Подраздел 4.1. Химиотерапевтические лекарственные средства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАРМАКОЛОГИЯ

Методические указания для самостоятельной работы обучающихся

Для специальностей

Лечебное дело

Сургут, 2017

Фармакология: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся.

 

Ó БУ «Сургутский медицинский колледж», 2017 г.

Автор-составитель: к.б.н., Н.С. Ракшина. – Сургут: 2017 –с.

 

 

Рецензент: Шилова Инесса Владимировна, доктор фармацевтических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ НИИ фармакологии СО РАМН.

 

Методические указания предназначены для организации различных форм самостоятельной работы обучающийся  по дисциплине «Фармакология» (специальности: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»). Пособие содержит рекомендации по изучению теоретического материала, развернутые описания тем курса и задания, способствующие усвоению материала, развитию творческого мышления и самостоятельности, и проверке знаний по дисциплине.

 

Рассмотрено на заседании Методического объединения общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ____________ от ____________ 2017г.

Рекомендовано к печати Методическим советом БУ  «Сургутский медицинский колледж»

Протокол №_________от________________2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 стр.

Введение……………………………………………………………...5

Список возможных сокращений………………………………….6

Раздел 1. Введение в предмет………………………………………7

Тема 1. Фармакология как наука и дисциплина. Краткий очерк

истории фармакологии……………………………………………….7

Раздел 2. Введение в общую рецептуру……………………………9

Тема 2.1. Структура и значение рецепта…………………………….9

Тема 2.2. Лекарственные формы……………………………………11

Раздел 3. Основы общей фармакологии…………………………12

Тема 3.1. Основные понятия фармакокинетики……………………12

Тема 3.2. Основные понятия фармакодинамики. Дозирование лекарственных средств……………………………………………………14

Тема 3.3. Взаимодействие лекарственных веществ. Эффекты при повторном применении. Влияние индивидуальных особенностей организма на действие лекарственных средств……………………………………..15

Раздел 4. Частная фармакология. ……………………………….17

Подраздел 4.1. Химиотерапевтические лекарственные средства.

Тема 4.1.1. Антисептические и дезинфицирующие средства……..17

Тема 4.1.2. Антибиотики…………………………………………….19

Тема 4.1.3. Синтетические противомикробные средства разного химического строения. ……………………………………………………22

Тема 4.1.4. Противогрибковые средства……………………………24

Тема 4.1.5. Противовирусные средства…………………………….26

Тема 4.1.6 Противопаразитарные средства…………………………28

Тема 4.1.7. Противоопухолевые средства…………………………..30

Подраздел 4.2. Лекарственные средства, влияющие на центральную и периферическую нервную систему…………………………………32

Тема 4.2.1. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию………………………………………………………………..32

Тема 4.2.2. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию………………………………………………………………..34

Тема 4.2.3. Наркозные средства. Противосудорожные средства…37

Тема 4.2.4. Снотворные средства. Седативные средства………….39

Тема 4.2.5. Нейролептики. Транквилизаторы………………………40

Тема 4.2.6. Антидепрессанты. Аналептики………………………….43

Тема 4.2.7. Психостимуляторы. Ноотропные препараты. Адаптогены…………………………………………………………………45

Тема 4.2.8. Наркотические и ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства………………………..47

Подраздел 4.3. Лекарственные средства, влияющие на системы исполнительных органов и тканевый обмен………………………..49

Тема 4.3.1. Лекарственные средства, влияющие на дыхательную

систему…………………………………………………………………49

Тема 4.3.2. Сосудорасширяющие средства…………………………51

Тема 4.3.3. Кардиотонические средства. Антиаритмические средства……………………………………………………………………..54

Тема 4.3.4. Гиполипидемические средства…………………………..56

Тема 4.3.5. Средства, влияющие на функции почек…………………59

Тема 4.3.6. Средства, влияющие на функции органов

пищеварения……………………………………………………………61

Тема 4.3.7. Препараты гормонов, их аналогов и антагонистов……..64

Тема 4.3.8. Препараты витаминов и их аналогов. Биогенные стимуляторы…………………………………………………………………67

Тема 4.3.9. Противоаллергические средства. Иммунокорректоры…………………………………………………………69

Тема 4.3.10. Лекарственные средства, влияющие на систему

крови……………………………………………………………………..72

Тема 4.3.11. Средства инфузионной терапии…………………………74

Тема 4.3.12. Лекарственные средства, влияющие на миометрий……………………………………………………………………76

Тема 4.3.13. Осложнения медикаментозной терапии. Меры помощи при отравлении лекарственными средствами………………………………….78

Итоговый контроль…………………………………………………..81

Информационное обеспечение учебного процесса……………….81

Список литературы, использованной при составлении методических указаний……………………………………………………………………..83

Приложения……………………………………………………………88

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время существует огромное количество лекарственных препаратов, применяемых в самых разных областях медицины с лечебной, диагностической или профилактической целью. Национальный проект «Здоровье», осуществляемый в Российской Федерации, направлен на повышение качества и доступности медицинской помощи всем слоям населения. Для медицинского работника любого уровня важно ориентироваться в принципах классификации лекарственных средств, в особенностях их фармакокинетики и фармакодинамики, нюансах применения и побочных эффектах. Медицинский работник среднего звена постоянно сталкивается с такими процессами и обстоятельствами, как учет, хранение, применение лекарственных препаратов. В определенных условиях медицинский работник среднего звена должен уметь объяснить пациенту особенности действия и применения лекарственного средства, предупредить о возможных осложнениях.

