Времена года и пространственная ориентировка слепых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В различные времена года пространственная ориентировка слепых имеет свои особенности.

Лето. Летом более благоприятные условия. Хорошее состояние проезжих дорог и тротуаров, всевозможная растительность, шелест листьев на деревьях, голоса птиц, многочисленные запахи растений и цветов, овощей и фруктов, хорошие тропинки по грунту и траве,— все это хорошие ориентиры для слепых. Теплая погода позволяет долго находиться на улице. Препятствием для ориентации слепых в летнее время могут быть ливневые дожди. Если дождь начался перед выходом на маршрут, его лучше переждать. Если же дождь застал слепого на маршруте, то нужно укрыться под навесом.

Летом проводится много ремонтно-строительных работ. На пути слепого могут оказаться строительные леса, сложенные стройматериалы, канавы, траншеи и др. Работающие строительные механизмы создают сильные звуки и шумы, которые для слепых являются таким же препятствием, как и туман для зрячих. Такие места незрячим лучше обходить по противоположной стороне улицы или по другой улице.

В летнее время на улицах очень много транспортных средств, особенно личного транспорта (легковых автомобилей, мотоциклов мотороллеров, велосипедов). Транспортные средства часто останавливаются на пешеходных дорожках, у подъездов домов, у магазинов, на тротуарах. Игрушки, детские коляски, поливочные шланги тоже являются для слепых препятствиями на пути. Поэтому летнее время слепой должен использовать все приемы работ» тростью. Летом можно ориентироваться по звукам шагов пешеходов.

Летом незрячим удобно ориентироваться и в естественной среде: в поле, в лесу, у водоемов. Здесь хорошими ориентирами являются ветер и солнце, различные запахи, голоса птиц, плеск воды, шелест листьев и т. д.

Осень. Условия пространственной ориентировки слепых в начале осени мало отличаются от летних. Иногда бывают туманы, но они не являются серьезным препятствием для самостоятельного движения слепых. Осязательные ориентиры остаются четкими, звуки приглушены. К концу сентября появляются запахи увядающей растительности, листья на деревьях становятся более жесткими, меняется характер их шума. Все больше появляется сухих листьев, издающих характерный шорох, начинается листопад. На пешеходных дорожках шуршание сухих листьев становится новым слуховым ориентиром. К концу сентября погода изменяется, начинаются затяжные моросящие дожди и ветры. Земля перестает впитывать дождевую влагу, раскисает и превращается в грязь. Канавы, впадины, ямы, кюветы наполняются водой. Поверхность дороги в период дождей мокрая и скользкая, много брызг от проходящих машин. Поэтому слепому нужно держаться дальше от проезжей части дороги. Меньше становится таких ориентиров, как шум листьев и голоса птиц. Условия для самостоятельного передвижения слепых теперь намного сложнее. Легко можно зайти в воду, поскользнуться. При ходьбе по улицам в этот период нужно быть более внимательным, чаще применять прием скольжения трости, чтобы обнаружить лужу или грязь. Если улица на маршруте повседневного пользования недостаточно благоустроена, а обходного маршрута нет, то нужно одевать сапоги. Места скопления воды на проезжей дороге легко обнаружить по шуму воды, разбрызгиваемой колесами транспорта. По этому шуму незрячий может определить, с какой стороны обойти лужу. В дождь транспорт движется медленнее, звуки рассеиваются и воспринимаются хуже.

