Использование осязания в предметной и пространственной ориентировке слепых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Осязание — целая система кожных и двигательных ощущений, несущих человеку большую и разнообразную информацию об окружающем мире.

Осязательные и зрительные восприятия человека сходны между собой тем, что адекватно отражают одни и те же свойства материального мира, но различны способы восприятия. Зрительные восприятия являются симультанными: образ даже очень крупного объекта воспринимается одномоментно. Осязательные же восприятия являются сукцессивными: предмет воспринимается по частям, его целостный образ складывается постепенно. Поскольку скорость осязательного обследования незначительна, образ воспринимаемого объекта формируется гораздо медленнее, чем при зрительном восприятии (если зрячему достаточно нескольких секунд, слепому может потребоваться несколько часов). Зона осязательного обследования по сравнению с зоной зрительного восприятия ничтожно мала. Для осязательного восприятия предметов и среды существует целый ряд препятствий (размеры предметов, форма, температура и др.). Даже использование инструментов и технических средств не обеспечивает полного преодоления этих препятствий. Все это приводит к значительному ограничению взаимодействия слепого человека с окружающей средой.

И все же осязание имеет для слепых исключительное значение, так как принимает участие в отражении пространственных и временных отношений, физических и механических свойств окружающего пространства. Осязание для слепых — главный способ познания, предметной и пространственной ориентации.

Осязание включает в себя две группы ощущений: кожные и двигательные. Рассмотрим роль каждой группы осязательных ощущений в деятельности человека, особенно незрячего.

К кожным ощущениям относятся тактильные, температурные и болевые ощущения.

Тактильные ощущения являются контактными. Они возникают в результате прикосновения чего-либо к телу. Интенсивное прикосновение ощущается как давление на кожу. Тактильные ощущения характеризуются абсолютным и пространственным порогами чувствительности. Абсолютная тактильная чувствительность измеряется в миллиграммах на каждый квадратный миллиметр кожи. Пространственная чувствительность (пространственное различение) характеризуется расстоянием в миллиметрах между двумя раздражителями, одновременно действующими на кожу. Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Следовательно, пороги абсолютной чувствительности и пространственного различения разных участков кожи разные. Так, порог абсолютной тактильной чувствительности на кончике языка равен 1 мг/мм2, на кончиках пальцев — 3, на губах — 5 мг/мм2. Пороги пространственного различения на кончике языка 1,1 мм, на пальцах — 2,2, на губах — 3 мм. На неподвижных частях тела, где концентрация рецепторов меньше, например, на коже спины, они достигают 109 мм и более. Различие порогов тактильных ощущений в разных частях тела надо учитывать при обучении слепых.

Тактильная чувствительность человека зависит от целого ряда внешних и внутренних условий. Она снижается от механических повреждений тела (царапины, порезы, ушибы и др.), от химических воздействий щелочами, кислотами, солями, при резком изменении и понижении температуры воздуха и осязаемых предметов. Оптимальная температура, при которой наблюдается наиболее высокая тактильная чувствительность — в пределах от 16 до 20°С. Тактильная чувствительность зависит от характера осязаемой поверхности, ощущается отрицательный рельеф (углубления), лучше — положительный (выступы). Прерывистый и точечный положительный рельеф ощущается лучше, чем непрерывный. Хорошо ощущаются рельефно-точечные поверхности на гладкой. Тактильные ощущения зависят от продолжительности касания; они ослабляются при утомлении кожи, зависят от настроения человека (ощущения лучше при положительных эмоциях), от направленности внимания и тренированности. При систематических тренировках в осязательном обследовании поверхностей предметов значительно снижаются пороги пространственного различения, а пороги абсолютной чувствительности изменяются незначительно.

Тактильные ощущения будут слабыми, неточными и нечеткими, если кожа и предмет соприкасаются неподвижно. Такое осязание называется пассивным. Тактильная чувствительность резко увеличивается и становится более четкой, если осязающей поверхностью кожи скользить или, лучше, совершать мелкие возвратно-поступательные движения по поверхности предмета. Такое осязание называется активным. Поэтому незрячие при обследовании поверхностей, при чтении рельефно-точечного шрифта должны делать небольшие движения рукой вверх-вниз, влево-вправо, одновременно перемещая руку по всей плоскости слева направо и обратно.