В связи с переходом в 2010 – 2011 гг. на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС), изменился и сам подход к изучению фармакологии. Согласно ФГОС, цели и задачи изучения фармакологии (требования к результатам освоения учебной дисциплины) следующие:

· Обучающийся должен овладеть следующими умениями:

1. Выписывать (медицинская сестра/брат – корректировать) рецепты на различные лекарственные формы с применением справочной литературы.

2. Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных.

3. Ориентироваться в современной номенклатуре лекарственных средств.

4. Применять лекарственные средства по назначению врача.

5. Назначить лекарственное средство в случае самостоятельного ведения приема.

6. Давать рекомендации пациентам по применению различных лекарственных форм.

· Обучающийся должен научиться применять на практике следующие знания :

1. Современные лекарственные формы, преимущества и недостатки путей введения лекарственных средств, виды действия лекарственных средств и последствия взаимодействия.

2. Основные группы лекарственных средств и их фармакологическую характеристику (формы выпуска, фармакокинетика, фармакодинамика, применение, противопоказания и побочные эффекты).

3. Побочные эффекты и распространенные осложнения лекарственной терапии.

4. Правила заполнения рецептурных бланков.

5. Правила хранения, учета и утилизации лекарственных средств в ЛПУ.

Для будущих акушерок дополнительно: знать действие лекарственных средств на плод и новорожденного.

В данные Методические указания вошли темы, предусмотренные в рабочей программе учебной дисциплины «Фармакология», разработанной и утверждённой в Сургутском медицинском колледже. Описана самостоятельная работа обучающихся в ходе занятия и при подготовке к каждой теме. Учебные письменные задания для самостоятельной работы обучающийся выполняет дома, к началу занятия. При отсутствии выполненного домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная работа) преподаватель имеет право не допустить обучающихся к практическому занятию. Проверка знаний проводится в различных формах: входной контроль, опрос, круглый стол, конференция, тестирование. Некоторые задания выполняются в ходе практического занятия (аудиторная самостоятельная работа), см. Приложение 4. Обучающийся может выполнить реферат (или мультимедиа-презентацию) по любой из рекомендуемых тем (см. Приложение 3), как для дополнительной оценки, так и в качестве задания по пропущенной теме или разделу. Требования к данному виду работы перечислены в Приложении 2.

В конце занятий преподаватель выставляет оценки, обязательно отмечая достоинства и недочёты в работе каждого обучающийся.

Шкала оценки комбинированного занятия:

- оценка «отлично»: активное участие в обсуждении темы, грамотные и четкие ответы на вопросы, без ошибок выписаны рецепты, в тетради правильно выполнены все письменные учебные задания, возможно реферативное сообщение;

- оценка «хорошо»: обучающийся активно участвует в обсуждении темы, высказывается только по отдельным вопросам, допущены мелкие неточности в рецептах, сделана большая часть письменных учебных заданий, возможно реферативное сообщение;

- оценка «удовлетворительно»: слабая работа на занятии, неточные ответы на вопросы, рецепты выписаны с принципиальными ошибками, поверхностный уровень усвоения материала, с серьезными ошибками выполнены письменные задания;

- оценка «неудовлетворительно»: письменные учебные задания не выполнены, работы на занятии нет. В таком случае студент приглашается преподавателем на индивидуальную работу для ликвидации задолженности.

Итоговой формой контроля по данной дисциплине является дифференцированный зачёт, к которому допускаются обучающиеся без задолженностей по предмету, имеющие положительные оценки по всем видам работы. Зачёт объединяет две дисциплины: «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией». При отсутствии аттестации по дисциплине «Основы латинского языка», обучающийся не допускается к зачёту по фармакологии.

СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

АКТГ – адренокортикотропный гормон;

ц-АМФ – циклический аденозинмонофосфат;

ВНС – вегетативная нервная система;

ГАМК– гамма-аминомасляная кислота;

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт;

ЛВ – лекарственное вещество;

ЛП – лекарственный препарат;

ЛС – лекарственное средство;

МАО – моноаминоксидаза;

МЗ РФ – Министерство здравоохранения Российской Федерации;

МНН – международное непатентованное название;

НПВС – нестероидные противовоспалительные средства;

ПАСК – пара-аминосалициловая кислота;

Р-р – раствор;

ССС – сердечно-сосудистая система;

ФОС – фосфорорганические соединения;

ХЭ – холинэстераза;

ЦНС – центральная нервная система.

 

Обучающийся должен знать:

· предмет и задачи фармакологии;

· междисциплинарные связи фармакологии;

·  фамилии российских учёных-фармакологов и их достижения.

Основные теоретические вопросы:

1. Предмет и задачи фармакологии, разделы. Функции медицинского работника среднего звена по отношению к применению, учёту и хранению лекарственных препаратов.

2. Основные этапы развития фармакологии (Древний мир, античность, средние века, эпоха Возрождения, 17 – 18 века).

3. Основные вехи развития фармакологии в России (Древняя Русь, допетровский период, медицинские реформы Петра Первого).

4. Российские учёные, внёсшие значительный вклад в развитие фармакологии (Н.М. Максимович-Амбодик, Р. Бухгейм, Н.И. Пирогов, И.П. Павлов, Н.П. Кравков, Н.В. Вершинин, М.Д. Машковский).

5. Процесс создания новых лекарственных средств (направления поиска, источники получения, понятие о скрининге).

6. Принципы и особенности клинических испытаний новых лекарств.

 

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: клиническая фармакология, патогенез, плацебо, фармакологический скрининг, фармакология, химический синтез, этиология.