Еще сложнее ориентироваться слепому, когда одновременно идет дождь и дует ветер, особенно сильный. Слабый ветер не мешает слепому ориентироваться, по его направлению можно даже контролировать направление пути. Сильный ветер создает большой шум, относит и глушит звуки. Слепому труднее определить скорость приближения автомашины при выборе момента, чтобы перейти через улицу. К концу октября — началу ноября начинаются морозы. Обстановка на недостаточно благоустроенных улицах резко изменяется. Замерзает грязь и лужи, пешеход может идти, не опасаясь зачерпнуть обувью воды. Ветер в морозные дни обычно слабый и является хорошим ориентиром. Появляется новая трудность — лед и бугры замерзшей грязи мешают работать тростью. Замерзший грунт по звуку при постукивании тростью не отличишь от асфальта. Поэтому незрячему трудно определить границы проезжен части улицы. В такое время нужно использовать другие приемы ориентации. Лед легко обнаруживается приемом скольжения трости. Следя наконечником за краем застывшей лужи, можно обойти ее. В местах, где дорога стала слишком шероховатой, можно применить прием учащенного касания, постукивая тростью по поверхности пути примерно через каждые 10 сантиметров, перемещая ее при этом из стороны в сторону. Такой прием обеспечивает надежное наблюдение за обстановкой на пути следования.

В морозные осенние дни хорошо распространяются звуки, четко локализуются их источники, по отраженным звукам легко можно обнаружить отдаленные объекты. Значительно лучше ощущаются препятствия, уменьшается опасность столкновения с ними.

В ноябре начинаются снегопады. Снег покрывает и выравнивает поверхность земли. Главные улицы городов очищаются от снега и ориентироваться слепым на этих улицах просто. На окраинах и на второстепенных улицах с тротуаров и с проезжей части снег не убирается. На проезжей части он укатывается колесами автомашин, а на пешеходных дорожках утаптывается. После снегопада незрячему не нужно торопиться выходить из дома. Лучше подождать, пока зрячие прохожие протопчут дорожки. Но если незрячим нужно идти на работу, можно пройти и по снегу. При глубине снега до 10 сантиметров дорога хорошо ощущается через него подошвами, а при большей глубине она прощупывается наконечником трости. Но идти по снегу нужно медленнее обычного, так как при быстром движении трость будет втыкаться в снег и слежение за обстановкой затруднится. Если снегопад не прекратился, то идти еще сложнее. Падающий и лежащий на земле рыхлый снег поглощает и рассеивает звуки. Транспорт слышно только на близком расстоянии. Не слышно отраженных звуков, почти нет ощущения препятствий. Главной опорой при ходьбе в такой обстановке являются такие ориентиры, как заборы, стены зданий и т. д. Переходить улицу во время снегопада лучше, когда не слышно автомашин. Как только после снегопада будут протоптаны дорожки, ориентироваться вновь станет удобно. Пешеходные дорожки на снегу протаптывают, как правило, вдали от проезжей части, и между ними лежит полоса рыхлого снега. Это обеспечивает безопасность движения слепых. Сама дорожка на снегу является хорошим промежуточным ориентиром и показывает направление пути. Если при ходьбе по тропинке применяется техника маятника, то лучше, чтобы трость скользила по средине тропинки. Если применяется техника диагонали, то нужно, чтобы конец трости скользил по рыхлому снегу сбоку от тропинки. При переходе через заснеженные улицы нужно так же соблюдать правило отклонения от перекрестка вглубь квартала. Перейдя через улицу, надо двигаться в сторону перекрестка, найти продолжение пешеходной дорожки на противоположной ее стороне и продолжать движение.

Нередко после осенних снегопадов случается потепление, сопровождающееся дождями. Снег превращается в неровный и очень скользкий лед. Гололед — самое трудное препятствие для самостоятельного передвижения слепых. К тому же период гололеда часто сопровождается сильными ветрами. Ледяная поверхность улицы становится одинаковой на пешеходной и на проезжей части, между ними нет заметных границ. Звуки заглушаются ветром. Передвигаться в таких условиях очень трудно, каждый шаг грозит падением. Автомашины скользят на малейших неровностях, их заносит. Идти близко к проезжей части чрезвычайно опасно. В такую погоду, если можно, незрячим лучше не выходить из дому. При необходимости целесообразно воспользоваться услугами сопровождающего. Если в такую погоду нужно выйти одному, то для этого можно воспользоваться обувью с мягкой каучуковой подошвой, она меньше скользит по льду. Безопаснее идти по широкой улице как можно дальше от проезжей части или по улице, где нет движения автотранспорта. Идти нужно ближе к домам, заборам и другим боковым ориентирам, так как на ледяной поверхности улицы ориентиров нет. Переходить через улицы лучше с помощью прохожих. Осенью и зимой на улицах нет обонятельных ориентиров естественного происхождения, но запахи столовых, кондитерских, булочных остаются. В районах индивидуальной застройки появляются запахи дыма из труб печного отопления.

