Могут ли лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными стать приемными родителями или усыновителями?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) да, могут

б) нет, не могут

в) возможно в некоторых случаях

 

12. Выберите правильные варианты ответов. Орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, передавая эти функции учреждению, но в интересах подопечного его опекун или попечитель может быть сохранен.

а) болезнь

б) изменение имущественного положения

в) отсутствие взаимопонимания с подопечным

г) все варианты ответов правильные

д) нет правильных ответов


Практические задания по всему курсу

 

Проконсультируйте клиентов по следующим вопросам.

1. Какими нормативными актами регулируется предоставление жилья детям, лишенным родительского попечения и воспитываемым в приемных семьям и/или опекунов, по достижении ими 18 лет?

2. Назовите основания и порядок лишения родительских прав

3. Где  ребенок-сирота должен быть поставлен на учет в целях предоставления жилья по достижении 18 лет, если он не имеет закрепленного жилья, – по месту жительства приемных родителей и/или опекунов, по месту постановки ребенка на учет как лишенного родительского попечения, по месту рождения ребенка или по месту жительства биологических родителей?

4. Кто может быть кандидатом в усыновители?

5. В каких случаях из общих требований к кандидатам в усыновители допускаются исключения?

6. Я состою в официальном браке, могу ли я усыновить одна, без мужа?

7.  Могут ли сразу оба супруга быть опекунами одного и того же ребенка?

8. Могут ли кровные родственники ребенка принять его на воспитание по договору о приемной семье?

9. «Специалист органа опеки утверждает, что наше жилье не соответствует по количеству кв.м. на человека»

10. Кто может быть кандидатом в опекуны или приемные родители?

11. Вправе ли сотрудник органов опеки проверять действительность предоставленных сведений? И обязан ли он при этом сохранять конфиденциальность?

12. В чем основное отличие в объеме государственной помощи опекунам и приемным родителям?

13. Как при опеке оформляется отпуск по уходу за ребенком?

14. Сохраняет ли подопечный ребенок и\или воспитанник приемной семьи право на получение алиментов от биологических родителей и других выплат после передачи в семью?

15. Каковы выплаты на содержание подопечных и воспитанников приемных семей?

16. Имеет ли опекун право поменять имя подопечного ребенка?

17. Вправе ли опекун проживать отдельно от подопечного?

18. Имеет ли опекун право вывезти подопечного ребенка на отдых за рубеж?

19. Международное усыновление. В чем выражается приоритет российских кандидатов?

20. Чем международное усыновление отличается от российского?

21. Можно ли сразу искать ребенка в другом регионе или сначала надо просмотреть анкеты детей-сирот по месту жительства кандидата?

22. Какие документы на ребенка должен получить приемный родитель и от кого?

23. Гостевой режим. - Как можно получить ребенка в гости?

24. Посещения ребенка. Какую информацию о ребенке должна предоставить мне администрация детского учреждения? Как должно быть организовано мое знакомство с ребенком?

25. Ограничено ли число получаемых направлений или детей, которых я могу посещать?

26. Как происходит контроль условий жизни усыновленного ребенка?

27. Обязан ли усыновитель сообщать органам опеки о перемене места жительства?

28. Могут ли биологические родственники навещать усыновленного ребенка?

29. Женщина обратилась в отдел опеки и попечительства. Два года назад мы усыновили ребенка, его мать была лишена родительских прав в отношении всех своих троих детей. Одного забрал брат матери (дядя), двое других усыновлены посторонними семьями (в т.ч. и нашей). В настоящее время дядя ребенка выразил желание забрать всех усыновленных детей себе. Нам стало известно об этом по чистой случайности, стали невольными свидетелями его разговора со знакомым (при этом то, что ребенок усыновлен именно в нашу семью, дядя не знает). Может ли дядя подать иск об отмене усыновления в целях объединения семьи? Каковы его шансы на успех?

30. Если график работы требует, чтобы пару раз в неделю усыновленный ребенок оставался в саду с ночевкой. Может ли это стать причиной отмены усыновления?

31. Имеют ли право опекуны и приемные родители распоряжаться материнским капиталом?

32. Имеет ли опекун (приемный родитель) право самостоятельно подать заявление о лишении прав биологических родителей подопечного ребенка?

33. В отдел социальной защиты одного из районов города обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.

1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?

4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы

 

34.  14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.

1. Назовите основные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?

4. Какие специалисты должны быть задействованы?

 

35. Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения. У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.

1. Определите социальные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?

4. Какова роль специалиста социальной работы?