2. Ответьте на вопросы, пользуясь учебно-справочной литературой:

А) К какому периоду истории относятся первые описания лекарственных веществ?

Б) Каковы основные заслуги Парацельса в области фармакологии?

В) Кто автор труда «Канон медицины»?

Г) Когда и кем было издано первое российское руководство по лекарствоведению?

Д) В чем разница между этиотропными и патогенетическими лекарственными средствами?

3. Составьте схему последовательности создания и внедрения лекарственных средств.

4. Заполните таблицу: «Российские учёные – фармакологи»:

Ф.И.О. учёных Заслуги в области фармакологии
Н.М. Максимович-Амбодик  
И.П. Павлов  
Н.Н. Пирогов  
Н.П. Кравков  
С.В. Аничков  
Н.В. Вершинин  

 

Цель раздела:

· освоение общих принципов оформления рецептов и прописей.

Задачи раздела:

· изучить многообразия лекарственных форм;

· сформировать умение выписывать в рецептах различные лекарственные формы.

 

Тема 3.1. Основные понятия фармакокинетики

Фармакокинетика – раздел фармакологии, изучающий всасывание, распределение в средах организма, депонирование, метаболизм и выведение лекарственных веществ. Применение лекарственных препаратов начинается с их введения в организм или нанесения на поверхность тела. От пути введения зависти скорость развития эффекта, выраженность и продолжительность действия. При всасывании (абсорбции) с места введения лекарственные вещества попадают в кровь, затем – в органы и ткани. На распределение веществ влияют: скорость кровотока, физико-химические свойства самого вещества, биологические барьеры. Большинство лекарственных средств подвергается в организме биотрансформации (метаболическим превращениям), в ходе которой теряют свою биологическую активность. Продукты биотрансформации выводятся в основном с мочой или желчью.

Обучающийся должен представлять:

· процессы метаболической трансформации и экскреции лекарственных веществ.

Обучающийся должен знать:

· преимущества и недостатки путей введения лекарственных средств в организм.

Обучающийся должен уметь:

· выбрать путь введения лекарственного препарата в организм пациента, исходя из особенностей самого лекарственного вещества и организма.

 

Основные теоретические вопросы:

1. Краткая характеристика путей введения лекарственных веществ в организм.

2. Определение фармакокинетики. Процесс всасывания и параметры, его характеризующие (максимальная концентрация, период полувсасывания). Биологическая доступность.

3. Процесс распределения лекарственных веществ в организме. Параметры, его характеризующие (объем распределения). Связь с белками крови, её значение.

4. Метаболизм лекарственных веществ. Стадии метаболизма. Факторы, от которых зависит метаболизм лекарственных веществ.

5. Выведение лекарственных веществ из организма. Понятие о периоде полувыведения. Почечный клиренс и его значение.

 

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: биологическая доступность, метаболическая трансформация, константа скорости всасывания, конъюгация, период полувыведения, период полувсасывания, элиминация.

2. Решите ситуационные задачи.

А) Почечный клиренс рассчитывается в простейшем случае по формуле: С l = ( U x V )/ P , мл/мин.

U – концентрация вещества в моче;

V – количество мочи в минуту;

P – концентрация вещества в плазме крови.

Задание. Известно, что концентрация препарата в моче 60 мкг/мл, скорость мочеотделения 5мл/мин, концентрация препарата в плазме крови 30 мкг/мл. Сделайте вывод о функциональных возможностях почек данного пациента, рассчитав величину почечного клиренса.

Б) Период полувыведения характеризует взаимосвязь между почечным клиренсом (Cl) препарата и объемом его распределения (Vd), что в простейшем случае определяется по формуле:

Т 1/2 = 0,7 ( Vd / Cl ).

Задание. Рассчитайте примерный период полувыведения препарата N в часах, если известно, что объем его распределения составляет 10 литров, почечный клиренс – 120 мл/мин. Может ли измениться (увеличится или уменьшится) период полувыведения данного препарата у пациента с тяжёлой почечной недостаточностью?

 

Тема 3.2. Основные понятия фармакодинамики. Дозирование лекарственных средств

Обучающийся должен представлять:

· типовые механизмы действия лекарственных веществ.

Обучающийся должен знать:

· виды действия лекарственных веществ на организм;

· классификацию доз.

Обучающийся должен уметь:

· подбирать дозу лекарственного средства согласно принципам индивидуализации доз.

 

Основные теоретические вопросы:

1. Типовые механизмы действия лекарственных веществ (взаимодействие с рецепторами, ионными каналами, ферментами, транспортными системами, генами).

2. Виды действия лекарств. Местное и резорбтивное действие лекарственных средств. Прямое и рефлекторное действие. Прямое и косвенное, главное и побочное действие лекарств.

3. Действие лекарственных средств на плод (эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое).

4. Ульцерогенное, мутагенное, канцерогенное действие лекарственных средств. Понятие об идиосинкразии.

5. Определение «доза лекарственного средства». Принципы индивидуализации доз. Единицы измерения доз (весовые, объемные, единицы действия). Классификация доз по силе действия (терапевтические, токсические, летальные) и по приемам (ударные, поддерживающие, курсовые, дробные).

6. Особенности дозирования лекарственных средств детям и лицам старше 60 лет. Последствия передозировки.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: агонисты, антагонисты, аффинитет, высшая терапевтическая доза, рецептор.

2. Найдите в учебной литературе и запишите по 2 примера на каждый вид действия лекарственных средств: прямое действие, рефлекторное действие, главное действие, тератогенное действие. Дайте пояснения к выбранным примерам.

3. Решите ситуационную задачу.

