Пространственная ориентация — это процесс применения на практике предметных и пространственных представлений при определении своего положения на местности или направления своего пути. Поэтому формирование у незрячих пространственных представлений является задачей первостепенной важности. Прежде чем слепой сможет ориентироваться в каком-либо помещении или на улице, он должен сформировать представление об этом помещении или об улице, по которой проходит его маршрут. Но вот могут ли незрячие люди с помощью сохранных органов чувств формировать предметные и пространственные представления, адекватные зрительным? Современная наука считает, что слепота и слабовидение не являются препятствием для формирования таких представлений. Вместе с тем, формирование предметных и пространственных представлений является самым сложным моментом в обучении слепых ориентации. Способы формирования предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих имеют свои особенности. Адекватные представления о предметах и местности незрячие формируют с помощью осязательных и слуховых восприятий. Люди, ослепшие взрослыми, как правило, имеют зрительные предметные и пространственные представления. При формировании представлений о новых объектах и о новой местности они так же, как и слепые с рождения, пользуются осязательными и слуховыми восприятиями, но в процессе обследования они могут новые впечатления оценивать по ассоциации с ранее виденным, их представления долгое время остаются зрительными. При этом иногда бывает достаточно дать им словесное описание незнакомого участка. Представления тотально слепых с рождения могут быть только осязательными и слуховыми. Они, как правило, имеют неполные и неточные пространственные и предметные представления. Следовательно, на практике необходимо применять различные способы формирования пространственных представлений у тотально, слепых и взрослоослепших.
Для того, чтобы обеспечить слепому возможность ориентироваться в любом новом пространстве, преподаватели должны научить учащихся самостоятельно формировать у себя представления о новых объектах и участках пространства путем самостоятельного осязательного и слухового обследования их. Уровень (ступень) пространственной ориентации слепых находится в прямой зависимости от объема и качества пространственных представлений. Чем полнее и точнее пространственные и предметные представления, тем точнее и быстрее ориентируются слепые в любой ситуации.
По возможностям пространственных представлений тотально слепых с рождения можно поделить на две группы. К первой относятся выпускники средних школ для слепых: их представления в основном достаточно полные и правильные, хотя у некоторой части выпускников несколько ограничены (особенно представления о местности). Другая группа — незрячие, не учившиеся в специальной школе. Их представления значительно беднее, иногда даже о тех предметах, которые доступны для осязательного обследования (растения, домашние животные, автомашины). Некоторые не имеют и элементарных пространственных понятий, таких как направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, дальше, ближе, сзади, спереди, напротив, поворот, параллельность, наискосок, край, движение к цели, пересекающий, проем, наклонная поверхность, изгиб (реки, дороги), пересечение (тротуаров, дорог, улиц), перекресток. Если такие понятия не сформированы, необходимо сформировать их и добиться, чтобы эти понятия были конкретными, а не вербальными формирование представления о предметах и предметном пространстве происходит путем осязательного обследования предметов. В процессе обследования учащемуся рекомендуется вслух рассказывать обо всем, что он делает. Следует обратить внимание слепых, что многие предметы имеют три измерения: длину, ширину, высоту. На основе понятия о трехмерности предметов в дальнейшем можно будет сформировать и понятие о трехмерности пространства. Надо сравнивать предметы одинаковой формы, имеющие разные размеры, и предметы одинаковой величины, имеющие разную форму. Для обследования на первом этапе формирования предметных представлений нужно брать небольшие предметы, доступные для осязательного обследования. При обследовании предметов кроме осязания нужно использовать обоняние и слух. Образ обследованного предмета учащиеся должны воспроизвести словами.
Затем можно перейти к обследованию небольшого замкнутого пространства (комнаты, класса). Надо научить слепых определять длину, ширину и высоту комнаты. Входную дверь в комнату всегда принимают за отправной пункт, от которого начинается обследование помещения и предметов в нем.
Наконец изучают более крупные предметы и более объемные помещения. В качестве объекта обследования можно взять любое здание. Представление о форме и размерах здания формируется путем наружного обследования: при обходе здания по периметру незрячий прикасается к нему рукой или тростью. Возникает представление о длине и ширине. А представление о высоте и этажах здания можно дать через словесное описание или с помощью макета. Вообще целесообразно пользоваться макетами предметов, которые из-за величины невозможно обследовать в натуральном виде. Они позволяют слепому осязательно воспринять форму натуральных объектов и соотношение всех частей. При обследовании здания также нужно обратить внимание на его трехмерность и на то, что, чем больше предмет, тем большее пространство он занимает.
Формирование пространственных представлений о местности можно начать на приусадебном участке. Сначала обследовать все объекты, расположенные на нем, сравнить их по форме и размеру, установить их взаимное расположение. Затем обратить внимание на размеры участка, на его форму, длину и ширину. Представление о каждом участке пространства обязательно должно быть связано со сторонами горизонта. Иначе трудно будет установить взаимное расположение отдельных участков местности. Определить стороны горизонта незрячие могут по специальному компасу, по ветру, по солнцу. Обращается внимание на то, что высота не имеет границ (переход к представлению о неограниченных размерах пространства). Для ускорения процесса формирования представления о приусадебном участке, а в дальнейшем и о любой местности, целесообразно использовать макеты.