Зима. С наступлением зимы начинаются снегопады, метели и морозы. Если зима малоснежная, то условия и приемы ориентировки такие же, как во время осенних снегопадов. Бывают и снежные зимы. На улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов снег убирается. Условия для самостоятельного передвижения слепых сравнительно удобные. На второстепенных улицах снег на проезжей части всегда укатан и значительно плотнее, чем на пешеходных дорожках. Кроме того, через некоторое время на проезжей дороге образуются колеи. По ним легко отличить проезжую часть улицы от пешеходной. Колеи являются хорошими ориентирами при переходе слепого через проезжую часть. Переходя от одного углубления к другому, легко выдержать пересекающее направление и определить, что переход через дорогу закончен. В некоторых местах улиц в зимнее время после буранов и снегопадов могут образовываться снежные заносы. Особенно много снега скапливается на пешеходных тротуарах с подветренной стороны зданий. Поэтому слепым нужно ходить по той стороне улицы, где меньше снега. Пешеходные тропинки на снегу с подветренной стороны зданий значительно выше уровня тротуара. Проходя по такой тропинке первый раз, слепой должен двигаться медленно, остерегаясь ветвей деревьев или других выступающих предметов, за которые можно задеть головой.

Мороз не осложняет ориентировку слепых, и все же незрячим следует учитывать, что в сильные морозы не стоит долго находиться на улице. В сильные морозы слепые должны одеваться теплее, чем зрячие, а на маршруте должны быть предельно внимательны, чтобы не сбиться с пути, не ходить на большие расстояния, чаще прибегать к помощи прохожих.

Весна. С наступлением весны прежде всего изменяются дороги. Днем снег и лед на дорогах подтаивает, а ночью опять замерзает.

Ходить в такое время нужно медленнее и подбирать более удобную обувь. С потеплением снег становится рыхлым и пешеходные тропинки разрушаются, в снегу легко увязнуть. Идти нужно по той стороне улицы, где снег плотнее и его меньше. Лужи легко обнаруживаются тростью, но обходить их лучше с помощью зрячего прохожего. По звуку его шагов можно определить, в каком направлении обойти лужу. На постоянных маршрутах слепой должен знать места скопления талой воды и помнить направление их обхода. Кроме того нужно стараться ходить утром, когда после ночного заморозка дорога суше.

Занятия по обучению слепых пространственной ориентировке проводятся во все времена года и в любую погоду. Однако, когда условия для самостоятельного передвижения слепых осложняются, нужно сокращать протяженность маршрутов и продолжительность тренировок, но не прекращать совсем, нельзя поощрять у учащихся нерешительность и страх перед трудностями. Необходимо всегда следить, чтобы одежда и обувь учащихся соответствовали времени года и погоде. Тренироваться ходить по городу нужно ежедневно, особенно в переходное время года, так как в этот период ориентиры на маршрутах часто изменяются. Ученик должен внимательно следить за всеми изменениями на маршруте, тогда он не растеряется в неожиданной ситуации.

Что касается городского пассажирского транспорта, то в хорошую погоду им лучше не пользоваться, чтобы поддерживать в хорошем состоянии свою двигательную активность. А в непогоду лучше обратиться к его услугам.

РАЗДЕЛ II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Общие рекомендации

К началу организованного обучения пространственной ориентировке преподаватели и инструкторы должны подготовить оборудованный кабинет, учебные пособия и тифлотехнические средства.