Рассчитайте суточную дозу препарата для ребенка 12 лет, массой 30 кг, если известна разовая доза для взрослого – 0,6 г. Кратность назначения препарата ребенку – три раза в сутки. Воспользуйтесь разными формулами, сравните результат и сделайте выводы о том, есть ли различия в результатах расчёта по двум формулам.

1. А= Б (а/ (а + 12)

2. А= Б (в/70)

А – разовая доза для ребенка, Б – разовая доза для взрослого, а – возраст ребенка в годах, в – масса тела ребенка в кг.

 

Тема 4.1.2. Антибиотики

Антибиотики представляют собой низкомолекулярные вещества микробного, животного или синтетического происхождения, которые могут подавлять жизнедеятельность микроорганизмов (бактериостатическое действие) или убивать их (бактерицидное действие). Существуют антибиотики антибактериального, противогрибкового и противоопухолевого действия. По спектру действия противомикробные средства существенно различаются: некоторые могут преимущественно влиять на грамположительные или грамотрицательные микроорганизмы, но есть и антибиотики широкого спектра действия.

Обучающийся должен представлять:

· механизмы и спектр действия различных групп антибиотиков;

· последствия бесконтрольного применения антибиотиков.

Обучающийся должен знать:

· классификацию антибиотиков;

· принципы терапии антибиотиками;

· понятия «бактерицидное» и «бактериостатическое» действие;

· побочные эффекты антибиотиков и меры и профилактики и лечения.

Обучающийся должен уметь:

· рассчитывать дозы антибиотиков исходя из возраста и массы тела пациента, курса лечения и показаний к применению;

· выписывать и корректировать рецепты на антибиотики.

 

Список препаратов к теме:

Бензилпенициллина натриевая соль, бициллины (1,5), ампициллин, оксациллин, ампиокс, амоксициллин + клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин), цефазолин (цефзол), цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгоцеф), цефпиром (кейтен), имипенем + циластатин (тиенам), азтреонам (азактам), доксициклин (вибрамицин), гентамицина сульфат, неомицина сульфат, тобрамицина сульфат (тобрекс), амикацина сульфат, нетромицин, азитромицин (сумамед), рокситромицин (рулид), спирамицин (ровамицин), кларитромицин (клацид), полимиксина М сульфат, ванкомицин, линкомицин, клиндамицин (далацин), линезолид (зивокс).

Основные теоретические вопросы:

1. Определение антибиотиков. Классификация антибиотиков по спектру, типу, механизму действия и химическому строению.

2. Требования к антибиотикам. Принципы терапии антибиотиками.

3. Группа пенициллинов. Классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Группа цефалоспоринов, классификация. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Группа макролидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Группа аминогликозидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

7. Группа тетрациклина. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

8. Группа линкозамидов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

9. Группа оксазолидинонов. Особенности фармакокинетики. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

10. Антибиотики различных групп: монобактамы, полимиксины, гликопептиды. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

11. Меры профилактики и лечения осложнений антибиотикотерапии.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: антибиоз, вирулентность, грамположительные микроорганизмы, грамотрицательные микроорганизмы, инфекция, клеточная стенка, пробиотики, широта терапевтического действия, эпидемический процесс.

2. Выпишите рецепты: а) бензилпеннициллина натриевую соль; б) цефтриаксон; в) ампиокс; г) линезолид.

3. Пользуясь справочной литературой, укажите МНН антибиотиков в данных лекарственных препаратах:

· Клафоран;

· Клацид;

· Флемоксин-солютаб;

· Юнидокс-солютаб;

· Вильпрафен;

· Ампиокс;

· Рулид;

· Софрадекс;

· Левомеколь.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Из списка препаратов к занятию выберите наиболее подходящие к ситуации антибиотики (по одному на каждую). Ответы не должны повторяться.

· Сифилис.

· Пневмония.

· Пиелонефрит.

· Скрытая инфекция у супружеской пары (микоплазма).

· Менингит.

· Остеомиелит.

 

Список препаратов к теме:

Ацикловир (зовиракс), ганцикловир, панавир, рибавирин (виразол), саквинавир, зидовудин (ретровир), видарабин, идоксуридин, ламивудин, интерферон человеческий лейкоцитарный, интерферон-альфа (реаеферон), гриппферон, виферон, полудан, циклоферон, ремантадин, арбидол, оксолин, ингавирин, амиксин (тилорон), флакозид.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение, классификация и механизмы действия противовирусных средств. Принципы противовирусной терапии.

2. Фармакологическая характеристика противогерпетических средств. Фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Интерфероны – эндогенные факторы иммунной защиты. Фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Индукторы интерферона. Фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Противовирусные препараты, ингибирующие репликацию ВИЧ. Фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Противовирусные препараты разных групп: арбидол, оксолин, амиксин, ингавирин. Фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

 

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Заполните терминологический словарь: вирус, ВИЧ-инфекция, герпес, грипп, интерфероны.

2. Выпишите рецепты:  а) ацикловир, крем; б) ламивудин; в) полудан в качестве глазных капель; г) циклоферон, ампулы.

3. Назовите 2 – 3 противовирусных препарата, являющиеся индукторами интерферонов, и поясните механизм их действия.

4. Решите ситуационную задачу:

Является производным адамантана; затрудняет абсорбцию вируса на клетке и ингибирует процесс высвобождения вирусного генома. Хорошо всасывается из ЖКТ. Наиболее эффективен в качестве профилактического средства при гриппе типа А2. Из побочных эффектов возможны: диспепсия, кожные высыпания, редко – отрицательное влияние на ЦНС.

