Лекция №1. Психология масс и толпы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятия масс и массового сознания в психологии.

2.Основные характеристики и структура массового сознания.

3. Психологическая сущность толпы, отличия толпы от феномена массы.

4. Типология толпы.

5.Основные механизмы стихийного поведения.

Основные выводы.

Литература.

Психология масс — это составная часть прикладной социальной психологии, причем, возможно, ее основная часть. В социальной психологии существует традиция, назовем ее аналитической, а именно: разложение социальной психики до отдельных единиц. В рамках этой традиции все начинается с социальной психологии личности, далее идет к группам, а затем к массам. Другая традиция, синтетическая, начинает со сложного, разлагая его затем на простое. И тогда главный объект социальной психологии — массы, а уже затем — группы и в заключение — личность. Однако дело далеко не в последовательности рассмотрения. В конце концов, массу никогда не сведешь к сумме отдельных индивидов, а индивида не представить как часть массы. Из этого следует, что миновать психологию масс в социальной, никак невозможно. Продолжая курс социальной психологии, прежде всего, рассмотрим прикладные аспекты психологии масс или толпы.

Понятия масс и массового сознания в психологии.

Когда мы говорим о «массе», обычно это слово кажется понятным всем. Массовое — значит общее, присущее всем или большинству. Или, в другом варианте, «масса» — это когда всего много, так сказать, свалка всего на свете. Однако в обоих этих наиболее распространенных случаях речь не совсем идет о научном определении. Отечественные философские словари ограничиваются производными от слова «масса» понятиями («массовая коммуникация», «массовая культура», в лучшем случае — «теории массового общества» и «массовое сознание»). Вместо определения масс в словарях мы можем увидеть, что нам  предлагается понятие «большие группы».

Следует отметить, что сам термин массы появился еще в 17-19 веках. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон (1896). Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духовное») единство массы — «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей значительное приращение энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность.

Исходя из этого, попробуем определить и записать определение массы или толпы с точки зрения научной психологии. Массы как носители массового сознания, по определению Б. А. Грушина, — это «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При некоторой психологической неполноте данное определение позволяет четко разграничить массу и группы.

Определение масс как носителей массового сознания дает возможность подойти к пониманию некоторых важных качеств данного сознания.

Массовое сознание — это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»).

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (ну, например, скажем, в ходе политического митинга).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.