Лечение инфекционных, паразитарных, вирусных и онкологических заболеваний проводится химическими веществами, избирательно действующими на патогенные бактерии, вирусы, простейших, гельминтов, клетки злокачественных новообразований – химиотерапевтическими средствами. К таким средствам относятся антибиотики, сульфаниламиды, противотуберкулезные препараты, противопротозойные и антигельминтные средства, препараты для лечения злокачественных новообразований. Также существуют подобные вещества неизбирательного действия – антисептические и дезинфицирующие препараты, которые в соответствующих концентрациях губительно влияют на большинство микроорганизмов. Они используются для обработки помещений, обеззараживания инструментария и предметов обихода пациента, обработки кожи и слизистых оболочек.
Обучающийся должен представлять:
· механизмы действия антисептических и дезинфицирующих средств.
Обучающийся должен знать:
· классификацию антисептиков и дезинфицирующих средств;
· особенности фармакологического действия антисептиков и дезинфицирующих средств;
· отличия антисептических средств от дезинфицирующих;
· последствия токсического действия данных групп препаратов на организм человека.
Обучающийся должен уметь:
· рассчитывать концентрации антисептических и дезинфицирующих средств, для приготовления растворов;
· выписывать и корректировать рецепты на антисептические и дезинфицирующие средства.
Список препаратов к теме:
Резорцин, хлорамин Б, пантоцид, р-р йода спиртовой, хлоргексидин, йодинол, поликрезулен, р-р перекиси водорода, калия перманганат, р-р формальдегида, циминаль, серебра нитрат (ляпис), протаргол, гексаметилентетрамин, кислота борная, бриллиантовый зеленый, димексид, бензидамин, церигель, роккал, линимент Вишневского, ихтиол, винилин, хлорофиллипт, сангвиритрин, ротокан, спирт этиловый, лизоцим, фурацилин.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение, классификация, условия действия антисептических и дезинфицирующих средств. Правила работы с антисептическими и дезинфицирующими средствами.
2. Группа фенола. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
3. Группа галогеносодержащих средств. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
4. Производные нитрофурана. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
5. Группа окислителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
6. Группа альдегидов и спиртов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
7. Группа тяжелых металлов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
8. Группа красителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
9. Группа кислот и щелочей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
10. Детергенты. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.
11. Растительные антисептики и антисептики разных групп. Особенности действия и применения.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: асептика, антисептика, дезинфекция, детергенты.
2. Выпишите рецепты: а) раствор йода спиртовой 5% для обработки операционного поля; б) раствор хлоргексидина биглюконата; в) раствор калия перманганата; г) протаргол.
3. Найдите в справочной литературе и запишите действующие антисептические вещества, входящие в состав препаратов:
· Гексорал;
· Тантум-Rose;
· Ваготил;
· Линимент Вишневского;
· Лизобакт;
· Гексикон;
· Осарбон.
4. Решите ситуационные задачи.
А) Из списка препаратов к занятию подберите средства в зависимости от способа применения (один пример на каждый вид!!!):
· Нанесение на кожу лица;
· Ингаляционно;
· Внутрь;
· Нанесение на кровоточащие царапины;
· Промывание слизистых оболочек.
Б) Определите препарат. Имеет сложный состав (продукты сухой перегонки древесины). Антисептическое действие зависит от содержания фенола. Обладает местно раздражающим и инсектицидным действием. Входит в состав линимента Вишневского.
Задания:
· Назовите препарат;
· Можно ли его использовать при чесотке?
Тема 4.1.2. Антибиотики
Антибиотики представляют собой низкомолекулярные вещества микробного, животного или синтетического происхождения, которые могут подавлять жизнедеятельность микроорганизмов (бактериостатическое действие) или убивать их (бактерицидное действие). Существуют антибиотики антибактериального, противогрибкового и противоопухолевого действия. По спектру действия противомикробные средства существенно различаются: некоторые могут преимущественно влиять на грамположительные или грамотрицательные микроорганизмы, но есть и антибиотики широкого спектра действия.
Обучающийся должен представлять:
· механизмы и спектр действия различных групп антибиотиков;
· последствия бесконтрольного применения антибиотиков.
Обучающийся должен знать:
· классификацию антибиотиков;
· принципы терапии антибиотиками;
· понятия «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие;
· побочные эффекты антибиотиков и меры и профилактики и лечения.
Обучающийся должен уметь:
· рассчитывать дозы антибиотиков исходя из возраста и массы тела пациента, курса лечения и показаний к применению;
· выписывать и корректировать рецепты на антибиотики.
Список препаратов к теме:
Бензилпенициллина натриевая соль, бициллины (1,5), ампициллин, оксациллин, ампиокс, амоксициллин + клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин), цефазолин (цефзол), цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгоцеф), цефпиром (кейтен), имипенем + циластатин (тиенам), азтреонам (азактам), доксициклин (вибрамицин), гентамицина сульфат, неомицина сульфат, тобрамицина сульфат (тобрекс), амикацина сульфат, нетромицин, азитромицин (сумамед), рокситромицин (рулид), спирамицин (ровамицин), кларитромицин (клацид), полимиксина М сульфат, ванкомицин, линкомицин, клиндамицин (далацин), линезолид (зивокс).
Основные теоретические вопросы:
1. Определение антибиотиков. Классификация антибиотиков по спектру, типу, механизму действия и химическому строению.
2. Требования к антибиотикам. Принципы терапии антибиотиками.
3. Группа пенициллинов. Классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. Группа цефалоспоринов, классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
5. Группа макролидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
6. Группа аминогликозидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
7. Группа тетрациклина. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
8. Группа линкозамидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
9. Группа оксазолидинонов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
10. Антибиотики различных групп: монобактамы, полимиксины, гликопептиды. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
11. Меры профилактики и лечения осложнений антибиотикотерапии.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: антибиоз, вирулентность, грамположительные микроорганизмы, грамотрицательные микроорганизмы, инфекция, клеточная стенка, пробиотики, широта терапевтического действия, эпидемический процесс.
2. Выпишите рецепты: а) бензилпеннициллина натриевую соль; б) цефтриаксон; в) ампиокс; г) линезолид.
3. Пользуясь справочной литературой, укажите МНН антибиотиков в данных лекарственных препаратах:
· Клафоран;
· Клацид;
· Флемоксин-солютаб;
· Юнидокс-солютаб;
· Вильпрафен;
· Ампиокс;
· Рулид;
· Софрадекс;
· Левомеколь.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Из списка препаратов к занятию выберите наиболее подходящие к ситуации антибиотики (по одному на каждую). Ответы не должны повторяться.
· Сифилис.
· Пневмония.
· Пиелонефрит.
· Скрытая инфекция у супружеской пары (микоплазма).
· Менингит.
· Остеомиелит.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 497.