Роль социального фактора в пространственной ориентировке слепых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опыт показал, что слепые хорошо ориентируются в искусственной среде: в городах и населенных пунктах, в зданиях и т. п. Однако даже при наличии полноценных сохранных органов чувств, они не могут ориентироваться в естественной среде: в поле, в лесу, в горах, в пустыне, так как зона действия сохранных анализаторов ограничена. Даже слух в естественной среде становится слабо-эффективным, так как в природе мало неподвижных постоянных источников звука, которые могли бы служить ориентирами. Такие ориентиры, как горы, холмы, впадины, водоемы, деревья, камни и т. п., разумеется, недоступны для осязательного обследования.

Слепые могут самостоятельно переходить через отдельные участки естественного пространства (лес, поле), если по данной местности проходит грунтовая, шоссейная или железная дорога, соединяющая два опорных пункта, например, села.

Таким образом, возможности пространственной ориентации слепых зависят как от биологических, так и от социальных условий. Ведущая роль при этом принадлежит социальному фактору. Рассмотрим социальные условия, которые обеспечивают слепым возможность самостоятельной ориентировки в пространстве.

В городах, селах и других населенных пунктах, на шоссейных и железных дорогах ориентировка зависит от планировки и благоустройства улиц, дорог. В городах с прямоугольной планировкой ориентироваться легче. Асфальтовое или другое твердое покрытие улиц, пешеходные тротуары с твердым покрытием и четкими краями, подземные и наземные переходы через улицы также упрощают ориентировку. Безопасность самостоятельного передвижения слепых по улицам городов обеспечивается также и при соблюдении правил уличного движения и облегчается дорожными знаками, светофорами, шлагбаумами со звуковой сигнализацией на переездах железных дорог.

Хорошим средством, расширяющим возможности и зону самостоятельного передвижения слепых, является наличие различных видов общественного пассажирского транспорта, городского и междугороднего.

Всероссийское общество слепых на территории своих предприятий и учреждений создает наиболее благоприятные условия для пространственной, бытовой и производственной ориентации слепых.

Хорошие средства, повышающие возможности слепых в пространственной ориентации — физкультура и спорт. В результате занятий физкультурой укрепляются все группы мышц, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения и обмена веществ, укрепляется нервная система. Занятия физкультурой способствуют тренировке всех сохранных органов чувств, в особенности осязания и вестибулярного аппарата, необходимых для свободной ориентации слепых. Физкультура — средство закалки и повышения выносливости организма, коррекции неправильной осанки и походки. С помощью специальных коррекционных упражнений можно добиться, чтобы слепые по своему внешнему виду и манере держаться не отличались от окружающих людей. Физкультура — это эффективное средство против скованности, способствующее повышению двигательной активности слепых, у которых она нередко в два-три раза ниже нормальной. Физкультура — средство воспитания у слепых волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, упорства — так необходимых для преодоления всевозможных препятствий. Физкультура — средство формирования основных пространственных представлений и понятий и первоначальных навыков пространственной ориентации. Привлечение слепых в спортивные секции, посещение ими кабинетов здоровья — одна из важных забот работников социально-трудовой реабилитации слепых, в том числе преподавателей и инструкторов пространственной ориентации слепых.

Общество заботится и о создании для слепых технических средств пространственной ориентации. Основным техническим средством являются различные виды тростей, отличающихся друг от друга по длине, материалу, форме ручек и наконечников. Трости расширяют зону осязательного обследования, помогают слепым обнаруживать различные ориентиры и препятствия. Трости выполняют функции щупа, буфера, генератора звука. В семидесятые годы широкое распространение во многих странах получила длинная белая трость. Окрашенная в белый цвет, она, кроме перечисленных, выполняет еще и функцию отличительного знака слепого, служит сигналом для водителей о том, что на пути появился незрячий пешеход. Обнаруживать препятствия помогают и такие технические средства, как звуковые маяки, эхолокаторы и другие электронные приборы ориентационного назначения (правда, электронно-технические средства пока не совершенны и не могут полностью заменить трости), а также все наглядные учебные пособия для обучения осязательному восприятию: рельефные чертежи, схемы, и планы; рельефно-графические рисунки предметов, строений, сооружений, птиц, животных и т. д. Они позволяют слепым сформировать представление о тех предметах (объектах), которые недоступны для непосредственного осязательного обследования.