Температурные ощущения кожи — это ощущения тепла и холода. Рецепторов ощущения холода больше, чем ощущения тепла. Поэтому кожа чувствительнее к холоду, чем к теплу. Температурные рецепторы неравномерно расположены на различных участках кожи. Тепло и холод лучше ощущаются кожей лица и шеи, ладонями. Надо иметь в виду, что женщины более чувствительны к холоду, чем мужчины.

Ощущение тепла и холода характеризуется разницей между температурой тела (кожи) и ощупываемого предмета. Человек может ощущать тепло и холод при небольшой разнице температур, до 0,1 градуса.

Температурные ощущения кожи могут быть контактными и дистантными. Чем больше разница температур, тем на большем расстоянии ощущается предмет. Кожа, в особенности кожа лица, не только ощущает тепло или холод, идущие от удаленного предмета, но и позволяет определять его местоположение. Пользуясь этим свойством температурных ощущений, незрячие люди определяют расположение отопительных и осветительных приборов в помещениях, положение солнца на небе. Ощущение тепла и холода возникает тем быстрее, чем больше разница температур, зависит от площади поверхности кожи, прикасающейся к предмету: чем больше поверхность кожи, тем скорее и при меньшей разнице температур ощущаются тепло и холод. Труднее, например, определить температуру кончиками пальцев, легче — прикладывая к предмету всю ладонь.

Температурные ощущения обладают высокой степенью адаптации. Причем, чем больше площадь раздражаемой поверхности, тем меньше адаптация. Кожа человека быстро привыкает к изменениям температуры внешней среды, поэтому при определении температуры предметов прикосновения к ним должны быть кратковременными, прерывистыми. Скорость и точность температурных ощущений зависит от натренированности человека в определении температуры воздуха, воды и других предметов.

На коже имеются также рецепторы болевых ощущений. Болевые ощущения возникают в результате интенсивных механических, температурных и химических воздействий на кожу. Они сигнализируют о том, что в месте ощущения боли кожа разрушается или находится на грани разрушения. Болевые ощущения имеют охранное значение и способствуют самосохранению организма.

В пространственной ориентировке болевые ощущения почти не используются.

Все виды кожных ощущений значительно снижаются при употреблении наркотиков и алкоголя.

Кожные ощущения несут незрячим много полезной информации о свойствах предметов окружающего мира. С помощью тактильных ощущений определяют характер поверхности (гладкая, шероховатая), направление и силу давления на кожу и тело. Активное осязание несет незрячему информацию о форме и величине поверхностей и предметов. Ощущение направления давления позволяет слепым использовать в качестве ориентиров направление ветра и течение воды. С помощью температурных ощущений незрячие определяют направление на источник тепла. Температурные ощущения позволяют определять теплоемкость и теплопроводность веществ и материалов, а по теплопроводности узнавать и сам материал (дерево, пластмасса, стекло, металл и т. д.).

В результате систематических тренировок слепые могут научиться узнавать предметы и материалы при легком прикосновении к ним, без длительного ощупывания.

Одна только тактильная чувствительность не обеспечивает полного восприятия форм и размеров предмета. Для получения полной информации в процесс восприятия необходимо включить двигательный анализатор. Кожный и двигательный анализаторы действуют одновременно и взаимно дополняют друг друга.

Двигательные ощущения несут слепым большую информацию о пространственных и физических свойствах предметов окружающего мира. Эти ощущения часто называют суставно-мышечными, так как рецепторы двигательных ощущений наиболее плотно расположены в мышцах и сухожилиях. Двигательный анализатор по сравнению с другими анализаторами имеет самую разветвленную сеть рецепторов. Вся вегетативная нервная система человека является проводником сигналов, идущих к мозгу от кожных и двигательных рецепторов, составляющих вместе единую систему ощущений — осязание.

Двигательный анализатор выполняет функции управления движениями, слежения, регулирования частоты, силы и точности движений.

Человек ощущает движения своего тела, что позволяет ему контролировать свою деятельность и управлять ею.

Человек ощущает движение тела относительно неподвижного предмета и движение предмета относительно неподвижного тела при соприкосновении (контакте) тела с предметом. Правда, контактное восприятие движения тел возможно только при незначительной скорости движения. Контакт с быстродвижущимся предметом грозит человеку разрушением тканей его тела.

Двигательные восприятия позволяют воспринимать целостный образ любого предмета, если даже он не помещается в зоне осязательного обследования. Двигательный анализатор может выполнять функцию измерения: человек использует в качестве мерок части своего тела (локоть, пядь).