Если обучение слепых на предприятии или в учреждении ВОС организуется впервые, перед началом занятий необходимо изучить контингент слепых в организации и выявить лиц, нуждающихся в обучении. Из общего числа инвалидов по зрению выделить тотально слепых и частично видящих. После индивидуального собеседования и наблюдений разделить тотально слепых и частично видящих на группы по уровню навыков пространственной ориентации, которыми они уже владеют. Лиц со слепотой, осложненной другими дефектами, не имеющих навыков первой ступени, целесообразно обучать в школах восстановления трудоспособности слепых, а имеющих навыки ориентации на уровне не ниже первой ступени — в кабинетах реабилитации на УПП.

Из лиц, принявших решение пройти курс пространственной ориентации (в ШВТС — из числа прибывших на обучение) комплектуются учебные группы в количестве не более 6 человек. На каждого поступившего заполняется личная карточка учета прохождения программы с анкетными данными ученика.

При комплектовании учебных групп преподаватели и инструкторы должны проверить у каждого поступившего на обучение состояние сохранных органов чувств (самостоятельно или с помощью медицинского пункта и кабинета психологии). Одновременно надо выяснить и личное отношение каждого ученика к обучению, выявить психологические барьеры, которые могут препятствовать обучению.

Инструкторы, работающие на УПП, должны подобрать себе несколько ассистентов из числа незрячих активистов, владеющих навыками ориентации для помощи на учебных маршрутах.

Инструкторам необходимо установить связь с людьми, с которыми незрячие учащиеся постоянно контактируют, надо убедить членов их семей и коллег, что при оказании помощи незрячим учащимся они не должны выполнять роль поводыря. Только так они помогут инструктору быстрее научить незрячих самостоятельному передвижению.

На первых же занятиях преподаватель подбирает трость каждому ученику и знакомит всех учащихся с программой курса обучения.

Преподаватель ШВТС должен объяснить учащимся, что навыки, которые они получили в ходе тренировок на улицах города, где расположена школа, могут быть использованы в любом другом городе, во всех аналогичных ситуациях. Уже в ходе обучения, как в. школе так и на УПП, надо тренировать незрячих применять приемы ориентации, отработанные на одном маршруте, при изучении всех других маршрутов, на других улицах города.

Преподаватели и инструкторы должны не только знать и беречь состояние сохранных органов чувств своих учеников, но и способствовать их развитию, учить незрячих использовать для целей пространственной ориентации информацию об окружающей среде, получаемую по сохранным сенсорным каналам.

Не допускайте отрицательного влияния слабого остаточного зрения на формирование навыков пространственной ориентации с помощью других органов чувств. Тренируйте частично видящих наряду с визуальными ориентирами использовать на маршруте осязательные, слуховые и другие ориентиры.

Помните, что частично видящие ночью, вечером, в туман и пасмурную погоду оказываются в положении тотально слепых. Поэтому параллельно с тренировкой по использованию остаточного зрения в ориентировке тренируйте их в условиях, близких к слепоте, что помогает развивать остроту других органов чувств.

Используйте зрительные представления ослепших взрослыми для формирования у них новых зрительных представлений о незнакомых объектах и участках местности с помощью словесного описания визуальных картин местности, внешнего вида объектов, обстановки в помещениях.

Описание вида объектов и местности делайте для всех категорий слепых при всех формах слепоты. Такое описание поможет тотально слепым от рождения получить правильное понятие о зрительных образах.

При изучении любого маршрута по городу для всех категорий слепых давайте информацию о зрительных ориентирах на маршруте. Это поможет им в кратких беседах со случайными прохожими быстрее определять свое положение на маршруте и направление своего пути.

Рекомендуйте лицам, организующим и проводящим прогулки и выезды на природу, туристические походы, делать для слепых описание зрительных картин естественной среды. Это поможет им поддерживать и расширять правильные представления и понятия о естественной среде.

Наиболее эффективным органом чувств по замещению функций утраченного зрения является осязание—система кожно-двигательных ощущений. Помните, что осязание лежит в основе познавательной деятельности слепых. Кожно-двигательные ощущения несут им информацию об окружающем мире. Предметная и пространственная ориентировка слепых протекает, главным образом, на основе осязательного обследования. Поэтому всегда, на всех занятиях, при всех формах слепоты тренируйте у незрячих учащихся навыки осязательного обследования, как непосредственного (руками), так и инструментального (тростью, другими предметами).