На предприятиях, где работают слепые, имеются производственные тифлотехнические средства, облегчающие ориентировку в процессе трудовой деятельности: технические устройства для слепых, дающие им возможность выполнять работу производительно и качественно.

И все-таки благоустроенная искусственная среда и различные технические средства не обеспечивают слепым полной самостоятельности. Слепые не могут обойтись без помощи окружающих людей. В процессе пространственной ориентации все люди взаимодействуют друг с другом, но особая необходимость в этом возникает у незрячего. Самостоятельно передвигаясь по городу, он время от времени вынужден обращаться к прохожим, чтобы уточнить свое положение на маршруте или место того объекта, к которому он направляется. У прохожих незрячий узнает номера маршрутов пассажирского транспорта и направление движения. Слепой постоянно вынужден вступать в контакт с людьми и устанавливать с ними определенные взаимоотношения в транспорте, в магазинах, на вокзалах, в других общественных учреждениях (в кино, театре и т. д.). Чтобы хорошо ориентироваться в искусственной среде, слепой должен прежде всего научиться общаться с людьми. Для этого преподаватели и инструкторы должны научить каждого незрячего ученика узнавать по голосам знакомых людей, уметь обращаться к прохожим вежливо и тактично, задавая им краткие и понятные вопросы. Надо научить слепого вежливо принимать или отклонять предлагаемую помощь, избегать контактов с людьми, находящимися в нетрезвом состоянии.

К социальным условиям пространственной ориентации и мобильности слепых относится и организация обучения способам пространственной ориентировки. Работа ШВТС показала, что в результате организованного обучения слепые могут быстро (за три-четыре месяца) получить навыки II ступени, а затем расширять и совершенствовать их самостоятельно. Обретя достаточно высокую мобильность, выпускники ШВТС становятся активными и полноценными членами социалистического общества. Всероссийское общество слепых, придавая большое значение проблеме повышения мобильности, с каждым годом расширяет сферу организованного обучения. В настоящее время, организованное обучение проводится на всех предприятиях, в кабинетах социальной реабилитации, во многих территориальных первичных организациях. Теперь перед работниками элементарной реабилитации слепых стоит задача своевременного обучения пространственной ориентации каждого ослепшего человека. Потеряв зрение, человек оказывается в тяжелом положении, если не знает о возможностях слепых и не проявляет желания приступить к обучению по курсу элементарной реабилитации. Поэтому долг каждого работника социальной реабилитации, каждого преподавателя и инструктора пространственной ориентации помочь ослепшим людям принять решение о прохождении курса элементарной реабилитации. От добросовестной и целенаправленной работы преподавателей и инструкторов во многом зависит будущее ослепшего. Нужно всегда помнить, что далеко не каждый ослепший может самостоятельно обрести мобильность, либо на ее достижение у них уходят годы. При организованном же обучении и качество подготовки выше, и процесс достижения хорошей мобильности во много раз быстрее.

На предприятиях, где работают слепые, имеются производственные тифлотехнические средства, облегчающие ориентировку в процессе трудовой деятельности: технические устройства для слепых, дающие им возможность выполнять работу производительно и качественно.

И все-таки благоустроенная искусственная среда и различные технические средства не обеспечивают слепым полной самостоятельности. Слепые не могут обойтись без помощи окружающих людей. В процессе пространственной ориентации все люди взаимодействуют друг с другом, но особая необходимость в этом возникает у незрячего. Самостоятельно передвигаясь по городу, он время от времени вынужден обращаться к прохожим, чтобы уточнить свое положение на маршруте или место того объекта, к которому он направляется. У прохожих незрячий узнает номера маршрутов пассажирского транспорта и направление движения. Слепой постоянно вынужден вступать в контакт с людьми и устанавливать с ними определенные взаимоотношения в транспорте, в магазинах, на вокзалах, в других общественных учреждениях (в кино, театре и т. д.). Чтобы хорошо ориентироваться в искусственной среде, слепой должен прежде всего научиться общаться с людьми. Для этого преподаватели и инструкторы должны научить каждого незрячего ученика узнавать по голосам знакомых людей, уметь обращаться к прохожим вежливо и тактично, задавая им краткие и понятные вопросы. Надо научить слепого вежливо принимать или отклонять предлагаемую помощь, избегать контактов с людьми, находящимися в нетрезвом состоянии.