Двигательный анализатор ощущает время и временные отношения (быстрее, дольше).

С помощью двигательного анализатора человек определяет агрегатные состояния веществ, твердость, вес, упругость (на сжатие, растяжение и сгибание), пластичность, ковкость, ломкость, колебания и вибрации и т. д. Это позволяет слепым по физическим свойствам узнавать вещества, материалы и предметы.

Часть перечисленных функций двигательного анализатора выполняется непосредственно механизмом двигательных ощущений, другая — совместно с кожными ощущениями, а еще часть — при взаимодействии с вестибулярным аппаратом.

Таким образом, система кожно-двигательных ощущений, неся человеку разнообразную информацию об окружающей среде, при отсутствии зрения становится важнейшим органом взаимодействия незрячего человека с окружающим миром. Кроме того, двигательный анализатор обеспечивает двигательную реакцию человека на сигналы, поступающие от других органов чувств. Например, прикоснувшись к горячему предмету, человек непроизвольно отдергивает руку, услышав знакомый опасный звук, он непроизвольно остановится или отойдет в сторону.

Кожно-двигательные ощущения человека имеют непосредственно предметный характер. При осязательном восприятии предмета в сознании человека сразу же отражаются реальные размеры и форма предмета, характер его поверхности, температура, вес и другие физические свойства. Натуральные размеры и форма предмета как бы отпечатываются на поверхности кожи и улавливаются рецепторами двигательного анализатора. Предметный характер кожно-двигательных ощущений лежит в основе познавательной деятельности незрячих людей. Он позволяет им воспринимать пространственные и физические свойства предметов, запоминать их и узнавать при повторном осязательном обследовании, т. е. ориентироваться среди предметов. Правда, процесс осязательного восприятия и запоминания какого-либо предмета протекает медленно, в результате многократных обследований. Поэтому нельзя искусственно ускорять процесс формирования у слепых предметных и пространственных представлений.

Предметность кожно-двигательных ощущений лежит в основе формирования предметности зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений. Если человек, даже с нормальным зрением, не будет брать в руки предметов, то не сможет составить полного представления о физических свойствах этих предметов. Формирование предметности других ощущений на основе работы кожно-двигательного анализатора является врожденным свойством организма и протекает непроизвольно. Ребенок берет в руки предмет, и в его сознании непроизвольно образуются связи между зрительными и осязательными ощущениями. При встрече с новым, еще не знакомым предметом или материалом, возникает желание его потрогать. У зрячих людей предметность таких ощущений, как слух, обоняние, может формироваться на основе предметности зрительных, у незрячего же человека — только на основе осязательных ощущений. Например, любой звук остается беспредметным, если слепой не обследует источник звука с помощью осязания. То же самое можно сказать и о запахах, вкусовых ощущениях.

Чтобы другие органы чувств, особенно слух и обоняние, помогали слепым получать необходимую информацию о предметах окружающего пространства, необходимо, прежде всего, позаботиться о формировании предметности этих ощущений, иначе слепые будут слышать звуки, чувствовать запахи, но не смогут правильно истолковать их.

На основе предметности сохранных ощущений у незрячих протекает процесс конкретизации речи. За каждым словом, которое услышит слепой, должен стоять конкретный чувственный образ. Поэтому изучение любого предмета нужно проводить в следующем порядке: сначала слепой обследует изучаемый предмет, а затем преподаватель рассказывает ему о его свойствах и назначении.

Двигательные ощущения человека, как и осязательные, характеризуются определенными порогами чувствительности, но, в отличие от кожных, они обладают более высокой упражняемостью и поэтому часто изменяются. Можно, например, натренировать двигательные ощущения до определения разницы в весе двух предметов в одну сороковую часть, разницы в длине — в одну пятидесятую, разницы в диаметре шаров — в один миллиметр, цилиндрических тел — в одну десятую миллиметра. Средство тренировки двигательного анализатора и всей системы кожно-двигательных ощущений — любая активная двигательная деятельность человека: физический труд, занятие физкультурой, подвижные игры.

Ориентировочная деятельность слепых также повышает тактильную и двигательную чувствительность. Отрицательное влияние на тренировку кожно-двигательных ощущений может оказать частичное зрение. Частично видящие, надеясь на слабое остаточное зрение, часто не тренируют осязание.