Помните, что только осязание имеет непосредственно предметный характер. Только с помощью осязания человек сразу же воспринимает форму, размеры и физические свойства предметов. Осязание является средством формирования предметности всех других ощущений — зрения, слуха, обоняния и вкуса. Рекомендуйте незрячим учащимся обследовать с помощью осязания каждый новый источник звука и запаха, чтобы знать, какому предмету (веществу) принадлежит этот звук или запах.

Помните, что осязательные образы предметов формируются и запоминаются очень медленно, во много раз медленнее, чем зрительные и слуховые. Незрячий осязательно запоминает предмет только после его многократных обследований. Но ни в коем случае нельзя форсировать обучение слепых пространственной ориентировке. Обучение дает значительно лучшие результаты, если программный материал растянут на три-четыре месяца.

Ценным свойством осязания является его упражняемость. В результате систематических тренировок снижаются пороги кожной и двигательной чувствительности, повышается скорость и точность осязательных восприятий, скорость обследования, запоминания и узнавания предметов. Упражнять, тренировать осязание лучше всего в ходе познавательной и двигательной деятельности: чтение, обследование предметов, ручной труд, занятия физкультурой и др.

Наиболее совершенным органом осязания человека являются руки. Причем двумя руками можно быстрее и точнее обследовать предмет. Убедите учащихся в необходимости обследовать двумя руками все новые ориентиры на маршрутах. При повторных обследованиях ориентиров с целью их узнавания рекомендуйте пользоваться тростью.

Учитывая, что осязание является ведущим анализатором во всех видах деятельности слепых, убеждайте их бережно относиться к своему осязанию: соблюдать гигиену рук, беречь их от ушибов, порезов, уколов, царапин, охранять от воздействия низких и высоких температур, предохранять кожу от воздействия кислот, щелочей, солей и других вредных химических веществ.

Говоря о ведущей роли осязания, постоянно занимаясь тренировками всех его функций, не следует забывать о недостатках этого вида чувствительности. Главным недостатком осязания является его контактность, зона осязательного восприятия ограничена длиною рук. И хотя взятая в руки трость или палка, а также перемещение в пространстве несколько расширяют эту зону, все же она остается очень ограниченной и не позволяет слепому человеку быстро взаимодействовать с окружающей средой. Скорость взаимодействия снижается из-за низкой скорости обследования, запоминания и узнавания предметов. Поэтому осязание без использования других органов чувств не может обеспечить хорошую мобильность слепых.

Почти единственным дистантным органом чувств, значительно расширяющим зону взаимодействия с окружающей средой и, следовательно, улучшающим мобильность слепых, является слух. Вот почему преподаватели должны научить слепых широко использовать слух при ориентации в большом открытом пространстве. Постоянно обращайте внимание незрячих на многочисленность и многообразие слуховых ориентиров в окружающей нас среде.

Обратите внимание слепых на предметность звуков. Научите и натренируйте их по звукам, издаваемым предметами и возникающим от постукивания по предметам тростью, быстро и безошибочно узнавать эти предметы. При этом не забывайте, что предметность слуховых ощущений формируется на основе осязательного обследования источников звука.

Обратите внимание слепых на то, что крупные предметы хорошо отражают звуки. Тренируйте их по отраженным звукам определять положение предметов. Это еще больше расширит зону взаимодействия слепого с окружающей средой.

Тренируйте у слепых такую способность, как быстрая и точная локализация источников звука. Если слух не натренирован, пространственная ориентировка в условиях города с интенсивным движением транспорта очень затруднена: слепой может испытывать страх перед движущимся транспортом, появляется ложное ощущение, что все машины движутся прямо на него. Без хорошей локализации звуков слепые не смогут использовать их в качестве ориентиров, не смогут выдержать направление относительно источника звука.

На всех занятиях тренируйте слепых быстро определять по голосам птиц и животных, пол и примерный возраст людей, узнавать знакомых, определять их настроение. Это необходимое условие взаимодействия слепых с окружающими людьми. При изучении маршрутов по городу по характерным звукам, шумам, звуковым картинам, по общему звуковому фону формируйте у слепых слуховые представления об улицах и отдельных участках города.

