Основные принципы социального партнерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим более подробно основные принципы социального партнерства, закрепленные в ст.24 ТК РФ:

- равноправие сторон. Представители работников и работодатели
(их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников, как более слабой в экономическом и социальном отношении стороне, подлинно равных возможностей
с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий (ст.39 ТК РФ);

- уважение и учет интересов сторон (на этом основывается социальное партнерство);

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях
(на основе этого принципа строится социальное партнерство);

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений. Содействие государства укреплению сотрудничества работников
и работодателей, развитию различных форм социального партнерства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим
в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора);

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий,
но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься
в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
о труде, соглашением, коллективным договором (ст.8 ТК РФ), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст.9 ТК РФ),
в коллективный договор должны включаться нормативные положения
по прямому предписанию законов, иных нормативных правовых актов
(ст.41 ТК РФ);

- полномочность представителей сторон (выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства). Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны.
В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции)
и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены.

Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст.33 ТК РФ), однако в соответствии со ст.20 ТК РФ такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например, председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен на проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, согласование управленческих решений с представителями работников или участие в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров. Иные представители работников получают свои полномочия на представительство на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на решение (протокол) общего собрания (конференции);

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования
их интересов. Этот принцип основан на международных нормах.
В частности, Конвенция МОТ от 01.07.1949 № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения);

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств (взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно. Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров
на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться);

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами
(это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение, представители сторон должны оценивать возможность их выполнения. Нельзя включать в содержание коллективно-договорных актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход
к формированию содержания правовых актов);

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступления
в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора (ст.55 ТК РФ);

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (выступает способом обеспечения выполнения условий договорных актов);

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (работник, работодатель или орган государственной власти несут ответственность невыполнение по их вине коллективных договоров).

 




















Дата: 2018-11-18, просмотров: 222.