Глава 2. Методы взаимодействия субъектов социального партнерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Механизм социального партнерства

Под механизмом социального партнерства как элемента его системы
в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

- постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;

- постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии)
по регулированию социально-трудовых отношений;

- установление и соблюдение процедур согласования интересов
и позиций сторон;

- кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;

- системы контроля за выполнением принятых договоров
и соглашений;

- работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

 

Схема механизма социального партнерства

 

Механизм социального партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны и являются дополнением к составным частям друг друга.

Их можно представить в виде следующей схемы.

 

 

 


Стрелки на схеме говорят об одновременном сочетании всех методов. Ответственность за избегание участия в коллективных переговорах,
и предоставления информативных данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Для того чтобы наиболее полно представить картину социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, необходимо рассмотреть каждый метод взаимодействия социальных партнеров отдельно.

 








Проведение консультаций

Консультации сторон социального партнерства – это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей
и принятие согласованных решений в пределах компетенций сторон социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений.

Инициатор направляет другим сторонам письменное предложение
с указанием предмета консультации и термина его проведения.

Стороны, которые получили такое предложение, обязанные принять участие в консультации, совместно согласовать порядок и сроки ее проведения и определить состав участников.

Например, если профсоюз не согласен с локальным нормативным актом или предлагает его изменить, то работодатель, в случае несогласия
с предложениями профсоюза, обязан в течение 3 дней осуществить дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом.

В случае не достижения согласия в ходе консультаций, разногласия оформляются протоколом.

 




Коллективные переговоры

Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.

Под термином «коллективные переговоры» в ТК РФ понимаются не все коллективные переговоры, осуществляемые во всех формах социального партнерства, а только те из них, которые проводятся между представителями работников и работодателей по подготовке, заключению либо изменению коллективного договора, соглашения.

Комитет по свободе Административного совета МОТ отмечает, что право свободно вести переговоры с работодателями по вопросам условий труда является одним из основных элементов свободы объединения,
и профсоюзы должны иметь право добиваться через коллективные переговоры или иными законными средствами улучшения условий жизни
и труда тех, кого они представляют.

Право на коллективные переговоры должно признаваться повсюду -
в частном и государственном секторах, и только вооруженные силы, полиция и работники на государственной службе, занятые в органах государственного управления, могут быть исключены из этого списка.

В нормах МОТ коллективные переговоры рассматриваются в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного соглашения. В Рекомендации № 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое,
с одной стороны, между работодателем, группой работодателей
или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или - при отсутствии таких организаций - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны» (Рекомендация № 91, Параграф 2) при том понимании, что «коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен», и что «положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора». Однако «положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору» (Рекомендация № 91,
Параграф 3(1), (2) и (3)).

В упомянутых выше документах прямо указывается, что стороны, участвующие в коллективных переговорах, включают работодателей или
их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.

Заинтересованные работники и их представители могут участвовать
в коллективных переговорах только в случае отсутствия их организаций.

Важно подчеркнуть, что организации трудящихся могут выполнять свои задачи «обеспечения и защиты интересов работников» посредством переговоров, если они независимы и, что особенно важно, «не находятся под контролем работодателей и организаций работодателей».

Принципами проведения коллективных переговоров являются принципы добровольности и добросовестности. Добровольный характер коллективных переговоров является основополагающим элементом принципов свободы объединения.

Свободный и добровольный характер переговоров подразумевает, что организации трудящихся должны иметь возможность сами выбирать делегатов, представляющих их на коллективных переговорах, без какого бы то ни было вмешательства властей.

Инициатором коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора, соглашения, либо по внесению в них изменений вправе выступить любая из сторон.

Сторона, проявившая инициативу по проведению коллективных переговоров, по подготовке и заключению коллективного договора, соглашения либо по внесению изменений в них, направляет другой стороне письменное уведомление с предложением о начале соответствующих коллективных переговоров.

Письменное уведомление составляется в произвольной форме, однако
в нём должно быть указано предложение о начале коллективных переговоров. В нём также могут быть указаны сроки и место проведения переговоров, а также предполагаемый состав представителей сторон
и порядок проведения переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны:

- вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения;

- направить инициатору проведения коллективных переговоров ответ
с указанием представителей со своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.

Если в течение 7 календарных дней со дня получения предложения представителей работников работодатель или лицо, его представляющее, уклоняется от участия в переговорах, то они могут быть подвергнуты административному штрафу в размере, установленном ст.5.28.КоАП РФ.

Важным пунктом ст.36. ТК РФ является включение в неё положения
об определении дня начала коллективных переговоров, что имеет важное процедурное значение. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором коллективных

 переговоров указанного ответа.

ТК РФ указывает на недопустимость ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями и лицами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Учитывая важность независимости сторон в коллективных переговорах, Комитет по свободе объединений Административного совета МОТ определяет, что переговоры не должны проводиться от имени работников или их организаций такими их представителями на переговорах, которые назначены или контролируются работодателями, или
их организациями.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ).

Принцип свободы выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений отвечает положениям Конвенций МОТ - № 87
«О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98
«О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров».