Используйте социальную функцию слуха — восприятие речи. Человеческая речь — средство общения людей, средство получения понятийных знаний. Речь — одно из средств формирования у слепых пространственных понятий. Без речи невозможна социально-трудовая реабилитация слепых. Однако, слова теряют свое значение, если они не подкреплены конкретным чувственным опытом. Поэтому на всех занятиях, особенно с тотально слепыми от рождения, обращайте внимание на конкретизацию речи. Убедитесь, что они правильно понимают все термины, обозначающие пространственные понятия. Правильное, конкретное понимание этих терминов обеспечит точность выполнения указаний преподавателя, избавит от неприятных случайностей на маршруте.

Слуховую природу имеет ощущение препятствий на расстоянии. Рекомендуйте слепым на занятиях и во внеурочное время тренироваться в ощущении препятствий. Это избавит слепых от столкновения с препятствиями. Помните, что при высоких порогах различения звуков по высоте ощущение препятствий не развивается.

Научите слепых использовать обонятельные ощущения для узнавания объектов и веществ. Обращайте их внимание на обонятельные ориентиры, которые в большинстве случаев являются проверочными.

При поездке на общественном транспорте незрячие изолированы от осязательных ориентиров, а слуховые ориентиры заглушаются шумами транспорта. Поэтому в транспорте целесообразно пользоваться вестибулярными ориентирами — ощущением спусков и подъемов, изгибов и поворотов дороги, ощущением ускорения и замедления движения транспорта, остановок.

Помните, что ни один из сохранных анализаторов сам по себе не обеспечивает слепым свободной пространственной ориентации. Только информация, принятая от всех сохранных анализаторов, позволяет успешно ориентироваться в предметах и в пространстве. Поэтому с первых же дней обучения обращайте внимание слепых на все виды ориентиров, учите их использовать все сохранные органы чувств одновременно. Это возможно благодаря свободной и быстрой переключаемости внимания с одного раздражителя на другой. Тренируйте переключаемость, вырабатывайте у слепых распределенное внимание.

В процессе пространственной ориентации слепых принимает участие не только внимание, но и другие высшие психические функции: сознание, мышление, память. Помешать ориентировке могут различные психологические барьеры (нерешительность, страх, ложный стыд, недоверчивое отношение к обучению и т. п.). Преподаватели и инструкторы должны помогать своим учащимся преодолевать психологические барьеры, прививать им интерес к занятиям, стремление к самостоятельности. Необходимо, чтобы незрячие сознательно относились к выполнению каждого задания, знали цель задания и как правильно его выполнить, понимали, чем оно полезно для совершенствования навыков ориентации. Замечайте малейшие успехи учащихся, сомневающихся в своих способностях, ободряйте их, вселяйте уверенность в успех.

Для свободной самостоятельной ориентации в большом и малом пространстве необходимо, чтобы слепой представлял себе это пространство со всеми заполняющими его предметами и взаимным расположением этих предметов. Помните, что пространственная ориентация—это процесс применения на практике пространственных представлений. Обучать слепых пространственной ориентировке — значит формировать у них представление о тех участках пространства, где предстоит им ориентироваться. Поэтому обучение начинайте с формирования представлений об этом участке.

Формирование пространственных представлений тотально слепых с рождения начинайте с формирования представлений о предметном пространстве, его трехмерности. Дайте представление о замкнутом пространстве (комната, цех), обратите внимание на его трехмерность. Только после этого можно приступить к формированию представления о большом открытом пространстве.

В пространственной ориентировке на местности слепые чаще всего пользуются топографическими представлениями. Из топографических представлений легче и проще формируются представления о форме пути, соотношении его отрезков и последовательном расположении на нем различных объектов. Это представления типа «карта-путь». Поэтому начинайте формировать представление о городе с представлений типа «карта-путь». Отправным пунктом для формирования представлений о городе может быть дом, в котором живет слепой, или место его работы. Дайте общее представление о размерах города и его форме в плане, о расположении улиц относительно сторон горизонта. Словесное описание подкрепите поездками на общественном транспорте. Тут же надо сообщить учащимся сведения об основных (опорных) ориентирах города и об их расположении относительно сторон горизонта и отправного пункта (дома слепого).

