Низкий уровень избегания неопределенности характерен для культур таких стран, как Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка, Сингапур, Малайзия, Ирландия и ряда других. В России подобных исследований, к сожалению, не проводилось.
2. Дистанция власти. Дистанция власти определяется как <степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества>.
Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что власть - это наиболее важная часть общественной жизни. А раз так, то облеченные властью рассматривают своих подчиненных как сильно отличающихся от них самих, и наоборот.
В культурах такого типа акцент делается, в основном, на принудительную власть, в то время как в культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что только легитимная власть подлинна, и компетентная власть предпочитается власти простой силы и принуждения.
Сравнивая показатели по шкале дистанции власти с результатами других кросс-культурных измерений, Хофстед установил, что родители из культур с высоким уровнем дистанции власти поощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а студенты в данных культурах демонстрируют более конформное поведение и более авторитарные установки, чем в культурах с низкой дистанцией власти.
Сравнивая это измерение с данными Триандиса, Хофстед нашел, что члены культур с низкой дистанцией власти рассматривают уважение к личности и равенство как условия <пути к благоденствию>, а члены культур с высокой дистанцией власти рассматривают в качестве таких условий такт, услужливость и деньги.
Иными словами, <путь к благоденствию> в понимании членов культур с низкой дистанцией власти включает знания, любовь и счастье, а в понимании членов культур с высокой дистанцией власти - родовитость, наследство, скупость, хитрость и, временами, даже нечестность.
Согласно данным Хофстеда, высокий уровень дистанции власти характерен для большинства африканских, латиноамериканских и арабских культур, а также для таких стран, как Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Турция, Таиланд, Югославия, Бельгия, Франция и др.
Культуры с низкой дистанцией власти - это культуры таких стран, как Австрия, Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, Финляндия, Германия, Великобритания, Канада, США и др. В России подобных исследований не проводилось, но можно высказать предположение, что русская культура относится скорее к культурам с высокой дистанцией власти.
3. Маскулинность – феминность.Высокая степень маскулинности (выраженности <мужского начала>), согласно Хофстеду, означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. Культуры, в которых в качестве главных ценностей превалирует сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными (или основанными на <женском начале>).
В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах феминного типа половые роли обычно не столь строго фиксированы, и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.
Хофстед сопоставлял измерение <маскулинность-феминность> с результатами кросс-культурных исследований. Он нашел, что, по сравнению с людьми из феминных культур, люди в маскулинных культурах имеют более сильную мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании своими собственными интересами и центром своей личной жизни, способны очень напряженно работать. В данных культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение, в сторону более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой.
Иногда люди из разных культур смотрят друг на друга с взаимным пренебрежением: для представителей маскулинных культур люди из феминных культур недостаточно деятельны, а для вторых первые недостаточно заботливы и щедры. Примерами могут служить Швеция (феминная культура), которая помогает бедным странам больше других стран в мире и Япония (маскулинная культура), которая по этому показателю <скупее> всех.
Культурами <маскулинного типа> считаются культуры стран Австралии, Австрии, Колумбии, Германии, Великобритании, Ирландии, Италии, Японии, Мексики, Филиппин, Южной Африки, Швейцарии, Венесуэлы, США, Канады и др.
Культурами <феминного типа> являются, согласно измерениям Хофстеда, культуры стран Чили, Коста-Рики, Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Югославии и др. Согласно мнениям некоторых зарубежных исследователей, Россия также может считаться культурой <феминного> типа.
Используя данные измерения, необходимо помнить, что со временем общества и культуры, а также их отдельные сегменты претерпевают значительные изменения. Так, считается, что индивидуализм распространяется по миру пропорционально росту благосостояния. Согласно данным исследований, студенты в Японии в настоящее время более являются индивидуалистами, чем коллективистами, несмотря на то, что, в целом, японская культура - коллективистская.
Рост миграций и социальной мобильности также способствует распространению индивидуализма в обществе. В исследовании мигрантов установлено, что одни культурные элементы в процессе аккультурации в новом обществе исчезают, другие - наоборот, укрепляются.
В заключение следует сказать, что множественность культурных различий учит нас толерантности к ним, радости и наслаждению их богатым разнообразием. Для этого нужно учиться постигать другие культуры <изнутри>. Когда мы осознаем, что, если бы мы сами выросли в данной культуре, мы, возможно, верили, ценили и делали то же и так же, как представители другой культуры, мы начинаем лучше понимать их (и себя тоже!) и с этих позиций мы можем воспринять эти различия с благодарностью и научиться многому полезному от представителей других культур.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 326.