Феномен аккультурации, его психологические основы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Аккультурация — процесс и результат взаимовлияния культур.  Под аккультурацией Д. Мацумото понимает усвоение новой культуры, что приводит к изменениям, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур.

В настоящее время изучают взаимовлияние доминантных и недоминантных этнокультурных групп. Дж. Берри (J. Berry) выделяет два типа аккультурации: социальную (или культурную) и психологическую.

Социальная аккультурация — это изменения, которые возникают в культуре и обществе в результате контакта между культурными группами. Психологическая аккультурация происходит в психике конкретного человека как итог контакта с представителями другой культуры.

Берри различает также процессы инкультурации и аккультурации. Инкультурация — это процесс освоения первоначального культурного контекста. Аккультурация — это процесс, который претерпевает человек в результате изменения культурного контекста. Таким образом, инкультурация предполагает освоение родной культуры, аккультурация — вхождение в чужую, новую культуру. Аккультурация затрагивает те психологические явления, которые происходят с людьми, когда они вступают в длительный непосредственный контакт с представителями других культур, изменяя свои паттерны поведения.

Берри отмечает, что эти изменения могут вызывать стресс аккультурации. Стресс аккультурации — это реакции, превышающие возможности человека справляться с событиями жизни, связанными с меж- культурными контактами. Часто эти реакции означают повышение уровня депрессии (что связано с чувством культурной утраты) и беспокойства (что связано с неуверенностью в том, что нужно и можно жить в новом обществе).

Феномен стресса аккультурации схож с феноменом культурного шока, предложенного K. Обергом (Oberg, 1954). Проявления симптомов культурного шока могут быть самыми разнообразными: частое мытье рук и озабоченность вопросами санитарии, боязнь физических контактов с другими людьми, рассеянность, психосоматические расстройства, бессонница, опасение быть обманутым, недоверие, ностальгия и пр..

Г. Триандис (H. Triandis) и его коллеги предложили три модели аккультурации и доказали, что разные модели приводят к формированию разных культурных характеристик.

1. Модель аккомодации — усвоение человеком некоторых форм поведения, не соответствующих традиционному, привычному. Аккомодация означает, что человек не полностью отказывается от родных культурных паттернов, но в то же время использует и новые для него паттерны.

2. Модель отклонения от нормативных представлений, приверженность новому образу жизни даже в большей степени, чем у представителей культуры, чужой для мигранта. Некоторые представители мигрантов, отмечает Г. Триандис, становятся большими «экстремистами» в демонстрации своей приверженности новому образу жизни, чем носители основной культуры.

3. Модель этнической аффилиации означает приверженность собственной культуре, ее сохранение и развитие.

Таким образом, мы можем утверждать, что аккультурация представляет собой некий континуум адаптационных форм поведения.

 

Рис. 1. Типы поведения людей при аккультурации

 

В исследованиях Г. Триандиса было обнаружено, что дети новых мигрантов проявляют приверженность новой культуре, стараются стать похожими на детей страны пребывания. Но внуки этих мигрантов чаще выбирают модель этнической аффилиации, чувствуют себя более комфортно, подчеркивая свою этническую принадлежность для выделения себя из основной массы других детей.

Многочисленные исследования установили, что адаптация мигрантов к новой культуре имеет форму U-образной (рис. 2) кривой.

 

 

Рис. 2. U-образная модель аккультурации

 

Первая фаза: мигранты (дипломаты, туристы, бизнесмены, студенты и пр.) начинают свое знакомство с другой культурой с оптимизмом и положительным настроем. Их часто приглашают в гости коллеги, организуя встречи и мероприятия, чтобы они почувствовали себя как дома.

Вторая фаза: люди испытывают трудности, связанные с языковыми барьерами, отсутствием привычных мест проживания, устройством детей в подходящую школу или колледж, транспортными проблемами и т. д. В этот период люди стремятся к контактам с соотечественниками, обмениваясь с ними впечатлениями о том,  «как ужасны местные жители». Ощущение потери контроля над ситуацией нарастает, симптомы культурного шока становятся все многочисленнее и интенсивнее, развивается депрессия.

Третья фаза: наступает пик всех проявлений. Люди хотят вернуться на родину, признать поражение в своих попытках адаптироваться. Затем они могут заставить себя начать изучать обычаи и специфику местной культуры, пытаясь справиться со своими переживаниями.

Четвертая фаза: люди приобретают новые навыки и начинают достаточно успешно справляться с жизнью в чужой стране. Депрессивные состояния ослабевают, возвращается чувство оптимизма.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 268.