ответственность делится на всех поровну. В индивидуалистических культурах неудача, неуспех - источник большего стресса, чем в коллективистских, где неудачу можно разделить с другими.
Культура и неравенство половых ролей. Очень интересно происхождение неравенства полов в разных культурах. Общим для всех культур является то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины. Уровень неравенства полов иллюстрируется следующими цифрами: женщины составляют 1/2 населения мира, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют менее 1/100 мировой собственности.
Откуда идут эти различия? Даже в культурах, провозглашающих равенство полов, на практике жизнь расходится с идеалом. Мужчина и женщина больше равны в простых охотничьих и собирательских сообществах, чем в сложных и стратифицированных обществах. В простых сообществах чаще встречается мужская и женская взаимозаменяемость, чем иерархия. В стратифицированных обществах женщину обычно ставят на ее <место>. В чем мужчины и женщины наиболее неравны? Первый показатель - процент неграмотности: в целом он выше среди женщин. Другие показатели - женщины на управляющих должностях и их индивидуальный доход (эти показатели намного ниже у женщин, чем у мужчин). С другой стороны, мужчины чаще, чем женщины, подвергаются риску погибнуть в автомобильной катастрофе или в результате тяжелой и опасной работы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 284.