В связи с концепцией ТК РФ о заключении на локальном уровне одного (единого) коллективного договора в ч.2 ст.37 ТК РФ предусмотрено создание единого органа, если у работодателя действуют две и более первичных профсоюзных организаций. При формировании единого представительного органа в его состав должен быть включён представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Каждая первичная профсоюзная организация самостоятельно определяет своего представителя (представителей) в данный орган. Формирование количественного состава единого представительного органа осуществляется с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в первичной профсоюзной организации.

Если на предприятии действуют две и более первичные профсоюзные организации, то ТК РФ предоставляет право первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников, по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. Одновременно с этим, эта первичная профсоюзная организация обязана известить о начале коллективных переговоров с работодателем все иные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя; в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган; включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

В случае, если в указанный срок эти первичные профсоюзные организации не сообщат о своём решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа,
то коллективные переговоры начинаются без их участия. Однако при этом
за первичными профсоюзными организациями, не принявшими участие
в коллективных переговорах, сохраняется право в течение одного месяца
со дня начала коллективных переговоров направить своих представителей
в состав единого представительного органа до момента подписания коллективного договора. Такой же подход применяется при наличии
в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

Но если первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой, при согласии её выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять
их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Если же работники предприятия не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, тогда общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя и наделить его соответствующими полномочиями. На это указывает МОТ в Рекомендациях № 91 «О коллективных договорах»,
в которых говорится о представителях не членов профсоюза только при отсутствии организации на предприятии.

Если единый представительный орган сформирован из разных представителей первичных профсоюзных организаций, то члены указанного органа представляют сторону всех работников в комиссии по ведению коллективных переговоров на локальном уровне.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями: предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии
с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться
к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

Для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения стороны должны предоставлять имеющуюся у них соответствующую информацию. Такая информация должна предоставляться друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса.

В перечень состава информации, который необходим для представителей работников, могут входить отдельные вопросы, вытекающие, например, из положений ст.41, 46 и 53 ТК РФ, а также специальной рекомендации МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятиях» (1967г.), ст.53 ТК РФ.

В случае непредоставления работодателем или лицом, его представляющим, в соответствующий срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, к ним может быть применен административный штраф в соответствии со ст.5.29. КоАП РФ.

Участники коллективных переговоров, а также другие лица, например, эксперты, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров.

В случае, если в ходе коллективных переговоров представителями сторон не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, которые возникли в ходе переговоров, производится либо в порядке, установленном ст.398-418 ТК для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

 

2.4. Гарантии и компенсации лицам, участвующим
в коллективных переговорах

К лицам, участвующим в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, относятся:

- представители первичной профсоюзной организации и или иные

представители, избираемые работниками;

эксперты, специалисты, посредники, приглашённые одной либо обеими сторонами для участия в коллективных переговорах.

К лицам, участвующим в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению соглашения, относятся:

- уполномоченные соответствующих профсоюзов (общероссийских, межрегиональных), их территориальных организаций, объединений;

- уполномоченные соответствующих объединений работодателей;

- эксперты, специалисты, посредники, приглашённые одной либо сторонами для участия в коллективных переговорах.

Лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

а) освобождаются от основной работы на всё время коллективных переговоров, определяемых соглашением сторон, но не более трех месяцев;

б) сохраняется средний заработок на всё время коллективных переговоров, определяемых соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Дополнительные гарантии предусмотрены для представителей работников, участвующих в коллективных переговорах.

Эти работники в период коллективных переговоров без предварительного согласия органа, уполномочившего их
на представительство (выборного органа первичной профорганизации), не могут быть:

- подвергнуты дисциплинарному взысканию (замечание, выговор)

- переведены на другую работу;

- уволены по инициативе работодателя (за исключением увольнения
за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы).

 

2.5. Выдвижение требований и предложений сторон

Регламентация порядка выдвижения требований осуществляется, основываясь на ст.399 ТК РФ.

Требования, предъявленные работниками и (или) представляющим их органом, организации (филиала, представительства или другого обособленного структурного подразделения), частного предпринимателя, утверждаются на коллективном собрании (конференции) работников, закрепляются в письменной форме и направляются работодателю.

Дата получения требований работодателем (представителем работодателей) обязательно фиксируется в журнале или других регистрационных документах учета входящей корреспонденции либо
в форме подписи непосредственно самого работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, который сохраняется у работников или их представителей.

Работодатель должен обязательно ознакомится с предоставленными ему требованиями работников, и сообщить о принятии решения объединению, представляющему интересы работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме на протяжении трех календарных дней
с момента вручения требования работников.

Требования, в виде копии также могут быть отправлены соответствующему государственному органу по регулированию коллективных трудовых споров. В подобном случае государственный орган, отвечающий за урегулирование коллективных трудовых споров должен проверить факт получения требований другой стороной коллективного трудового диалога.

Органы и объединения, представляющие работодателей должны взять на рассмотрение поученные ими требования от профессиональных союзов (их объединений) и ответить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со момента получения указанных требований.

 































Дата: 2018-11-18, просмотров: 278.