К социальным условиям пространственной ориентации и мобильности слепых относится и организация обучения способам пространственной ориентировки. Работа ШВТС показала, что в результате организованного обучения слепые могут быстро (за три-четыре месяца) получить навыки II ступени, а затем расширять и совершенствовать их самостоятельно. Обретя достаточно высокую мобильность, выпускники ШВТС становятся активными и полноценными членами социалистического общества. Всероссийское общество слепых, придавая большое значение проблеме повышения мобильности, с каждым годом расширяет сферу организованного обучения. В настоящее время, организованное обучение проводится на всех предприятиях, в кабинетах социальной реабилитации, во многих территориальных первичных организациях. Теперь перед работниками элементарной реабилитации слепых стоит задача своевременного обучения пространственной ориентации каждого ослепшего человека. Потеряв зрение, человек оказывается в тяжелом положении, если не знает о возможностях слепых и не проявляет желания приступить к обучению по курсу элементарной реабилитации. Поэтому долг каждого работника социальной реабилитации, каждого преподавателя и инструктора пространственной ориентации помочь ослепшим людям принять решение о прохождении курса элементарной реабилитации. От добросовестной и целенаправленной работы преподавателей и инструкторов во многом зависит будущее ослепшего. Нужно всегда помнить, что далеко не каждый ослепший может самостоятельно обрести мобильность, либо на ее достижение у них уходят годы. При организованном же обучении и качество подготовки выше, и процесс достижения хорошей мобильности во много раз быстрее.

На предприятиях, где работают слепые, имеются производственные тифлотехнические средства, облегчающие ориентировку в процессе трудовой деятельности: технические устройства для слепых, дающие им возможность выполнять работу производительно и качественно.

И все-таки благоустроенная искусственная среда и различные технические средства не обеспечивают слепым полной самостоятельности. Слепые не могут обойтись без помощи окружающих людей. В процессе пространственной ориентации все люди взаимодействуют друг с другом, но особая необходимость в этом возникает у незрячего. Самостоятельно передвигаясь по городу, он время от времени вынужден обращаться к прохожим, чтобы уточнить свое положение на маршруте или место того объекта, к которому он направляется. У прохожих незрячий узнает номера маршрутов пассажирского транспорта и направление движения. Слепой постоянно вынужден вступать в контакт с людьми и устанавливать с ними определенные взаимоотношения в транспорте, в магазинах, на вокзалах, в других общественных учреждениях (в кино, театре и т. д.). Чтобы хорошо ориентироваться в искусственной среде, слепой должен прежде всего научиться общаться с людьми. Для этого преподаватели и инструкторы должны научить каждого незрячего ученика узнавать по голосам знакомых людей, уметь обращаться к прохожим вежливо и тактично, задавая им краткие и понятные вопросы. Надо научить слепого вежливо принимать или отклонять предлагаемую помощь, избегать контактов с людьми, находящимися в нетрезвом состоянии.

К социальным условиям пространственной ориентации и мобильности слепых относится и организация обучения способам пространственной ориентировки. Работа ШВТС показала, что в результате организованного обучения слепые могут быстро (за три-четыре месяца) получить навыки II ступени, а затем расширять и совершенствовать их самостоятельно. Обретя достаточно высокую мобильность, выпускники ШВТС становятся активными и полноценными членами социалистического общества. Всероссийское общество слепых, придавая большое значение проблеме повышения мобильности, с каждым годом расширяет сферу организованного обучения. В настоящее время, организованное обучение проводится на всех предприятиях, в кабинетах социальной реабилитации, во многих территориальных первичных организациях. Теперь перед работниками элементарной реабилитации слепых стоит задача своевременного обучения пространственной ориентации каждого ослепшего человека. Потеряв зрение, человек оказывается в тяжелом положении, если не знает о возможностях слепых и не проявляет желания приступить к обучению по курсу элементарной реабилитации. Поэтому долг каждого работника социальной реабилитации, каждого преподавателя и инструктора пространственной ориентации помочь ослепшим людям принять решение о прохождении курса элементарной реабилитации. От добросовестной и целенаправленной работы преподавателей и инструкторов во многом зависит будущее ослепшего. Нужно всегда помнить, что далеко не каждый ослепший может самостоятельно обрести мобильность, либо на ее достижение у них уходят годы. При организованном же обучении и качество подготовки выше, и процесс достижения хорошей мобильности во много раз быстрее.