Главным органом осязания человека являются пальцы рук. Хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства можно только руками. В процесс обследования должны включаться обе руки. Двуручное осязание быстрее и точнее дает образ обследуемого предмета, так как расширяет зону обследования, дает возможность точно определить объем и соотношение частей предмета. По цели обследования движения рук бывают поисковые, установочные и познавательные (опознавание предмета, определение его формы, размера и других качеств). При осязательном обследовании руками включаются тактильная, температурная и двигательная чувствительность. Незрячие пользуются следующими приемами обследования. Обследование поверхности начинается сверху справа налево, например с верхней части листа бумаги. При этом одна рука должна находиться у левого края листа, а другая, легко касаясь поверхности, передвигаться к правому, а затем возвратиться назад. Переместив обе руки чуть ниже, все снова повторяют, пока обе руки не дойдут до нижнего края листа. Рука, движущаяся от одного края к другому, дает информацию о характере обследуемой поверхности. В момент, когда обе руки оказываются на противоположных краях, появляется ощущение размера. Поверхность предмета можно обследовать и одной рукой, но тогда определить форму и размеры будет значительно труднее. При обследовании можно применять два приема.

Прием первый. Руки находятся на противоположных сторонах (плоскостях) предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета и некоторых других его свойств.

Прием второй. Одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Приемы применяются в зависимости от условий обследования.

Определить толщину небольших предметов можно и одной рукой, расставляя пальцы на нужное расстояние. Точность восприятия предметов слепыми можно проверить, предложив воспроизвести изученный предмет из глины или пластилина.

В результате систематических тренировок по обследованию плоскостей и форм предметов, по обнаружению мелких предметов на столе у незрячих людей расширяется зона точных движений рук. Она расположена впереди в радиусе 60 см (у зрячих она не превышает 30 см). Движения считаются точными, когда незрячий находит предмет с первой попытки.

Замечательное свойство осязания — способность воспринимать не только непосредственно (руками), но и с помощью какого-либо предмета (инструмента). Для обследования предметов можно пользоваться палкой, тростью, иголкой и др. Такое осязание называется предметным или инструментальным.

Способность осязания воспринимать свойства одних предметов посредством других имеет существенное значение в предметной и пространственной ориентировке. Она позволяет слепым обследовать и те предметы, которые невозможно изучить руками. Инструментальное осязание позволяет незрячим людям работать с нагревательными приборами и нагретыми предметами, обследовать самые мелкие и сравнительно крупные предметы. В пространственной ориентировке незрячие используют различные виды тростей. Трость, удлиняя руку слепого, умножает его поисковые возможности, расширяет зону осязательного обследования, позволяет обследовать крупные объекты, обнаруживать на пути препятствия и ориентиры. Трость значительно расширяет зону взаимодействия слепого с окружающей средой. Предметное (инструментальное) осязание широко используется слепыми не только в пространственной ориентировке, но и в процессе трудовой деятельности, в самообслуживании и т. д.

К осязательным ориентирам относятся: характер грунта (глина, песок, гравий, земля); материал и характер покрытия дорог и тротуаров, края и уступы тротуаров, бордюры, края проезжей части, обочины дорог, неровности на тротуарах (выбоины, бугры); тропинки (на грунте, снегу, траве); здания (архитектура, материал фасада, высота окон над землей); заборы и ограждения, различные по материалу, высоте и оформлению; ворота и калитки в заборах, полисадниках, газоны, деревья, кустарники и другая растительность; скамейки, будки, киоски, опоры электрических сетей, уличных фонарей и светофоров; спуски, наклоны, повороты, изгибы дорог, ступеньки вверх и вниз; улицы и перекрестки, площади, скверы, парки, просеки и аллеи, железнодорожные и трамвайные пути, переезды через них и шлагбаумы, подземные и наземные переходы через улицы и т. п. Как видно, ориентирами являются естественные и искусственные объекты. Ориентирами являются солнце и другие источники тепла, направление ветра и направление течения воды. Информацию для ориентировки могут дать и перепады температур.

Осязание играет ведущую роль во всех видах деятельности человека и, следовательно, в процессе компенсаторного приспособления человеческого организма: при утрате зрения или слуха, а иногда того и другого одновременно их функции компенсируются осязанием. Функции осязания не могут быть компенсированы ни одним из органов чувств.

В результате постоянного использования осязания у тотально слепых с рождения складывается осязательный тип восприятия. Поэтому представления об окружающей среде у них главным образом осязательные.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 256.