После того, как слепой изучит маршруты на местности, прилегающей к его дому, можно приступать к формированию представления о плане этой местности в целом.

Предметные и топографические представления формируются у слепых методом самостоятельного обследования. Вот почему так важно обучить слепых приемам и методам самостоятельного обследования. При обследовании улиц и топографии города формируйте у слепых одновременно осязательные и слуховые представления.

Помните, что приемы и методы самостоятельного осязательного и слухового обследования пространства лежат в основе навыков автодидакции, позволяющих слепым свободно ориентироваться в любой обстановке. Формирование навыков автодидакции — конечная цель организованного обучения слепых пространственной ориентации.

Свободная ориентация слепых в естественной среде почти невозможна, а в городах зависит от степени их благоустройства. Но создавая слепым условия для пространственной ориентации, не следует увлекаться. Участки, на которых расположены организации слепых, не должны отличаться изобилием дополнительных искусственных ориентиров. Искусственные ориентиры нужно устанавливать там, где имеется угроза безопасности передвижения слепых и где полностью отсутствуют обычные осязательные и слуховые ориентиры. Преподаватели пространственной ориентации должны, с одной стороны, приспособить слепых к ориентировке в условиях города, где они живут, и, с другой стороны, бороться против приспособленчества и чрезмерной зависимости от искусственных ориентиров.

Обучение слепых идет успешнее, если они физически развиты и здоровы, а поэтому преподаватели должны вовлекать учащихся в различные спортивные секции и кружки здоровья, организовывать загородные прогулки, туристические походы и т. п. Направляйте в кружки здоровья и на занятия лечебной физкультурой слепых с ослабленным здоровьем и нуждающихся в коррекции осанки и походки. Поддерживайте тесную связь с преподавателями и инструкторами физического воспитания. По возможности поручайте им формировать у слепых первоначальные пространственные понятия, например, отработать повороты на месте и в движении, прямолинейность движений и координацию их.

Познакомьте слепых с постоянными, временными и случайными препятствиями, которые могут встречаться на маршрутах города. Научите обнаруживать и преодолевать эти препятствия. Рекомендуйте незрячим запоминать названия параллельных и пересекающихся улиц, направления маршрутов общественного транспорта и наиболее значительные объекты, мимо которых проходит маршрут.

Обучение слепых пространственной ориентировке, особенно во время формирования у них предметных и пространственных представлений, должно быть максимально наглядным. Все наглядные пособия должны быть рассчитаны на осязательное восприятие. Для удобства размеры наглядных средств не должны выходить за пределы зоны точных движений слепых (120Х60 см2). Поэтому при изготовлении пособий (макетов, моделей, рельефных планов и схем) подбирайте соответствующий масштаб. Научите учащихся изготавливать простейшие пособия (план комнаты, схему маршрута и т. п.) из подручных материалов. Помните, что наглядность рельефного пособия ускоряет процесс формирования представлений о крупных объектах и об изучаемой местности. В качестве наглядных пособий могут быть использованы и сами натуральные предметы (объекты). Все изучаемые объекты должны осматриваться осязательно.

Прежде чем проводить тренировочные занятия на улицах города, изучите с учащимися правила уличного движения, дорожные знаки, касающиеся пешеходов, и принцип работы светофоров. На приусадебном участке отработайте основные приемы пользования длинной тростью из техники маятника и диагонали.

Главной особенностью обучения слепых пространственной ориентации является индивидуальность практических тренировок, обследования и изучения объектов и маршрутов. На занятиях и тренировках каждый учащийся должен чувствовать полную самостоятельность и личную ответственность за выполнение задания. Групповое обследование маршрутов не дает достаточных навыков.