 

36. Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале. 

1. Куда может обратиться женщина с сыном?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какова роль специалиста социальной работы?

4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

 

37. Мальчик 10-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством.

1. 1. Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?

2. 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.

3. 3. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?

4. 4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?

 

38. Соседи обратились к социальному работнику с просьбой разъяснить, почему 12-летнюю внучку соседки определили в детский дом без согласия бабушки, страдающей психическим заболеванием.

5. 1. Нормативно-правовая база, регламентирующая решение данных вопросов.

6. 2. Решение какого органа необходимо для помещения несовершеннолетнего ребенка в детский дом?

7. 3. В каких случаях социальное (медицинское) обслуживание осуществляется без согласия гражданина?

8. 4. В каких случаях возможна госпитализация человека в психоневрологический стационар в недобровольном порядке?

 

39. Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим, классный руководитель решил посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках. Из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания,. Учительница обратилась в отдел социальной защиты района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.

1. Определите проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.

3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.

4. Какие меры необходимо оказать.

 

40. Органами Внутренних Дел Алексеевского района, был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из социального приюта два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.

1. Определите социальную проблему.

2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.

3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?

4. Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?

 

41. При проведении акта жилищно-бытовых условий семьи, участковым и специалистом социальной работы, которая находилась на учете, выяснилось, что отец воспитывает двоих детей один, одному ребенку 10 лет, а другому 18, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.

1. Определите социальную проблему семьи?

2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.

3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем семьи?

4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?


Библиографический список

1. Актуальные проблемы с задержки психического развития детей : пособие для вузов / под редакцией К. С. Лебедева. – М. : Изд-во Педагогика, 2002. – 261 с.

2. Альбицкий В.Ю. Дети-сироты: медико-организационные проблемы / В.Ю. Альбицкий // Детское здравоохранение России: стратегия развития: материалы X съезда педиатров России. Москва, 10-12 марта 2007 г. - С. 28-29.

3. Антокольская М.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] / М. В. Антокольская - М.: Юридический дом «Юстицинформ, 2013. - С. 147

4. Байбородова Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.В. Байбородова. – М., 2009. – 247 с.

5. Байбородова Л.В. Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.В. Байбородова. – М., 2009. – 284 с.

6. Барков А.В. Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография [Текст] / А. В. Барков. - М.: Юрист, 2014. - С. 83-97.

7. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17142

8. Беляков, В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.В. Беляков // Воспитание и обучение детей. – 2003. – № 1. – С. 32-48. 

9. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России / В.В. Беляков. – М., 2007. – 69 с.

10. Бендас Т. В. Психология чувств и их воспитание / Т. В. Бендас, В. В. Нагаев. – М. : Изд-во Сфера, 2004. – 105 с.

11. Блонский П. П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания / П. П. Блонский. – М. : Изд-во Речь, 2006. – 215 с.

12. Блохина О.Ю. Учет интересов ребенка при реализации им своих личных прав в семье: Учеб.-практ. Пособие [Текст] / О. Ю. Блохина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2015. - С. 97-112.

13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М. : Изд-во Речь, 2000. – 275 с.

14. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье [Текст]: Автореф. дисс. …канд. психол. наук / Л.Н. Большакова. Ярославль. 2004.-26с.

15. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. – М. : Изд-во Сфера, 2003. – 149 с.

16. Бухман Е.В. Организация работы службы по устройству детей на воспитание в семью / Е.В. Бухман, Н.В. Избуцкая, М.Ф. Терновская // Методические материалы. – М., 2002. – 142 с.

17. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития : пособие для учителей / Т. А. Власова. – М. : Изд-во Просвещение, 2001. – 263 с.

18. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. – Загл. с экрана.

19. Галагузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галагузова, Л.М. Царегородцев // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С.17-25.

20. Галагузова Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галигузова, Л.М. Царегородцев // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С.17-25.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. [Текст]. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. [Текст]. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.

23. Гридасов, Н.И. Социализация детей-сирот и их подготовка к самостоятельной жизни / Н.И. Гридасов // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. – № 2. – С. 58-64.

24. Грудицына Л. Ю. Как оформить опеку и попечительство. Новые правила. Советы адвоката [Текст] / Л. Ю. Грудцына. - М.: Юркомпани, 2015. - 160 с

25. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml. – Загл. с экрана.

26. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот / И. Дементьева // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – C. 64–71. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационо-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. – 242 с

27. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот / И.Дементьева // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – C. 64–71.

28. Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей / А. Дзугаева // Народное образование. – 2001. – № 7. – 174 с.

29. Егорова М.О. Профилактика сиротства как актуальная задача социальных служб / М.О. Егорова // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 13-14.

30. Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях: монография / В.И. Жуков. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 452 с.

31. Закон РК от 1 ноября 2002 г. № 626-ЗРК «О патронатном воспитании» // Справочная правовая система «Консультант +».

32. Закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – М.: ООО Акцепт, 2008. – 26 с.

33. Захарова Н.А. Право социального обеспечения : учебное пособие Н.А. Захарова, А.В. Горшков [Текст]. – М.: Омега-Л, 2015. – 170 с.  

34. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях : учебное пособие / А.А. Кауфман [Текст]. – М.: Проспект, 2015. – 80 с.

35. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/. – Загл. с экрана.

36. Конвенция о правах ребенка ООН. М.: Российское пед. агентство, 2002. – 45 с.

37. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо, 2016. – 32 с.

38. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо, 2016. – 32 с.

39. Конституция РФ (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2013 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009.

40. Коробейников И.А. Проблемы социального сиротства / И.А.Коробейников // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 7-9.

41. Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации. Правовые проблемы [Текст] / Н. В. Летова. - М.: Wolters Kluwer, 2014. - 248 с.

42. Мартынова Е.В. Опека как приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения // Социономикон: Сборник научно-исследовательских статей. – Новочеркасск: НГМА, 2005.

43. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М. : Изд-во Просвещение, 2002. – 95с.

44. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учеб.-практ. Пособие [Текст] / Л. Ю. Михеева. - М.: Палеотип, 2014. -205 с.

45. Нагоева Р.А. Замещающая семья: возможности и проблемы социальной и психолого-педагогической подготовки // Психология и Психотехника. – 2014. – № 1. – С. 91-97. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.1.9439.

46. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении с детьми-сиротами и опекаемыми детьми / Л.Никитина // Воспитание школьников. – 2007. - № 8. – С. 26-29.

47. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» в ред. от 21.06.2014. // Справочная правовая система «Гарант».

48. «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Справочная правовая система «Гарант».

49. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» в ред. от 10.02.2014. // Справочная правовая система «Гарант».

48 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» в ред. от 10.02.2014. // Справочная правовая система «Гарант».

49 Ослон В.Н. Аналитическая справка по результатам опроса регионов о ситуации в сфере профессиональной подготовки кадров для системы профилактики социального сиротства и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон // Методические рекомендации специалистам, обеспечивающим реализацию программ повышения квалификации по вопросам профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: Вариант, 2013. – С. 4–14

50 Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на подростка при родственной и неродственной опеке // Журнал Детский Дом. – 2011. – № 3 (40). – С. 2-14.

51 Печникова Л.С. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений / Л.С. Печникова, Е.Б. Жуйкова. – М.: Изд-во МГУ, 2008.

52 Пимонов В.А. «Право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье (социальный анализ)» // Роль семейного права в формировании гражданского общества в Российской Федерации: научные изыскания, правотворчество и правоприменение: материалы международной научной конференции. – Тверь: Тверской госун-т. 2011. – С. 120 – 127.

53 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2014.

54 Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117

55 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» в ред. от 24.12.2014. // Справочная правовая система «Гарант».

56 Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в ред. от 10.03.2009. // Справочная правовая система «Консультант +».

57 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275

58 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275

59 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217

60 Прихожан, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Аспект-Пресс, 2007. – 160 с.

61 Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот к жизни в замещающей семье [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Электрон. дан. – БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2011. – 218 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49535 – Загл. с экрана.

62 Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901839540. – Загл. с экрана.

63 Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/. – Загл. с экрана.

64 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. – Загл. с экрана.

65 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/1-Ustav_UNESCO.pdf. – Загл. с экрана.

66 Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/. – Загл. с экрана.

67 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/. – Загл. с экрана.

68 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/. – Загл. с экрана.

69 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/. – Загл. с экрана.

70 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/. – Загл. с экрана.

71 Федеральный закон РФ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 02.07.2013. // Справочная правовая система «Гарант».

72 Фурманов, И.А.. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. / И.А.Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: «КДУ», «Владос-Пресс», 2013. – 419 с.

73 Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства [Текст] / Е. Чефранова. // Российская юстиция, 2013, N 10. - С.17-23

74 Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М.Шипицына. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007. – 628 с.

75 Шпакова В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения. [Текст]: В.В. Шпакова.- М.: Психология и педагогика.- 2008. - №6.

