Предъявление НДС покупателю
Предъявление НДС покупателю производится продавцом объектов в ЭСЧФ и первичных учетных и расчетных документах (п. 3-1 ст. 105, п. 5-1 ст. 107 НК).
При этом иной первичный учетный документ должен соответствовать требованиям ст. 10 Закона N 57-З, т.е. должен содержать следующие сведения:
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Предполагается, что в таком документе должно содержаться указание суммы налога и ставки налога.
В основном на практике предъявление НДС производится:
при реализации товаров - в товарно-транспортной накладной и товарной накладной;
при реализации выполненных работ (оказанных услуг) - в акте выполненных работ (оказанных услуг);
при передаче имущественных прав - в акте приема-передачи имущественных прав.
При этом из всех вышеперечисленных первичных учетных документов документами установленного образца являются:
накладные, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 58 "Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. N 23" (далее - Постановление N 58);
акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, форма которого установлена Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 N 13 "Об установлении форм акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акта о передаче не завершенного строительством объекта и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта".
Форма и формат ЭСЧФ, порядок его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения утверждены Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (п. 2 ст. 106-1 НК, п. 1, 2 Постановления N 15).
Примечание. Об особенностях заполнения и использования бланков форм ТТН и ТН и выставления покупателю ЭСЧФ и первичных учетных документов при поставке металлолома заготовительным организациям ГО "Белвтормет" и иным ломополучателям, см. Письмо Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.08.2017 N 5-1-68/438/15-1-17/307/2-1-9/01513 "Об особенностях использования бланков форм ТТН-1 и ТН-2 и выставления покупателю электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость".
Примечание. Об особенностях использования бланков форм ТТН-1 и выставления покупателю ЭСЧФ при совершении сделок по реализации организациями агропромышленного комплекса сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию организациям в связи с отменой с 01.07.2016 специализированных бланков товарно-транспортных накладных и внедрением с 01.07.2016 на территории Республики Беларусь механизма функционирования ЭСЧФ см. письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.07.2016 N 04-2-2-18/2849/2-1-9/4872 "Об особенностях использования бланков форм ТТН-1 и выставления покупателю электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость".
Примечание. Дополнительно о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления) ЭСЧФ см. главу 1.17.
Примечание. Дополнительно о документах, являющихся основанием для осуществления вычета сумм НДС, см. подраздел 1.12.1.2.
Ошибки в предъявлении НДС
На практике случается, что НДС ошибочно предъявляется продавцами, не являющимися плательщиками данного налога, или по оборотам, которые не облагаются НДС. Нередко возникают случаи, когда продавец предъявляет неправильную сумму налога вследствие применения неверной ставки либо из-за счетной ошибки. В НК предусмотрены действия плательщика в таких ситуациях.
Если продавец, плательщик налога в Республике Беларусь, ошибочно выделил в ЭСЧФ и ПУД сумму НДС большую, чем предусмотрено законодательством, то эту излишне предъявленную сумму налога следует уплатить в бюджет. Либо продавец может исправить эту сумму НДС. Уменьшение продавцом ранее исчисленной суммы НДС производится только после подписания ЭЦП покупателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного продавцом (если исходный ЭСЧФ был подписан ЭЦП покупателем), и акта сверки расчетов, составленного между сторонами (ч. 1, 4 п. 8-1 ст. 105 НК).
Покупатель производит уменьшение сумм налоговых вычетов на основании акта сверки расчетов в месяце его подписания, независимо от факта выставления продавцом исправленных (дополнительных) ЭСЧФ (ч. 2, 4 п. 8-1 ст. 105 НК).
Пример. Организация в феврале произвела отгрузку товара на сумму 12000 руб. и предъявила покупателю НДС в размере 2400 руб. (вместо 2000 руб. по ставке налога 20%). На эту же сумму был выставлен исходный ЭСЧФ, который был подписан ЭЦП покупателя. Акт сверки расчетов с покупателем не составлялся. По этой операции продавец обязан уплатить в бюджет 2400 руб. по срокам уплаты налога за февраль при условии, что отчетным периодом признается календарный месяц. В апреле был подписан акт сверки расчетов с покупателем и выставлен дополнительный ЭСЧФ. Покупатель подписал ЭСЧФ в этом же месяце. В апреле продавец должен произвести корректировку исчисленной суммы НДС, а покупатель - корректировку налоговых вычетов, произведенных в сумме 2400 руб. в феврале.