Разные категории слепых изучают макеты по-разному. Ослепшие взрослыми могут сначала «осмотреть» макет, а затем обследовать участок местности. Тотально слепые с рождения должны сначала обследовать местность, а затем «рассматривать» ее на макете. Если взрослоослепшие по макету могут представить участок местности, то у тотально слепых с рождения при сравнении объектов местности с их макетами формируется понятие о моделировании и о масштабе. И только после этого они тоже смогут пользоваться макетом и планом местности перед тем, как начать ее обследование.
От моделей и макетов нужно перейти к рельефным планам. Их можно изготовить своими силами из подручных материалов. Желательно, чтобы материал был гигиеничным. По размеру план не должен выходить за границы зоны точных движений рук слепого, т. е. не превышал 120Х60 сантиметров. При работе с рельефными планами надо обратить внимание учащихся на то, что в отличие от макетов они имеют только два измерения: длину и ширину. Эти два измерения являются наиболее важными и необходимыми в процессе ориентации на местности. Рельефные планы — так же разновидность моделирования натуральных объектов, ситуаций, дающих понятие о топографии местности.
Преподаватель должен обратить внимание учеников на то, что точкой отсчета пространственных направлений является сам человек или выбранный им предмет (ориентир). Когда точкой отсчета является сам человек, то указания о направлении его движения даются типа: «иди прямо», «иди правее» и т. д. Следует научить каждого ученика критически относиться к указаниям встречных прохожих, т. к. они могут объяснить направление относительно себя. Прежде чем двигаться в этом направлении слепой должен остановиться и обследовать тростью пространство вокруг себя. Когда указание о направлении дается относительно предмета (ориентира), то вместе со словами, обозначающими направление, называется предмет, относительно которого определяется направление. Например: «налево от моста», «прямо от стадиона» и т. д.
Дальнейшее расширение пространственных представлений незрячих проводится непосредственно на местности того города или населенного пункта, где организовано обучение пространственной ориентировке. Ориентируясь на местности, слепые чаще всего пользуются одним из видов пространственных представлений — топографическим. Это представление о местности, возникающее на основе восприятия и локализации объектов, находящихся на данной местности. Различают два типа топографических представлений: «карта-путь» и «карта-план».
Топографические представления типа «карта-путь» характеризуются постепенностью и последовательностью прослеживания объектов и их взаимного расположения. Эти представления являются первичными. Они формируются и развиваются легче и раньше других пространственных представлений. Последовательное прослеживание объектов и их пространственных отношений является наиболее распространенной формой пространственной ориентировки слепых. На основе применения топографических представлений первого типа они последовательно воспринимают с помощью сохранных органов чувств и сравнивают со своими представлениями все ориентиры, находящиеся между отправным и конечным пунктами маршрута.
Топографические представления типа «карта-план» характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространства данной местности, ее основных объектов и их пространственных отношений, т. е. составляется план данной местности. Топографические представления второго типа формируются на основе представлений первого типа в результате обобщения, выделения основных направлений, расстояний и наиболее важных ориентиров данного участка местности. Эти представления формируются труднее и медленнее, зато применение их на практике делает пространственную ориентацию слепых более уверенной и оперативной.
Поскольку у слепых легче и быстрее формируются топографические представления первого типа, то начинать формирование пространственных представлений о городе нужно именно с них. Процесс формирования представлений о городе ускоряется, а ориентационные возможности слепых расширяются благодаря наличию общественного пассажирского транспорта. Поэтому параллельно с обследованием улиц и пешеходных маршрутов нужно изучить и ближайшие маршруты пассажирского транспорта. Во время поездки надо заметить все подробности маршрута: количество и направление поворотов, соотношение отрезков пути, названия улиц, остановок, связанных, как правило, с важными объектами на маршруте.
Формировать топографические представления о городе незрячие могут тремя способами;
1. Путем обследования объектов и маршрутов с помощью преподавателя, инструктора, любого спутника. Обучающий идет вместе с незрячим, указывая ориентиры на маршруте и давая необходимые пояснения о важных объектах.
2. Путем самостоятельного обследования маршрута и объектов на нем после подробного объяснения, включая изучение маршрута на рельефном плане.
3. Путем самостоятельного обследования маршрутов и объектов, пользуясь только консультациями прохожих.
Процесс формирования предметных и пространственных представлений — это очень длительный процесс. Осязательное и слуховое обследование предметов, маршрутов, участков пространства требует много времени. Осязательная и слуховая информация очень трудно запоминается. Поэтому процесс формирования пространственных представлений слепых нельзя форсировать. Он должен быть растянут во времени. Продолжительность ежедневных занятий не должна превышать двух часов. Утомление может снизить интерес к занятиям и подорвать веру в успех.
Таким образом, из сказанного выше видно, что процесс пространственной ориентации — это сложный психический процесс формирования предметных и пространственных представлений. Он включает в себя следующие элементы:
1. Многократное обследование новых предметов или местности с помощью осязания и слуха (незрячий человек формирует в своем сознании образы этих предметов или участков местности и запоминает их); на изученной местности слепой с помощью тех же органов чувств получает информацию о пространстве и предметах.
2. Полученная информация обрабатывается в мозгу слепого, сопоставляется с образами предметов и местности, запечатленными в его памяти в ходе обследования, изучения нового пространства.
3. На основе сопоставления воспринимаемых образов предметов и местности с подобными же образами, хранящимися в памяти, происходит узнавание предметов (ориентиров) и возникает ответная ориентировочная реакция: идти дальше, повернуть направо, вернуться назад и т. п.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 381.