Задания:

· Назовите препарат;

· Является ли этот препарат альтернативой вакцине против гриппа?

· Какова схема профилактического приема?

 

Противосудорожные средства

Вещества группы общих анестетиков вызывают хирургический наркоз, который характеризуется обратимым угнетением ЦНС с выключением сознания, подавлением чувствительности и рефлекторных реакций, снижением тонуса скелетных мышц. Наркозные средства угнетают синаптическую передачу возбуждения в ЦНС, вызывая ее функциональную дезинтеграцию. С точки зрения практического применения средства для наркоза делят на ингаляционные и неингаляционные.

Противоэпилептические средства применяю для предупреждения судорог или уменьшения их интенсивности и частоты либо соответствующих им эквивалентов при различных формах эпилепсии. Лечение каждой формы эпилепсии проводят определенными средствами.

Противопаркинсонические средства применяют для лечения болезни Паркинсона, а также при паркинсонизме различного происхождения.

Обучающийся должен представлять:

· механизм и последовательность действия ингаляционных и неингаляционных наркозных средств;

· механизмы действия противосудорожных препаратов.

Обучающийся должен знать:

· классификации наркозных и противосудорожных средств;

· требования к наркозным и противосудорожным препаратам;

· фармакологическую характеристику данных групп препаратов.

Обучающийся должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на наркозные и противосудорожные средства.

Список препаратов к теме:

Эфир для наркоза, галотан (фторотан), метоксифлуран, азота закись, ксенон, циклопропан, гексобарбитал (гексенал), тиопентал-натрий, кетамина гидрохлорид (калипсол), пропанидид (сомбревин), предион, натрия оксибутират, фенобарбитал, дифенин, карбамазепин, натрия вальпроат, диазепам, клоназепам, ламотриджин, мидокалм, селегилин, леводопа, мадопар, бромокриптин, циклодол.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация средств для наркоза. Требования, предъявляемые к наркозным средствам. Последовательность действия наркозных средств на ЦНС.

2. Средства для ингаляционного наркоза, общая фармакологическая характеристика. Преимущества и недостатки данной группы препаратов.

3. Средства для неингаляционного наркоза, общая фармакологическая характеристика. Преимущества и недостатки данной группы препаратов.

4. Комбинирование наркозных средств между собой и препаратами других фармакологических групп.

5. Противоэпилептические средства, определение и классификация. Требования к противоэпилептическим средствам. Общая фармакологическая характеристика.

6. Противопаркинсонические средства, классификация по принципу действия, механизмы действия. Общая фармакологическая характеристика.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: анальгезия, наркоз, болезнь Паркинсона, атаксия, афазия, гипокинезия, ригидность мышечная, тремор.

2. Выпишите рецепты: а) пропанидид с полным оформлением соответствующего бланка; б) натрия оксибутират; в) 100 капсул вальпроевой кислоты по 0,3 г. Назначить по 1 капсуле 2 раза в день после еды.

3. Решите ситуационные задачи:

А) Пациенту с острым инфарктом миокарда для купирования болевого синдрома было назначено вдыхание газовой смеси, содержащей средство для ингаляционного наркоза. После нескольких спокойных вдохов пациент сообщил врачу, что ощущение боли исчезло.

Задания:

· Определите, какой препарат входил в газовую смесь;

· Назовите основные недостатки данного средства.

Б) Противопаркинсоническое средство, предшественник дофамина. Проникает в нервные клетки, где и превращается в дофамин. Особенно заметно влияет на гипокинезию, в меньшей степени на ригидность, еще меньше – на тремор.

Задания:

· Назовите препарат.

· Уточните, может ли развиться привыкание к препарату, и что делать в таком случае.

· Укажите возможные побочные эффекты перечисленных препаратов.

 

Задания:

· Определите препарат по описанию.

· Уточните, как влияет данное средство на осмотическое давление крови.

· Укажите, можно ли использовать препарат при острых отравлениях химическими веществами. Обоснуйте ответ.

Список препаратов к теме:

Трава полыни горькой, сок подорожника, сибутрамин, ранитидин, фамотидин, гастроцепин, омепразол, лансопразол, альмагель, маалокс, алюминия фосфат, сукральфат, де-нол, пилорид, мизопростол, фестал, мезим, панкреатин, апротинин, амбен, хологон, холензим, аллохол, холосас, фламин, кукурузные рыльца, цветы бессмертника песчаного, окасфенамид, силимарин, карсил, эссенциале, адеметионин, дротаверин, хенофальк, урзофальк, макрогол, лактулоза, мукофальк, сенаде, ламинарид, гутталакс, бисакодил, натрия сульфат, диосмектит, аттапульгит, плантекс, лоперамид, домперидон, метоклопрамид, цизаприд, карболонг, энтросгель.

Основные теоретические вопросы:

1. Классификация средств, применяющихся для нормализации функций ЖКТ.

2. Средства, влияющие на аппетит: механизмы действия и особенности применения.

3. Средства, применяемые при нарушении функций желез желудка: заместительные и диагностические средства, препараты, понижающие секрецию, антациды. Фармакокинетика, механизмы действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Гастропротекторы. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Ферментные препараты, улучшающие процессы пищеварения. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Антиферментные препараты: ингибиторы протеолиза и фибринолиза, применяемые дл лечения острого панкреатита. Особенности действия и применения.

7. Средства, усиливающие секрецию желчи (холеретики): препараты желчи и желчных кислот, синтетические и растительные средства, минеральные воды. Механизмы действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

8. Средства, облегчающие выделение желчи (холекинетики): гиперкинетики, холеспазмолитики, миотропные средства, растительные препараты. Механизмы действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. Холелитолитические средства.