76 Шульга Т.И. Социально-психологические технологи помощи детям и семьям групп социального риска. Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 198 с. 1. Швецова, М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография [Электронный ресурс] : монография. – Электрон. дан. – М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013. – 188 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30290 – Загл. с экрана.

 


 


Глоссарий

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Безнадзорный – лишенный надзора. Безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный –  1) лишенный присмотра;

 2) бездомный, живущий на улице.

Беспризорный – это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания (Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья, добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети группы риска – дети, чьи минимальные возрастные потребности в уходе и заботе не удовлетворяются должным образом. В результате возникает риск нарушения здоровья и развития ребенка.

Дети, нуждающиеся в государственной защите – дети, чьи права нарушены родителями или иными законными представителями, в том числе не исполняющими своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияющими на их поведение, либо жестоко обращающимися с ними; дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Жестокое обращение с ребенком – все виды физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения потребностями ребенка со стороны его родителей или иных законных представителей; проявляются в форме активных действий или бездействия, приводящих или способных привести к ущербу для здоровья, развития или достоинства ребенка.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Качество социальной услуги – соответствие мероприятий (комплекса мероприятий), выполненных поставщиком услуги, требованиям стандарта социальной услуги. Конечный социально значимый результат оказания услуги – изменение состояния получателей услуги вследствие осуществления комплекса мероприятий и иных действий, направленных на это изменение.

Непосредственный результат деятельности социальной службы – объем (количество) предоставленных услуг, измеряемый, как правило, числом потребителей, получивших услугу соответствующего качества.

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Опекунство –  правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих условий содержания; над лицами признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над недееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.

Перечень (реестр) государственных (муниципальных) услуг – утвержденный в соответствующем порядке список государственных (муниципальных) услуг, оказываемых потребителям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

План по защите прав ребенка – документ, принимаемый органом, осуществляющим полномочия по опеке и попечительству, при открытии случая и определяющий меры и порядок защиты прав и законных интересов ребенка; может включать в себя один или несколько следующих разделов:

– План обеспечения безопасности ребенка в семье (комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности нахождения ребенка в семье)

– План социального сопровождения (реабилитации) семьи (комплекс реабилитационных мероприятий по отношению к ребенку и его семье, направленных на восстановление условий для соблюдения в семье прав и законных интересов ребенка)

– План семейного устройства (комплекс мероприятий, направленных на устройство на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, его подготовку к жизни в семье и последующее сопровождение замещающей семьи.

Получатель услуг по социальному обслуживанию – гражданин (семья), которому для преодоления трудной жизненной ситуации предоставляется социальная услуга.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Психолого-педагогическое сопровождение – комплекс мероприятий, осуществляемый междисциплинарной командой специалистов, объединенных единой реабилитационной целью; основная деятельность заключается в выявлении и актуализации ресурсов родителей и/или ребенка, организации обучения членов семьи знаниям и навыкам, необходимых для ухода и развития ребенка, его социализации, в психологической помощи по преодолению трудностей, связанных с освоением новых навыков, в мотивации семьи на получение запланированной помощи; основанием для принятия решения о завершении является решение членов междисциплинарной команды о достижении заявленных реабилитационных целей; в зависимости от специфики реабилитационных задач выделяют психолого-педагогическое сопровождение семьи (основная задача – нормализация родительско-детских отношений и повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания) и психолого-педагогическое сопровождение ребенка (содействие в создании условий для успешной социализации ребенка в образовательном пространстве).

Семейно-ориентированный подход – подход к организации помощи детям и семьям. Основной принцип семейно-ориентированного подхода заключается в том, что права родителей на воспитание детей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить интересы ребенка. Наиболее эффективным способом защиты прав ребенка в семейно-ориентированном подходе признается укрепление и поддержка его собственной семьи таким образом, чтобы ее члены могли самостоятельно обеспечивать безопасность ребенка и уход за ним, в соответствии с его минимальными возрастными потребностями. Защита прав ребенка, по мере возможности, ведется без разлучения ребенка с семьей и с сохранением его ближайшего окружения, культурных и национальных традиций.

Синдром эмоционального выгорания (эмоциональное выгорание, выгорание) – вид депрессии (депрессия истощения), которая возникает без травматизации и органических расстройств, а только вследствие медленной утраты переживания ценностей; за С.э.в. стоит двойной дефицит отношений: внешний – с другими людьми и деятельностью, внутренний – с самим собой и эмоциональностью; свойственен специалистам помогающих профессий, но не только; его снятие требует гораздо больших усилий, чем профилактика, которая проводится в ходе регулярного оказания помогающим специалистам супервизорской (методической) помощи.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – совокупность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Последний вид сиротства называют социальным.

