Роль внимания и других высших психических функций в пространственной ориентировке слепых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К биологическим возможностям пространственной ориентации относится не только работа сохранных органов чувств, выполняющих элементарные психические функции — ощущения и восприятия, но и высшие психические функции — внимание, речь, мышление, память. Элементарные психические функции дают человеку возможность воспринимать и познавать окружающий мир, накапливать чувственный опыт, познавать окружающую действительность. На основе чувственных знаний у человека формируются высшие психические функции: представление и понятие, речь и мышление, развивается внимание. Высшие психические функции, сформировавшись на основе элементарных, сразу же начинают оказывать на них обратное влияние. Благодаря функции памяти человек может воспроизвести в своем сознании то, что раньше уже воспринимал органами чувств. Это значит, что он может представить себе чувственный образ предмета, пространства.

Огромное влияние на элементарные психические функции человека оказывает внимание. Внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо внешнем раздражителе, объекте или деятельности. Внимание — это психический процесс без участия которого невозможна никакая деятельность. Сосредоточивая сознание, например, на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений. Повышается качество ощущений и любого другого органа чувств, на раздражителе которого сосредоточивается внимание. В пространственной ориентации слепые используют информацию всех сохранных анализаторов, чтобы передвигаться безопасно, они должны одновременно замечать все виды ориентиров — осязательные, слуховые, обонятельные. Но сознанию трудно сразу сосредоточиться на нескольких раздражителях. Внимание оказывает двойственное влияние на элементарные психические функции. С одной стороны, оно повышает чувствительность того органа, на раздражители которого оно направлено, а с другой стороны, как бы выключает чувствительность других органов. Для того, чтобы функции внимания не тормозили процесс пространственной ориентации, необходимо формировать у слепых распределенное внимание, т. е. способность переключаться с одного раздражителя на другой. В результате систематических тренировок достигается автоматическое переключение внимания с осязательных раздражителей на слуховые, со слуховых на обонятельные и так далее. У слепого создается впечатление, что он как будто одновременно слышит все звуки, чувствует все предметы на пути и ощущает все запахи. Это позволяет ему безошибочно ориентироваться в пространстве, выделяя при необходимости наиболее удобный и надежный ориентир. Внимание слепого особенно напряжено, когда он обследует новый объект или изучает новый маршрут. При постоянных повторениях маршрута или посещении объектов напряженность постепенно уменьшается, со временем вырабатывается автоматизм.

Необходимо тренировать у слепых и другое свойство внимания — избирательность. Слепой должен научиться выбирать из группы сигналов (например слуховых) наиболее удобный для ориентировки.

Формирование распределенного внимания у незрячих учащихся не представляет большой сложности для преподавателей и инструкторов. Для этого достаточно в процессе обучения постоянно обращать внимание учащихся на все виды ориентиров, показывая, какой из них является наиболее удобным в данный момент. Когда же слепые перейдут к самостоятельному изучению маршрутов и объектов, то после выполнения задания преподавателю следует спросить учащихся обо всех видах ориентиров, которые встретились им на маршруте. Если ученик назвал только часть ориентиров, ему нужно предложить повторить задание. Постепенно учащиеся привыкнут непроизвольно обращать внимание на все виды ориентиров.

На чувствительность сохранных анализаторов слепого влияет мотивация: лучше и быстрее воспринимается информация, представляющая интерес для данного человека в данной ситуации. В основе мотивации — стремление незрячих достичь хороших трудовых и общественных успехов, стать равноправным членом коллектива. Преодолению неуверенности в пространственной ориентации способствует личный пример незрячего преподавателя, успехи незрячих товарищей, собственная потребность в самостоятельном передвижении и мобильности, иногда даже принуждение. Знание потребностей учащихся необходимо педагогу, цель которого формировать у слепых новые потребности и интересы, чтобы активизировать процесс обучения.

Успех обучения, как и любой познавательной деятельности человека, зависит от эмоционального состояния учащегося. Незрячие легко и с удовольствием изучают те объекты и маршруты, которые вызывают у них интерес и положительные эмоции. От эмоциональной окрашенности раздражителей (различных сигналов внешней среды) зависит восприятие их сохранными анализаторами. Лучше воспринимаются и запоминаются наиболее приятные и неприятные сигналы.

Как показывает практика обучения слепых в ШВТС, большинство учащихся понимают значение и необходимость самостоятельного передвижения и стремятся овладеть необходимыми навыками ориентации и мобильности. Обучение таких людей, как правило, протекает успешно. Только незначительная часть слепых привыкла постоянно пользоваться услугами окружающих (членов семьи, товарищей по работе, случайных прохожих), услугами транспорта-предприятия и др. Эти слепые не чувствуют потребности в самостоятельном передвижении и не имеют желания овладеть навыками пространственной ориентации. У них выработалась иждивенческая позиция. Обучение таких людей будет безрезультатным, если преподаватели не сумеют переубедить их.

Особо трудную категорию составляют незрячие, желающие обучиться, но неправильно оценивающие свои возможности. Слепые этой категории убеждены, что у них нет никаких способностей, и поэтому они не смогут научиться самостоятельно передвигаться, или же, наоборот, считают, что обучение пространственной ориентации не представляет никакой сложности и что они якобы умеют ориентироваться в любой обстановке. Здесь главное для преподавателя — уметь замечать самые незначительные успехи в выполнении заданий учащимися этой категории. Постоянно обращая внимание на успехи и поощряя их, преподавателю удается изменить отношение учащихся к своим способностям.

Только мобильность разовьет в слепом чувство уверенности в себе и чувство собственного достоинства. Только достигнув хорошей мобильности, он будет принят в коллектив как равный. Мобильность принесет ему чувство удовлетворенности, уверенности в себе.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.