Если продавец ошибочно выделил НДС в сумме меньшей, чем предусмотрено законодательством, то исчисление и уплата налога производятся по ставке, установленной НК по таким товарам (работам, услугам), имущественным правам. При выставлении (направлении) ЭСЧФ плательщик указывает исчисленную согласно НК сумму НДС (ч. 1 п. 8-1 ст. 105, абз. 2 п. 9 ст. 106-1 НК).
Пример. Организация в феврале произвела отгрузку товара на сумму 120000 руб. и предъявила покупателю НДС в размере 12000 руб. (вместо 20000 руб. по ставке налога 20%). Покупатель отказался составлять акт сверки расчетов. По этой операции продавец обязан уплатить в бюджет 20000 руб. по срокам уплаты налога за февраль при условии, что отчетным периодом признается календарный месяц. На эту сумму ему следует выставить ЭСЧФ. Покупатель принимает к вычету сумму НДС, предъявленную продавцом в сумме 12000 руб., на основании ЭСЧФ, подписанного им ЭЦП.
Указанный порядок распространяется также на (ч. 5 п. 8-1 ст. 105 НК):
комиссионеров (поверенных) и иных аналогичных лиц, приобретающих товары (работы, услуги), имущественные права на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров и предъявляющих суммы налога на добавленную стоимость к возмещению комитентам (доверителям) и иным аналогичным лицам;
организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость;
плательщиков, у которых обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав освобождаются от налога на добавленную стоимость либо не являются объектом налогообложения.
Вместе с тем указанный порядок (т.е. обязанность уплаты излишне предъявленных сумм налога) не применяется при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица в случаях, когда по ним не производится исчисление налога (ч. 6 п. 8-1 ст. 105 НК).
Обратите внимание! Суммы НДС, излишне предъявленные в первичных учетных документах продавцами, применяющими упрощенную систему налогообложения без его уплаты, покупателям, являющимся плательщиками налога в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет такими продавцами (за исключением исправления излишне предъявленных сумм НДС на основании актов сверки расчетов). При этом налоговые декларации по НДС представляются только по указанным суммам до окончания налогового периода (ч. 2 п. 3 ст. 288 НК) |
В этом случае организация, применяющая УСН без уплаты НДС, обязана создать ЭСЧФ по выделенным суммам НДС (ч. 1 п. 8-1 ст. 105, ч. 2 п. 5, абз. 2 п. 9 ст. 106-1 НК). Покупатель - плательщик НДС вправе принять к вычету эти суммы налога (ч. 2 п. 8-1 ст. 105, абз. 2 п. 5-1 ст. 107 НК).
Примечание. Дополнительно о случаях создания ЭСЧФ организациями, применяющими УСН без уплаты НДС, см. статью "У вас УСН без НДС? Не забудьте про ЭСЧФ!" (М.А.Мазалевский) (Главная книга.by. - 2016. - N 15).
Пример. Организация в 2017 году применяла УСН с уплатой НДС, а с 2018 года перешла на УСН без уплаты НДС. В ноябре 2017 г. она заключила договор на реализацию товаров по ценам, сформированным с НДС. Товары по этому договору были отгружены в январе 2018 г. (т.е. в период применения УСН без уплаты НДС). При этом организация выделила в накладной на отгрузку товара сумму НДС по ставке 20%. При отсутствии акта сверки расчетов продавцу следует представить декларацию по НДС за январь текущего года и уплатить налог не позднее 22 февраля. По выделенной сумме НДС необходимо создать и выставить покупателю ЭСЧФ.
Обратите внимание! Если НДС был излишне предъявлен неплательщику налога в Республике Беларусь, то его исчисление и уплата в бюджет не производятся |
Пример. Организация, применяющая УСН без уплаты НДС, оказала консультационные услуги резиденту Российской Федерации. По просьбе российского резидента в документах выделен НДС. Организация не уплачивает НДС и не представляет налоговую декларацию по НДС.
Как уже отмечалось, изменения (корректировки) сумм НДС производятся посредством создания исправленных или дополнительных ЭСЧФ (ч. 1 п. 8-1 ст. 105 НК).