Случай – оформленное в установленном порядке дело о нарушении
прав и законных интересов ребенка, открытое в целях принятия мер по его защите и восстановлению его прав и законных интересов.

Содержание услуги – совокупность мероприятий (действий, процедур) необходимых и достаточных для оказания услуги.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения; услуги, направленные на повышение уровня социальной адаптации ребенка, включают мероприятия по преодолению последствий психологической травмы у ребенка и помощь в усвоении конструктивных норм и правил поведения.

Социальная услуга – результат деятельности социальной службы, заключающийся в оказании социальной помощи клиенту-получателю услуги для преодоления им трудной жизненной ситуации. Социальное сопровождение – комплекс мероприятий по взаимодействию социальной службы с получателем социальных услуг, направленных на профилактику или преодоление трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание – деятельность, направленная на предоставление гражданину (семье), признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг по социальному обслуживанию в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. Социально-психологическая реабилитация ребенка – комплекс мероприятий, направленных на восполнение личностных дефицитов, возникших в результате депривационного воспитания, и на восстановление позитивных социальных связей и социального статуса ребенка.

Социально-психологическое сопровождение семьи – комплекс мероприятий (организационных, диагностических, образовательных, развивающих), осуществляемый междисциплинарной командой специалистов, объединенных единой реабилитационной целью оказания помощи родителям в преодолении трудной жизненной ситуации, в результате которой были нарушены права и законные интересы ребенка (детей); основная деятельность заключается в оказании реабилитационной помощи в решении актуальных психологических, бытовых, медицинских, социальных и других проблем семьи; вовлечении родителей и взрослых членов семьи в деятельность по освоению (восстановлению) навыков самостоятельного преодоления трудностей; мотивации их на активное участие в запланированных мероприятиях; результатом является восстановление способности семьи самостоятельно адаптироваться в изменяющихся условиях среды; основанием для принятия решения о завершении сопровождения является обоснованное решение членов междисциплинарной команды о достижении заявленных реабилитационных целей.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальные гарантии – нормативные установки, направленные на удовлетворение определенных благ и потребностей граждан

Социальная защита – система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с условиями общественного развития.

Социальная защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в помощи.

Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

Социальная помощь – система социальных мер в виде содействия некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении

Социальный приют для детей и подростков – специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально-реабилитационного центра, призванное оказывать социальную помощь безнадзорным и беспризорным детям, ограждать их от влияния и преступной асоциальной среды, проводить комплекс мер по их всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.

Социальная профилактика – это комплекс социально-педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Социальная реабилитация – 1) реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного человека, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное детское учреждение, обычно амбулаторного типа (хотя в его структуре может быть и стационарное отделение или же приют), осуществляющее на территории города или района разнообразную профилактическую и реабилитационную работу с детьми группы риска, девиантным поведением и социальной дезадаптацией различного уровня.

Социальная служба – структура, выполняющая определенную функцию социальной защиты, помощи, поддержки. К середине 1990-х гг. в России имелись следующие ее виды: государственные; коммерческие; смешанные службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Сфера их деятельности включает различные направления социального обслуживания населения: оказание материальной помощи, помощи на дому; постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного прибытия в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан; социальная реабилитация, в том числе несовершеннолетних с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей; организация торгового обслуживания, социально-бытовых, ритуальных услуг и др.

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Супервизия – профессиональное консультирование специалистов помогающих профессий и метод контроля качества; контроль качества включает исследование выбранных практических подходов и методов оказания помощи, а также отношений, возникающих между специалистом и клиентом, с точки зрения их соответствия требованиям стандарта; в процессе супервизии происходит профессиональный разбор сложных случаев и анализ причин возникновения трудностей в работе специалиста; результаты становятся основанием для разработки мероприятий по поддержанию качества услуги; может рассматриваться как форма повышения квалификации специалистов.

Трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное по основаниям, определенным законодательством Российской Федерации, как объективно нарушающее или способное нарушить нормальные условия жизнедеятельности гражданина и функционирования семьи, привести в положение, представляющее опасность для жизни и/или здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и требующее, на основе определения индивидуальной нуждаемости, предоставления социального обслуживания.

Услуга по социальному обслуживанию – действие (действия) в области социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, периодической либо разовой помощи гражданам.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 390.