Уровни социального партнерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст. 26 ТК РФ социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливается основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношения в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

На каждом уровне социального партнерства устанавливаются соответствующие основы регулирования отношений в сфере труда
и создаются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Формами социального партнерства являются следующие
(ст.27 ТК РФ):

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников
и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

- участие работников, их представителей в управлении организацией. Таким образом, законодатель производственную демократию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно;

- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Формы социального партнерства, перечисленные в ст.27 ТК РФ
не являются исчерпывающими, ст.35.1, ст.52, 53 и другие федеральные законы дополняют и развивают этот перечень. Так, в соответствии со ст.53 ТК РФ, основными формами участия работников в управлении организацией являются:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;

- проведение представительным органом работников консультаций
с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

- участие в разработке и принятии коллективных договоров;

- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Проекты законодательных и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными, региональными, территориальными органами государственными и исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы, на соответствующих уровнях социального партнерства.

 






Представители работников и работодателей

Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве законодатель называет профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст.29).

Профсоюзы появились лишь на определенном этапе развития капитализма, когда наемные работники стали сознавать, что их преимущество перед работодателем - в способности к организации, удесятеряющей силы. Они создали профессиональные союзы - простейшие
и доступные пониманию каждого объединения по профессиональным интересам. Наемный работник заинтересован в максимально высокой оплате своего труда, безопасных условиях работы, фиксированном рабочем дне, надежном сохранении места работы, чтобы иметь возможность обеспечить удовлетворение основных потребностей.

Наемные работники - наиболее социально уязвимая сторона трудовых отношений, лишенные средств производства, они полностью зависят
от работодателя-собственника. Учитывая явное неравенство дающего
и получающего работу на рынке труда, Международная организация труда установила право работника участвовать в определении цены рабочей силы через свои объединения - профессиональные союзы. В соответствии
с международными нормами и трудовым законодательством РФ профсоюзы являются обязательным участником процесса коллективных переговоров
по вопросам установления цены товара «рабочая сила» на всех уровнях: общества в целом, межрегиональном, отраслевом и профессиональном, региональном и территориальном, предприятия. В своей деятельности
по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников профсоюзы независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений;
они выступают равноправной стороной в системе трехстороннего представительства трипартизма.

Основным законом, регламентирующим деятельность профсоюзов России, является Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии с этим законом профсоюзы имеют право: на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст.11); на содействие занятости (ст.12); на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров (ст.13); на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст.14); взаимодействие с работодателями,
их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст.15); на участие в коллегиальных органах управления предприятием (ст.16); на бесплатную и беспрепятственную информацию
по социально-экономическим вопросам (ст.17); на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст.19);
 на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей природной среды (ст.20); на социальную защиту работников (ст.22); на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст.23).

Наиболее существенные конкретные правомочия профсоюзов содержатся в Трудовом Кодексе РФ, в законодательстве по охране труда, занятости, в законодательных актах, регулирующих социальную сферу.

При определении представителей работников в социальном партнерстве необходимо иметь в виду, что такое представительство реализуется во всех формах социального партнерства и на всех его уровнях.

На федеральном уровне интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении Генерального соглашения, отраслевого (межотраслевого) соглашения, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения такого соглашения, осуществлении контроля за его выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности Российской трехсторонней комиссии представляют соответствующие общероссийские объединения (ассоциации) профессиональных союзов.

На межрегиональном уровне интересы работников представляют соответствующие межрегиональное объединение организаций профессиональных союзов. На территориальном уровне – территориальное объединение организаций профсоюзов, действующее на территории города или района.

На локальном уровне социального партнерства представителем работников является первичная профсоюзная организация, которой ст.30 предоставляется преимущественное право представлять и защищать интересы работников на локальном уровне. При этом первичные профсоюзные организации представляют интересы не только работников, являющихся членами соответствующих профсоюзов, но также могут представлять интересы всех работников независимо от их членства
в профсоюзах. Работники, не члены профсоюзов, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы
во взаимоотношениях с работодателем, а также по вопросам трудовых отношений.

Полномочия представителей работников на уровне организации могут быть подтверждены членством большинства из них (не менее 50%)
в профсоюзной организации или решением общего собрания (конференции) работников (при отсутствии в организации профсоюза либо профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации). Полномочия представителей работников на территориальном и выше уровнях социального партнерства подтверждаются членством работников

в соответствующем профсоюзе.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены
в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна
из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Трудовой Кодекс накладывает на работодателя обязанность создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников,
в соответствии с коллективным договором, соглашениями.

 

















Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.