9. Гепатопротекторы. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

10. Слабительные средства. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

11. Средства для фармакотерапии диареи. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

12. Энтеросорбенты. Краткая фармакологическая характеристика.

13. Рвотные и противорвотные средства. Фармакокинетика, механизм действия, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: алиментарное ожирение, анорексия, антрагликозиды, ахилия, гастрин, гастродуоденит, гепатит, диарея, диспепсия, колит, обстипация, панкреатит, рвота, холецистит.

2. Выпишите рецепты: а) настойка полыни; б) домперидон, суспензия; в) сок подорожника; г) порошок корня ревеня; д) лоперамида гидрохлорид.

3. Пользуясь справочной литературой, найдите МНН следующих лекарственных средств:

· зантак,

· де-нол,

· квамател,

· вентер,

· мотилиум,

· церукал,

· гордокс,

· форлакс,

· гептрал;

· диара.

4. Решите ситуационную задачу:

Класс антисекреторных средств, являющихся конкурентными ингибиторами рецепторов гистамина париетальных клеток слизистой желудка. Продолжительность антисекреторного эффекта составляет 4 – 8 часов, не более 12-и. Ингибируют ночную секрецию соляной кислоты.

Задания:

· Назовите группу препаратов.

· Назовите основные побочные эффекты при внутривенном введении.

· Укажите наиболее важные лекарственные взаимодействия с другими средствами (два примера положительного и два примера отрицательного взаимодействия).

5. Заполните таблицу: «Состав препаратов, улучшающих процессы пищеварения»:

Название препаратов Ферментный состав
Абомин  
Мезим-форте  
Ораза  
Панкреатин  
Фестал  

Фармакологическое действие

Антиагреганты

Дипиридамол

 

   

Антикоагулянты

Гепарин

 

    Фенилин

 

   

Фибринолитики

Фибринолизин

 

   

Итоговый контроль

Для подготовки к итоговой форме контроля (дифференцированный зачёт) существует приложение к рабочей программе (комплект контрольно-оценочных средств), доступный для обучающийсяов в электронном виде (выдаётся преподавателем).

Также необходимо ознакомиться со сборником заданий в тестовой форме.

 

Список литературы, использованной при составлении методических указаний

1. Богданова, Т.Ф. Общая фармакология в схемах и таблицах: пособие для медицинских лицеев и колледжей / Т.Ф. Богданова, Е.Е. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 175 с.

2. Крыжановский, С.А. Рецептурный справочник с общей рецептурой / С.А. Крыжановский, И.Б. Цорин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.

4. Фармакология: сборник ситуационных задач с эталонами ответов для обучающийсяов специальности «Педиатрия» / Гребенникова В.В. и др. – Красноярск: ГОУ ВПО КрасГМУ, 2011. – 74 с.

5. Фармакология. Тестовые задания: учебное пособие/ Д.А. Харкевич, Е.Ю. Лемина, Л.А. Овсяникова и др.; под.ред. Д.А. Харкевича. – 3-е изд., испр.и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 352 с.

6. Энциклопедия лекарств «РЛС»: http://www.rlsnet.ru/

Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата

 

БУ «Сургутский медицинский колледж»

Департамент образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «СУРГУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Приложение 2

Требования к написанию реферата

 

Структура реферата должна отвечать требованиям, предъявляемым к непубликуемым научным документам. Расположение структурных частей в работе должно отвечать логике последовательного изложения материала, быть удобным как для её исполнителя, так и для потребителя информации. Обязательными структурными частями работы являются:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение (не более одной страницы);

· обзор литературы (8 – 10 страниц);

· заключение или выводы (1 – 2 страницы);

· список использованной литературы (5 – 15 источников).

Текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4.

Текст должен быть набран в редакторе Win Word, шрифт Times New Roman, кегль №14, межстрочный интервал одинарный. Поля документа: слева – 30мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20мм.

Орфография и пунктуация должны соответствовать принятым правилам грамматики русского языка. Изложение должно быть кратким, чётким, исключающим возможность субъективного или двойственного толкования.

Малоизвестные сокращения при первом упоминании надо обязательно расшифровать. Например: «предельно-допустимая концентрация (ПДК)», «частота сердечной деятельности (ЧСС)».

Ссылки на источники информации (литература, цифровые ресурсы) должны обязательно присутствовать в тексте.

По теме реферата готовится сообщение объемом не более 10 минут, презентация приветствуется.

 

 

Приложение 3

Примерные темы рефератов и презентаций

1. Н.П. Кравков – основоположник современной отечественной фармакологии.

2. Электрофорез как путь введения лекарственных средств в организм.

3. Мутагенное действие лекарственных средств и пищевых добавок.

4. Наркомания как медицинская и социальная проблема.

5. Биологическая оценка качества лекарственных препаратов.

6. Особенности действия лекарственных средств в детском организме.

7. Особенности действия лекарственных средств на организм пожилых людей.

8. Основные проблемы и достижения фармакогенетики.

9. Достижения хронофармакологии.

10. Эмпирическая и целенаправленная терапия химиотерапевтическими средствами.

11. История введения антибиотиков в медицинскую практику.

12. Профилактика и лечение урогенитальных инфекций.

13. Фармакология противоопухолевых антибиотиков.

14. Новые противоопухолевые средства.

15. Особенности применения иммуномодуляторов.

16. Лекарственные средства в лечении синдрома хронической усталости.

17. Медиаторные рецепторы в ЦНС.

18. Токсикологическое значение фосфорорганических соединений.

