Лекарственные формы – удобные для практического применения формы лекарственных средств, придаваемые для получения необходимого лечебного или профилактического эффекты. Одно и то же лекарственное средство может существовать в различных формах для целесообразности применения и удобства пациента.
Обучающийся должен представлять:
· технологии изготовления лекарственных форм.
Обучающийся должен знать:
· классификацию лекарственных форм;
· особенности применения лекарственных форм, их преимущества и недостатки.
Обучающийся должен уметь:
· составлять прописи на различные лекарственные формы.
Основные теоретические вопросы:
1. Лекарственное вещество, средство, форма, препарат. Понятие о простых, галеновых и новогаленовых препаратах.
2. Классификация лекарственных форм. Понятие о дозированных и не дозированных лекарственных формах.
3. Жидкие лекарственные формы, примеры. Особенности изготовления и применения. Пропись в рецептах.
4. Мягкие лекарственные формы, примеры. Особенности изготовления и применения. Пропись в рецептах.
5. Твёрдые лекарственные формы, примеры. Особенности изготовления и применения. Пропись в рецептах.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Заполните терминологический словарь: раствор, микстура, эмульсия, суспензия, отвар, экстракт, настойка, мазь, паста, суппозиторий, таблетка, порошок, капсула, драже.
2. Выпишите рецепты:
А) Выписать в рецепте 20 таблеток, содержащих анальгин 200 мг, кофеин 50 мг, фенобарбитал 10 мг. Назначить по 1 таблетке при головной боли.
Задания:
· Выпишите рецепт;
· Назовите виды таблеток;
· Укажите преимущества капсул перед таблетками.
Б) Выписать 10 порошков, содержащих поровну кислоту ацетилсалициловую и фенацетин по 250 мг., кофеин 30 мг. Назначить по 1 порошку 2 раза в день после еды.
Задания:
· Выпишите рецепт;
· Укажите среднюю массу для дозированных порошков и вещества-наполнители, которыми увеличивают массу в случае нехватки.
Раздел 3. Общая фармакология
Цель раздела:
· формирование представлений об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.
Задача раздела:
· сформировать умение прогнозировать фармакокинетические и фармакодинамические процессы на основе знаний свойств вещества и свойств организма.
Тема 3.1. Основные понятия фармакокинетики
Фармакокинетика – раздел фармакологии, изучающий всасывание, распределение в средах организма, депонирование, метаболизм и выведение лекарственных веществ. Применение лекарственных препаратов начинается с их введения в организм или нанесения на поверхность тела. От пути введения зависти скорость развития эффекта, выраженность и продолжительность действия. При всасывании (абсорбции) с места введения лекарственные вещества попадают в кровь, затем – в органы и ткани. На распределение веществ влияют: скорость кровотока, физико-химические свойства самого вещества, биологические барьеры. Большинство лекарственных средств подвергается в организме биотрансформации (метаболическим превращениям), в ходе которой теряют свою биологическую активность. Продукты биотрансформации выводятся в основном с мочой или желчью.
Обучающийся должен представлять:
· процессы метаболической трансформации и экскреции лекарственных веществ.
Обучающийся должен знать:
· преимущества и недостатки путей введения лекарственных средств в организм.
Обучающийся должен уметь:
· выбрать путь введения лекарственного препарата в организм пациента, исходя из особенностей самого лекарственного вещества и организма.
Основные теоретические вопросы:
1. Краткая характеристика путей введения лекарственных веществ в организм.
2. Определение фармакокинетики. Процесс всасывания и параметры, его характеризующие (максимальная концентрация, период полувсасывания). Биологическая доступность.
3. Процесс распределения лекарственных веществ в организме. Параметры, его характеризующие (объем распределения). Связь с белками крови, её значение.
4. Метаболизм лекарственных веществ. Стадии метаболизма. Факторы, от которых зависит метаболизм лекарственных веществ.
5. Выведение лекарственных веществ из организма. Понятие о периоде полувыведения. Почечный клиренс и его значение.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: биологическая доступность, метаболическая трансформация, константа скорости всасывания, конъюгация, период полувыведения, период полувсасывания, элиминация.
2. Решите ситуационные задачи.
А) Почечный клиренс рассчитывается в простейшем случае по формуле: С l = ( U x V )/ P , мл/мин.
U – концентрация вещества в моче;
V – количество мочи в минуту;
P – концентрация вещества в плазме крови.
Задание. Известно, что концентрация препарата в моче 60 мкг/мл, скорость мочеотделения 5мл/мин, концентрация препарата в плазме крови 30 мкг/мл. Сделайте вывод о функциональных возможностях почек данного пациента, рассчитав величину почечного клиренса.
Б) Период полувыведения характеризует взаимосвязь между почечным клиренсом (Cl) препарата и объемом его распределения (Vd), что в простейшем случае определяется по формуле:
Т 1/2 = 0,7 ( Vd / Cl ).
Задание. Рассчитайте примерный период полувыведения препарата N в часах, если известно, что объем его распределения составляет 10 литров, почечный клиренс – 120 мл/мин. Может ли измениться (увеличится или уменьшится) период полувыведения данного препарата у пациента с тяжёлой почечной недостаточностью?
Тема 3.2. Основные понятия фармакодинамики. Дозирование лекарственных средств
Обучающийся должен представлять:
· типовые механизмы действия лекарственных веществ.
Обучающийся должен знать:
· виды действия лекарственных веществ на организм;
· классификацию доз.
Обучающийся должен уметь:
· подбирать дозу лекарственного средства согласно принципам индивидуализации доз.
Основные теоретические вопросы:
1. Типовые механизмы действия лекарственных веществ (взаимодействие с рецепторами, ионными каналами, ферментами, транспортными системами, генами).
2. Виды действия лекарств. Местное и резорбтивное действие лекарственных средств. Прямое и рефлекторное действие. Прямое и косвенное, главное и побочное действие лекарств.
3. Действие лекарственных средств на плод (эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое).
4. Ульцерогенное, мутагенное, канцерогенное действие лекарственных средств. Понятие об идиосинкразии.
5. Определение «доза лекарственного средства». Принципы индивидуализации доз. Единицы измерения доз (весовые, объемные, единицы действия). Классификация доз по силе действия (терапевтические, токсические, летальные) и по приемам (ударные, поддерживающие, курсовые, дробные).
6. Особенности дозирования лекарственных средств детям и лицам старше 60 лет. Последствия передозировки.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: агонисты, антагонисты, аффинитет, высшая терапевтическая доза, рецептор.
2. Найдите в учебной литературе и запишите по 2 примера на каждый вид действия лекарственных средств: прямое действие, рефлекторное действие, главное действие, тератогенное действие. Дайте пояснения к выбранным примерам.
3. Решите ситуационную задачу.
Рассчитайте суточную дозу препарата для ребенка 12 лет, массой 30 кг, если известна разовая доза для взрослого – 0,6 г. Кратность назначения препарата ребенку – три раза в сутки. Воспользуйтесь разными формулами, сравните результат и сделайте выводы о том, есть ли различия в результатах расчёта по двум формулам.
1. А= Б (а/ (а + 12)
2. А= Б (в/70)
А – разовая доза для ребенка, Б – разовая доза для взрослого, а – возраст ребенка в годах, в – масса тела ребенка в кг.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 494.