Использование остаточного зрения в пространственной ориентировке слепых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечивающим взаимодействие человека с окружающей средой. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек формировался как «существо оптическое». Частичная, а тем более полная утрата зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного познания. Полное или частичное нарушение функций зрения в раннем детстве нередко отражается на физическом развитии человека: нарушается способность ориентироваться в пространстве, ограничивается свобода передвижения и мобильность

Зрение — это дистантный анализатор. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Потеря зрения — это потеря самого мощного источника информации об окружающей среде. Однако потеря зрения вовсе не означает, что оборваны все контакты с окружающим миром. Полную потерю или дефекты зрения компенсируют другие сохранные органы чувств. Человек, имеющий зрение, возможности остальных органов чувств использует не полностью. Потеря зрения мобилизует эти возможности. В результате систематических тренировок иных органов чувств количество информации, получаемой человеком с помощью этих органов, значительно возрастает. Ослепший может продолжать трудиться, общаться с людьми, словом, оставаться полноценным членом общества.

Различают три формы слепоты: тотальная слепота, частично видение и слабовидение. Инвалидами по зрению считаются люди с остаточным зрением на лучшем глазу до 0,08. У слабовидящих остаточное зрение играет ведущую роль в пространственной ориентации. Взаимодействие человека с окружающей средой с помощью зрения хорошо изучено. Частично видящие и тотально слепые воспринимают окружающий мир иначе. Поэтому в дальнейшем речь пойдет о специфике восприятия инвалидов по зрению с остротой зрения не более 0,03.

Остаточное зрение дает слепым некоторую информацию об окружающем мире. Однако опыт показывает, что не все инвалиды умеют использовать частичное зрение. Иногда частичное зрение даже является тормозом активной деятельности слепого. Это нужно учитывать при обучении слепых пространственной ориентировке и добиваться, чтобы частичное зрение стало для них помощником.

Зрительные восприятия частично видящих замедлены: они воспринимают предметы не за сотые доли секунды, как зрячие, а за более длительное время, иногда до 5 секунд. В то же время частично видящий, надеясь на остаточное зрение, не тренирует другие органы чувств для использования их в пространственной ориентации. Нередко частично видящий оказывается даже в худшем положении, чем тотально слепой, так как скорость взаимодействия с предметами с помощью осязания и слуха у тотально слепых значительно выше, чем у частично видящих с помощью слабого остаточного зрения. Преподавателям и инструкторам нужно сразу же обратить внимание частично видящих на необходимость тренировать осязание и другие органы чувств. При поступлении слепых на обучение они должны выявлять наличие и состояние у них остаточного зрения. В процессе обучения они должны обращать внимание учащихся на доступные для восприятия световые и цветовые признаки и научить использовать эти признаки при ориентировке как зрительные ориентиры. Если у слепого сохранилось форменное зрение — он воспринимает общие очертания предметов, — то очертания и силуэты предметов надо научить использовать в качестве зрительных ориентиров. Чтобы зрительная информация была полезной, надо научить слепых обследовать объекты с помощью осязания (руками или тростью). Осязательное обследование дополнит неясный, расплывчатый образ объекта конкретными деталями. В сознании частично видящих по ассоциативным связям возникает более полный и правильный образ объекта. Опыт показывает, что у частично видящих, научившихся пользоваться осязанием, появляется впечатление, что они стали лучше видеть, хотя объективно улучшения зрения у них не наблюдается.

Частично видящих со светоощущением и цветоразличением надо научить использовать ощущение цвета, света и тени при определении места окон и открытых дверей в помещении, различать постройки по изменению освещенности при ходьбе, определять (узнавать) участок пути (дорога, тротуар) по его освещенности, использовать в качестве зрительных ориентиров разницу освещенности стен зданий, заборов и других объектов, определять место деревьев и других зеленых насаждений по зеленому фону, определять (узнавать) здания по цвету фасада. Частично видящие могут также использовать как ориентиры различные источники света: уличные фонари, свет из окон зданий, световые рекламы, осветительные приборы в помещениях. Так как частично видящий не всегда может правильно истолковать свои зрительные ощущения (например, канаву поперек дороги может принять за тень от дерева), то в процессе пространственной ориентации он обязательно должен пользоваться тростью и проверять ею все сомнительные места и ориентиры. Только в комплексе с. осязательной информация частичного зрения становится полезной.

При обучении пространственной ориентировке необходимо использовать любые формы остаточного зрения. Однако при этом надо учитывать следующие обстоятельства. Частично видящие могут пользоваться визуальной информацией только днем, при хорошей освещенности. Ночью, вечером и в пасмурную погоду они не отличаются от тотально слепых. Для того, чтобы не оказаться в трудном положении, нужно учиться ориентироваться без помощи зрения.

Зрительный анализатор принимает участие в процессе пространственной ориентировки даже у тотально слепых, если они утратили зрение взрослыми. У ослепших взрослыми еще долгое время сохраняются зрительные представления. В процессе обучения им можно давать словесное описание зрительных ориентиров и визуальное описание местности или отдельных объектов. Это ускоряет формирование пространственных представлений о новых участках пространства.

Для поддержания и сохранения зрительных представлений у слепых при разборе заданий надо спрашивать, как они представляют себе зрительно тот или иной объект, участок пути, местность и т. д. Хотя тотально слепые от рождения не имеют и не могут иметь зрительных представлений, описание визуальных картин и ориентиров делается и для этой категории незрячих учащихся. Знание зрительных ориентиров поможет незрячим на маршруте уточнять свое положение и направление пути у прохожих.

Преподаватели (инструкторы) пространственной ориентации и другие работники социально-трудовой реабилитации слепых должны проявлять постоянную заботу об охране остаточного зрения и о создании условий, обеспечивающих его более эффективное использование.

При создании условий труда для работающих слепых учитывается характер дефектов зрения. Все дефекты зрения можно разбить на три основные группы. Первая группа дефектов — это резкое нарушение оптической силы прозрачных сред глаза. Помочь этой группе людей можно с помощью оптических средств коррекции зрения (очки, лупы, телескопические очки). Вторая группа дефектов — помутнение прозрачных сред глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела). Степень помутнения может быть разной. Отсюда и разная способность воспринимать световые сигналы. Помутневшие среды поглощают значительную часть светового потока, несущего зрительную информацию к сетчатке. Поэтому световой сигнал, проникающий до сетчатки, слабый и недостаточный для возбуждения нормального светового ощущения. Для такой категории слепых условием, улучшающим зрительное восприятие, будет усиление освещенности рабочих мест. Оптические средства здесь уже не помогут. Третья группа дефектов зрения связана с резким изменением поля зрения, его сужением (боковое, центральное зрение). Слепым с такими дефектами, как правило, не помогают средства коррекции и специальное освещение, зато они воспринимают контрастную окраску предметов (светлое лучше ощущается на темном, а темное на светлом). Можно применять различные светофильтры. Правильный подбор цвета светофильтра может значительно улучшить зрительное восприятие.

Необходимо также следить за состоянием воздушной среды в цехах, где работают инвалиды по зрению, не допускать запыленности и загазованности вредными химическими веществами.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 362.