19. Препараты для борьбы с курением.

20. Клиника и лечение отравления атропином.

21. Допинги из группы адреномиметиков и проблема их использования в спорте.

22. Анестезия у лиц пожилого и детского возраста.

23. Антациды в детской гастроэнтерологии.

24. История введения наркозных средств в медицинскую практику.

25. Взаимодействие лекарственных средств с алкоголем.

26. Биологическая роль и применение мелатонина.

27. Применение ноотропов в гериатрии.

28. Ноотропные средства в детской практике.

29. История применения адаптогенов.

30. Антидепрессанты и диета.

31. Обезболивание в онкологии.

32. Фитокоррекция нарушений пищеварения.

33. Лечение ожирения.

34. Препараты для лечения гнойно-некротических процессов.

35. Минеральные воды российских курортов.

36. Профилактика и лечение эндемического зоба.

37. Применение гормональных препаратов при климаксе.

38. Применение поливитаминных препаратов.

39. Препараты, содержащие яды пчел и змей.

40. Биогенные стимуляторы.

41. Профилактика атеросклероза.

42. Роль мочегонных средств в терапии отравлений.

43. Современные аспекты лечения бронхиальной астмы.

44. Профилактика и лечение гельминтозов.

45. Профилактика и лечение тропических протозойных инфекций.

ФАРМАКОЛОГИЯ

Методические указания для самостоятельной работы обучающихся

Для специальностей

Лечебное дело

Сургут, 2017

Фармакология: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся.

 

Ó БУ «Сургутский медицинский колледж», 2017 г.

Автор-составитель: к.б.н., Н.С. Ракшина. – Сургут: 2017 –с.

 

 

Рецензент: Шилова Инесса Владимировна, доктор фармацевтических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ НИИ фармакологии СО РАМН.

 

Методические указания предназначены для организации различных форм самостоятельной работы обучающийся  по дисциплине «Фармакология» (специальности: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»). Пособие содержит рекомендации по изучению теоретического материала, развернутые описания тем курса и задания, способствующие усвоению материала, развитию творческого мышления и самостоятельности, и проверке знаний по дисциплине.

 

Рассмотрено на заседании Методического объединения общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ____________ от ____________ 2017г.

Рекомендовано к печати Методическим советом БУ  «Сургутский медицинский колледж»

Протокол №_________от________________2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 стр.

Введение……………………………………………………………...5

Список возможных сокращений………………………………….6

Раздел 1. Введение в предмет………………………………………7

Тема 1. Фармакология как наука и дисциплина. Краткий очерк

истории фармакологии……………………………………………….7

Раздел 2. Введение в общую рецептуру……………………………9

Тема 2.1. Структура и значение рецепта…………………………….9

Тема 2.2. Лекарственные формы……………………………………11

Раздел 3. Основы общей фармакологии…………………………12

Тема 3.1. Основные понятия фармакокинетики……………………12

Тема 3.2. Основные понятия фармакодинамики. Дозирование лекарственных средств……………………………………………………14

Тема 3.3. Взаимодействие лекарственных веществ. Эффекты при повторном применении. Влияние индивидуальных особенностей организма на действие лекарственных средств……………………………………..15

Раздел 4. Частная фармакология. ……………………………….17

Подраздел 4.1. Химиотерапевтические лекарственные средства.

Тема 4.1.1. Антисептические и дезинфицирующие средства……..17

Тема 4.1.2. Антибиотики…………………………………………….19

Тема 4.1.3. Синтетические противомикробные средства разного химического строения. ……………………………………………………22

Тема 4.1.4. Противогрибковые средства……………………………24

Тема 4.1.5. Противовирусные средства…………………………….26

Тема 4.1.6 Противопаразитарные средства…………………………28

Тема 4.1.7. Противоопухолевые средства…………………………..30

Подраздел 4.2. Лекарственные средства, влияющие на центральную и периферическую нервную систему…………………………………32

Тема 4.2.1. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию………………………………………………………………..32

Тема 4.2.2. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию………………………………………………………………..34

Тема 4.2.3. Наркозные средства. Противосудорожные средства…37

Тема 4.2.4. Снотворные средства. Седативные средства………….39

Тема 4.2.5. Нейролептики. Транквилизаторы………………………40

Тема 4.2.6. Антидепрессанты. Аналептики………………………….43

Тема 4.2.7. Психостимуляторы. Ноотропные препараты. Адаптогены…………………………………………………………………45

Тема 4.2.8. Наркотические и ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства………………………..47

Подраздел 4.3. Лекарственные средства, влияющие на системы исполнительных органов и тканевый обмен………………………..49

Тема 4.3.1. Лекарственные средства, влияющие на дыхательную

систему…………………………………………………………………49

Тема 4.3.2. Сосудорасширяющие средства…………………………51

Тема 4.3.3. Кардиотонические средства. Антиаритмические средства……………………………………………………………………..54

Тема 4.3.4. Гиполипидемические средства…………………………..56

Тема 4.3.5. Средства, влияющие на функции почек…………………59

Тема 4.3.6. Средства, влияющие на функции органов

пищеварения……………………………………………………………61

Тема 4.3.7. Препараты гормонов, их аналогов и антагонистов……..64

Тема 4.3.8. Препараты витаминов и их аналогов. Биогенные стимуляторы…………………………………………………………………67

Тема 4.3.9. Противоаллергические средства. Иммунокорректоры…………………………………………………………69

Тема 4.3.10. Лекарственные средства, влияющие на систему

крови……………………………………………………………………..72

Тема 4.3.11. Средства инфузионной терапии…………………………74

Тема 4.3.12. Лекарственные средства, влияющие на миометрий……………………………………………………………………76