При обучении слепых слабых категорий особенно тщательно соблюдайте принцип «от простого к сложному». Неоправданно простые задания снижают интерес к занятиям, а слишком сложные — подрывают веру слепых в свои силы. Нельзя требовать от ученика того, что он еще не может выполнить. Учтите, что при резко пониженном слухе нельзя опираться как на ориентиры на слабые источники звука. При моноуральном слухе основными не должны быть звуковые ориентиры.

Научите учащихся обращаться с вопросами к случайным прохожим. Вопрос должен быть кратким и понятным, вежливым по форме.

Для более прочного закрепления изученных объектов и маршрутов всякий раз после выполнения задания требуйте от учащихся воспроизводить изученный объект и маршрут словесно и наглядно. Завершающим моментом обучения на каждом маршруте является обязательное индивидуальное выполнение контрольного задания.

Использование учащихся в качестве ассистентов при обучении других, более слабых или новичков, приносит им пользу. Оно способствует более глубокому и прочному усвоению навыков пространственной ориентации. Поэтому стремитесь по возможности чаще использовать учащихся в качестве ассистентов.

При подготовке к занятиям преподавателям и инструкторам полезно применять повязку на глазах. Она помогает им глубже понять приемы ориентации, понять причины возможных ошибок и отклонений на маршруте, т. к. только тот, кто сам постиг метод движения вслепую, может научить двигаться и слепых. Преподаватель должен сам хорошо владеть техникой длинной трости.

Перед каждым очередным занятием преподаватель должен проверять состояние одежды и обуви учащихся, следить, что бы она соответствовала сезону и погоде. Не следует разрешать незрячим женщинам выходить на тренировочные занятия в обуви на высоких каблуках. Перед выходом в город проверяйте также состояние трости, особенно наконечников.

Нужно помнить, что на успех выполнения заданий влияют эмоции. Хорошее настроение способствует хорошему выполнению задания.

В разговоре со слепыми преподаватель должен употреблять те же слова и те же термины, которые употребляются в разговоре со зрячими.

Преподаватель должен стремиться завоевать доверие и расположение к себе каждого ученика. Он должен быть советчиком не только по ориентировке, но и в других делах. Нужно сделать все, чтобы укрепить веру своих учеников в успех, в то, что к концу обучения они будут самостоятельными и мобильными и перестанут нуждаться в советах и помощи преподавателя. Нужно быть справедливым и требовательным ко всем учащимся, хвалить их за хорошие успехи, критиковать недостатки.

При проведении практических тренировок со слепыми пожилого возраста нужно учитывать, что их физические возможности намного ниже, чем у молодых. Поэтому, учитывая их быструю утомляемость, для тренировок нужно выбирать недлинные, облегченные маршруты, более простые упражнения. Необходимо также учитывать сопутствующее старению организма ухудшение слуха, памяти и координации движений.

При обучении слепых в возрасте 16—18 лет следует учитывать, что кругозор их ограничен. В работе с ними следует уделять больше внимания развитию приемов осязательного обследования, формированию предметных и пространственных представлений. Молодым людям необходимо прививать желание самостоятельно ориентироваться в пространстве и быть мобильными. Надо бороться с пренебрежительным отношением молодых людей к трости, убедить их в необходимости использовать трость как инструмент для самостоятельного передвижения и как знак, обеспечивающий безопасность при ходьбе по городу.

В начале курса обучения избегайте слишком частого исправления ошибок слепого ученика, т. к. он может легко разочароваться в своих способностях. Исправляйте сначала только грубые ошибки. С самого начала обучения следите за четким выполнением своих указаний. Не давайте закрепиться неправильным навыкам. Изменить и исправить их будет трудно. Вести контроль за выполнением заданий следует незаметно для ученика. Если слепой обнаружит присутствие преподавателя, то в случае затруднения на маршруте он будет рассчитывать на его помощь. Только тогда, когда слепой приступил к отработке новых навыков и маршрутов, 2му необходимо присутствие преподавателя. Все указания слепым преподаватель должен давать четко и твердо, не повышая голоса.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 466.