Исправленный ЭСЧФ составляется в случаях, когда плательщиком производится аннулирование показателей ранее выставленного счета. В таком случае в исправленном ЭСЧФ указываются новые показатели (ч. 1 п. 10 ст. 106-1 НК).
Выставление исправленного ЭСЧФ осуществляется при обнаружении в ранее выставленном ЭСЧФ неполноты сведений или ошибок, требующих аннулирования указанного ЭСЧФ (абз. 4 ч. 2 п. 10 ст. 106-1 НК).
Примечание. Подробнее о порядке создания исправленного ЭСЧФ см. подраздел 1.17.3.1.2 и консультации.
Дополнительный ЭСЧФ составляется в случаях, не требующих аннулирования показателей ранее выставленного ЭСЧФ. В таком случае в дополнительном ЭСЧФ указывается разница (в т.ч. отрицательная) между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумма налога, относящаяся к данной разнице (ч. 1 п. 11 ст. 106-1 НК).
Выставление дополнительного ЭСЧФ осуществляется в том числе при корректировке продавцом исчисленной суммы налога в соответствии с положениями п. 8-1 ст. 105 НК (абз. 6 ч. 2 п. 11 ст. 106-1 НК).
Примечание. О выставлении дополнительного ЭСЧФ при исправлении размера и ставки НДС см. консультации.
Примечание. Подробнее о порядке создания дополнительного ЭСЧФ см. подраздел 1.17.3.1.3.
ГЛАВА 1.11
"ВХОДНОЙ" НДС. ИСТОЧНИКИ ЕГО ПОКРЫТИЯ
"Входным" НДС принято называть налог, который (п. 2 ст. 107 НК):
- поставщик предъявляет дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- плательщик уплачивает таможенным органам при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС;
- плательщик уплачивает налоговым органам при ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС;
- плательщик уплачивает при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Сумма "входного" НДС имеет свои источники покрытия, т.е. может:
1) относиться на затраты (п. 2, 3 ст. 106 НК);
2) относиться на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4, 5, 6, 7 ст. 106, подп. 19.3, 19.8, 19.9, 19.12 п. 19 ст. 107 НК);
3) относиться за счет целевого финансирования (подп. 19.3 ст. 107 НК);
4) приниматься к вычету (п. 2, 6 ст. 107 НК).
Кроме того, в процессе хозяйственной деятельности возникают и разного рода ситуации, когда суммы "входного" НДС могут передаваться одним субъектом хозяйствования другому при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Отнесение НДС на затраты
По общему правилу суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, не включаются в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении (п. 1 ст. 106 НК).
Вместе с тем суммы "входного" НДС включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных объектов для производства (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения. Исключением являются суммы налога, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе основных средств и нематериальных активов (ч. 1 п. 2 ст. 106 НК).
Пример. Организация выполняет работы по ремонту объектов садоводческих товариществ. Эти работы включены в Перечень работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, который утвержден Указом N 185. Соответственно суммы "входного" налога, относящиеся к этим работам, относятся на затраты.
В случае когда приобретенные объекты одновременно используются при производстве (реализации) товаров, освобождаемых и облагаемых НДС, возникает необходимость в распределении сумм "входного" НДС между этими оборотами. Такое распределение осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации. Исключением являются суммы налога, уплаченные (предъявленные) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов (ч. 1 п. 3 ст. 106 НК).
Также на затраты относятся и суммы "входного" НДС, приходящиеся на обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза (абз. 2 ч. 2 п. 2, абз. 2 ч. 2 п. 3 ст. 106 НК).
Крестьянские (фермерские) хозяйства также включают в затраты суммы "входного" НДС (за исключением сумм НДС по ОС и НМА) по расходам, понесенным в части деятельности, освобождаемой от НДС (абз. 3 ч. 2 п. 2, абз. 3 ч. 2 п. 3 ст. 106, п. 1 ст. 328 НК).
Отметим, что согласно ч. 3 п. 3 ст. 106 НК указанная норма не применяется в отношении оборотов по реализации:
товаров (работ, услуг), имущественных прав организациями (филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков за пределами Республики Беларусь;
товаров, указанных в части первой подпункта 23.6 и (или) части первой подпункта 23.7 пункта 23 статьи 107 НК, вычет сумм НДС по которым произведен в полном объеме.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 246.