Тема 4.3.13. Осложнения медикаментозной терапии. Меры помощи при отравлении лекарственными средствами………………………………….78

Итоговый контроль…………………………………………………..81

Информационное обеспечение учебного процесса……………….81

Список литературы, использованной при составлении методических указаний……………………………………………………………………..83

Приложения……………………………………………………………88

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время существует огромное количество лекарственных препаратов, применяемых в самых разных областях медицины с лечебной, диагностической или профилактической целью. Национальный проект «Здоровье», осуществляемый в Российской Федерации, направлен на повышение качества и доступности медицинской помощи всем слоям населения. Для медицинского работника любого уровня важно ориентироваться в принципах классификации лекарственных средств, в особенностях их фармакокинетики и фармакодинамики, нюансах применения и побочных эффектах. Медицинский работник среднего звена постоянно сталкивается с такими процессами и обстоятельствами, как учет, хранение, применение лекарственных препаратов. В определенных условиях медицинский работник среднего звена должен уметь объяснить пациенту особенности действия и применения лекарственного средства, предупредить о возможных осложнениях.

В связи с переходом в 2010 – 2011 гг. на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС), изменился и сам подход к изучению фармакологии. Согласно ФГОС, цели и задачи изучения фармакологии (требования к результатам освоения учебной дисциплины) следующие:

· Обучающийся должен овладеть следующими умениями:

1. Выписывать (медицинская сестра/брат – корректировать) рецепты на различные лекарственные формы с применением справочной литературы.

2. Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных.

3. Ориентироваться в современной номенклатуре лекарственных средств.

4. Применять лекарственные средства по назначению врача.

5. Назначить лекарственное средство в случае самостоятельного ведения приема.

6. Давать рекомендации пациентам по применению различных лекарственных форм.

· Обучающийся должен научиться применять на практике следующие знания :

1. Современные лекарственные формы, преимущества и недостатки путей введения лекарственных средств, виды действия лекарственных средств и последствия взаимодействия.

2. Основные группы лекарственных средств и их фармакологическую характеристику (формы выпуска, фармакокинетика, фармакодинамика, применение, противопоказания и побочные эффекты).

3. Побочные эффекты и распространенные осложнения лекарственной терапии.

4. Правила заполнения рецептурных бланков.

5. Правила хранения, учета и утилизации лекарственных средств в ЛПУ.

Для будущих акушерок дополнительно: знать действие лекарственных средств на плод и новорожденного.

В данные Методические указания вошли темы, предусмотренные в рабочей программе учебной дисциплины «Фармакология», разработанной и утверждённой в Сургутском медицинском колледже. Описана самостоятельная работа обучающихся в ходе занятия и при подготовке к каждой теме. Учебные письменные задания для самостоятельной работы обучающийся выполняет дома, к началу занятия. При отсутствии выполненного домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная работа) преподаватель имеет право не допустить обучающихся к практическому занятию. Проверка знаний проводится в различных формах: входной контроль, опрос, круглый стол, конференция, тестирование. Некоторые задания выполняются в ходе практического занятия (аудиторная самостоятельная работа), см. Приложение 4. Обучающийся может выполнить реферат (или мультимедиа-презентацию) по любой из рекомендуемых тем (см. Приложение 3), как для дополнительной оценки, так и в качестве задания по пропущенной теме или разделу. Требования к данному виду работы перечислены в Приложении 2.

В конце занятий преподаватель выставляет оценки, обязательно отмечая достоинства и недочёты в работе каждого обучающийся.

Шкала оценки комбинированного занятия:

- оценка «отлично»: активное участие в обсуждении темы, грамотные и четкие ответы на вопросы, без ошибок выписаны рецепты, в тетради правильно выполнены все письменные учебные задания, возможно реферативное сообщение;

- оценка «хорошо»: обучающийся активно участвует в обсуждении темы, высказывается только по отдельным вопросам, допущены мелкие неточности в рецептах, сделана большая часть письменных учебных заданий, возможно реферативное сообщение;

- оценка «удовлетворительно»: слабая работа на занятии, неточные ответы на вопросы, рецепты выписаны с принципиальными ошибками, поверхностный уровень усвоения материала, с серьезными ошибками выполнены письменные задания;

- оценка «неудовлетворительно»: письменные учебные задания не выполнены, работы на занятии нет. В таком случае студент приглашается преподавателем на индивидуальную работу для ликвидации задолженности.

Итоговой формой контроля по данной дисциплине является дифференцированный зачёт, к которому допускаются обучающиеся без задолженностей по предмету, имеющие положительные оценки по всем видам работы. Зачёт объединяет две дисциплины: «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией». При отсутствии аттестации по дисциплине «Основы латинского языка», обучающийся не допускается к зачёту по фармакологии.

СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

АКТГ – адренокортикотропный гормон;

ц-АМФ – циклический аденозинмонофосфат;

ВНС – вегетативная нервная система;

ГАМК– гамма-аминомасляная кислота;

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт;

ЛВ – лекарственное вещество;

ЛП – лекарственный препарат;

ЛС – лекарственное средство;

МАО – моноаминоксидаза;

МЗ РФ – Министерство здравоохранения Российской Федерации;

МНН – международное непатентованное название;

НПВС – нестероидные противовоспалительные средства;

ПАСК – пара-аминосалициловая кислота;

Р-р – раствор;

ССС – сердечно-сосудистая система;

ФОС – фосфорорганические соединения;

ХЭ – холинэстераза;

ЦНС – центральная нервная система.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 558.