Таким образом, пространственная ориентация слепых предполагает не только приспособление самих незрячих к взаимодействию с окружающей средой с помощью сохранных органов чувств, но и усилия общества по приспособлению среды для деятельности слепых. Это обстоятельство обязывает все предприятия, учреждения и организации ВОС, всех работников социальной реабилитации слепых постоянно проявлять заботу о создании таких условий, которые обеспечили бы слепым возможность самостоятельной деятельности. При этом нельзя забывать и о возможном отрицательном влиянии заботы общества на самостоятельность слепых: всякая неразумная опека окружающих приводит к потере самостоятельности, к возникновению иждивенческих тенденций. К потере самостоятельности приводит жалость, навязывание излишней помощи членами семьи, которые, как правило, не верят в возможность реабилитации. Отрицательное влияние на слепого могут оказывать и незнакомые люди своим неумением помочь слепому, отношением к нему, как к несмышленому ребенку. Слепой может привыкнуть передвигаться в пространстве только с помощью сопровождающих, ездить на работу и с работы на транспорте предприятия. Но такая забота не только лишает его независимости, но и приводит к ощущению им своей неполноценности.

Иногда на территории предприятий для слепых по обе стороны тротуара устанавливают направляющие металлические поручни. Однако надо помнить, что дополнительные устройства и ориентиры, установленные сверх необходимости, окажут отрицательное влияние на уровень мобильности слепого.

Что же можно принять за оптимальную модель искусственной среды, которая с одной стороны обеспечивала бы свободное самостоятельное передвижение слепых, а с другой стороны не лишала бы их независимости и не вела к утрате навыков пространственной ориентации? Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Думается, что наиболее разумной мерой, обеспечивающей самостоятельное передвижение слепых, — приспособление слепых путем обучения и тренировок ориентироваться в той среде, в которой они живут постоянно.

Трудоспособные слепые работают на предприятиях Общества. Для улучшения условий пространственной ориентировки на участках предприятий можно провести некоторые мероприятия по их благоустройству. Свободное самостоятельное передвижение на территории предприятий обеспечивают тротуары с твердым покрытием, с четкими краями, резко отличающимися от грунта. Необходимо, чтобы все пешеходные дорожки шли параллельно зданиям и пересекались или поворачивали только под прямым углом, а в местах пересечения имели разный уровень. Свободное пространство над пешеходной дорожкой должно быть не менее 220 сантиметров. Стоянки автомашин, места погрузки и разгрузки на территории УПП следует делать в тех местах, которые слепым нет необходимости пересекать. В опасных местах устанавливают металлические ограждения, там, где нет никаких ориентиров и по местным условиям невозможно построить тротуар, нужно поставить звуковой маяк. Обстановка на участке предприятия или учреждения, где трудятся слепые, не должна подчеркивать их физический недостаток. К вопросу устройства дополнительных средств ориентации слепых нужно относиться критически. Всякое дополнительное устройство должно быть действительно необходимым.

При создании условий ориентировки в помещениях прежде всего необходимо позаботиться о правильной планировке производственных, культурно-бытовых и административных помещений. Неправильная планировка вызывает трудности в передвижении слепых. Коридоры и проходы между рядами оборудования нельзя делать слишком узкими, так как слепой может столкнуться со встречным. Их нельзя делать так же и слишком широкими, иначе трудно выдерживать направление. Полы в коридорах должны отличаться от полов в других помещениях. Рельефные таблички на дверях нужно помещать на высоте 140—160 см от пола. В коридорах и проходах не должно быть никаких препятствий, мешающих свободному перемещению слепых. Во всех помещениях, где находятся слепые, не рекомендуется частая перестановка предметов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 296.