Самоопределение к деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(На доске записаны слова.)

Ветка, она, около, черная, земля, в, пушистый, шел, подберезовики, перед, им, растет.

- Прочитайте слова, найдите предлоги.

- С какими из этих слов можно составить словосочетание с предлогом? Приведите примеры.

Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 113). Проводится по заданиям учебника.)

Физкультминутка

Мы писали, мы писали,                                                                                                                                                       А теперь все дружно встали,                                                                                                                                     Ножками потопали,                                                                                                                                                   Ручками похлопали,                                                                                                                                                     Затем пальчики сожмем,                                                                                                                                               Сядем и писать начнем.

Закрепление изученного материала

(Письмо по памяти.)

С ветки на травинку,                                                                                                                                                              С травинки на былинку                                                                                                                                                Прыгает пружинка,                                                                                                                                                     Зеленая спинка.

Запишите загадку, обозначьте предлоги.

Рефлексия

Спишите текст, раскрыв скобки.

(В)лесу (под)деревьями, (под)кустами растет много грибов. Подбе­резовики сидят (под)березами. (У)них шапочки (с)серыми корешками. (В)осиннике — подосиновики (в)оранжевых шапочках. (В)сосновом бору вылез (из)влажного мха гриб боровик.

Подведение итогов урока

- Что такое предлог?

- Какие вы знаете предлоги?

- Как пишутся предлоги?

- Какое задание было для вас наиболее сложным?

 

 

Урок 146. Диктант

Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые пред­логи раздельно со словами, навыки правописания слов на изучен­ные правила.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под дик­товку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от­дельно от других слов; применять правила правописания.

Ход урока

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

- Назовите тему последних уроков русского языка.

- Какую роль играют предлоги в нашей речи?

- Как проверить, является ли предлогом данное слово? ( Ме­жду предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)

Диктант

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени бе­рез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели  на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Kpyпные и спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

Грамматические задания

Выпишите предлоги.

Вариант I: из первых трех предложений. Вариант II: из последних трех предложений.

К словам пенек, детишки подберите и запишите провероч­ные слова.

В первом предложении над словами надпишите части речи.

Рефлексия

-Довольны ли вы своей работой?

-Кто сомневается в правильности выполнения работы?

-Какое задание было для вас наиболее сложным?

Подведение итогов урока

-Что такое предлог?

- Какие вы знаете предлоги?

-Как пишутся предлоги?

 

 

Урок 147. Работа над ошибками

Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и ис­правлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с из­ученными правилами; применять правила правописания.

Ход урока

— Организационный момент

— Актуализация знаний

Словарная работа

- Отгадайте загадки.

Белый черным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается. (Береза.)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет —

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной).

- Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)

- Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.

CCII. Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилага­тельные, запишите их с подходящими по смыслу сущест­вительными. ( Березовый веник, малиновый кисель.)

CCIII. Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют не­проверяемую гласную.)

Орфографическая минутка

(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписыва­ют слова с предлогами.)

Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)

- Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших

это правило.)

- Самоопределение к деятельности

(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)

- Работа по теме урока

CCIV. Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми без­ударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)

— Как проверить безударный гласный в слове? (Учитель читает стихотворение.)

Безударный — хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. До­пишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1

Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — прове­рочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.

С..ний, д..брота, т..енота, л..чит, ч.хтота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.

Образец: синий синяк.

Карточка 2

Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.

CCV. Поле, полочка, полевой, полюшко;

CCVI. печурка, печь, печка, печать;

CCVII. соринка, сорняк, сорвал, насорил;

CCVIII. вода, водичка, водянка, водить.

Карточка 3

Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую по­следовательность: имя существительное (предмет), имя прилага­тельное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово. Т..енота, т..сный, т..снить. Св..тлый, св..т, св..тает. Р..бит, р..бь, р..бой. Н..чевать, н..чной, н..чь.

CCVIII. -зкий, н..зина, занизить. Правдивый, пр..вда, опр..вдать.

Карточка 4

Прочитай. К каждому предложению составь и напиши по­добное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни ор­фограммы.

CCVIII. Под осиной растут подосиновики.

CCVIII. В лесу работает лесник.

CCVIII. Рыбак ловит рыбу.

CCVIII. Муравьи живут в муравейнике.

CCVIII. Туляк живет в Туле.

- Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. {Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)

- Как проверить парную согласную в корне слова?

Звук согласный проверяй: Рядом гласный подставляй!

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами. До­пишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1

Составь и запиши предложение с данными словами.

Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали. Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.

Карточка 2

Дополни предложения словами-антонимами. Тополь высокий, а ш..повник ....

Р..ка широкая, а ручей.... Камень т..желый, а пух....

Карточка 3

Замени первое слово в каждом словосочетании словом про­тивоположного значения.

Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высо­кая бере..ка.

CCIX. Найдите в тексте диктанта слова на правило «Правописание предлогов». (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)

CCX. Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Ме­жду предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)

CCXI. Запишите слова, вставляя между словом и предлогом под­ходящее по смыслу слово.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1

Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.

t

(3..) ropoft , (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (наре­зать, (н..)листе, (н..)чертили.

Карточка 2

Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги. (За)ревел медве..ь (со)сна, И в густом л..су, Вздрогнув, стукнула с. .сна Ш..шкою в л..су.

Карточка 3

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Вы­дели предлоги.

Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами. (Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом. (С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.

Карточка 4

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Вы­дели предлоги.

(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.

(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка. (В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.

Карточка 5

Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги. (По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж.лтел и з..л..тился лист (в)л..су.

CCXII. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем Шли на лыжах на подъем, А потом с горы спускались, Разъезжались и съезжались, Объезжали все пеньки, Доезжали до реки, Снова лезли на подъем, Чтобы съехать вниз потом.(Ходьба на месте и произвольные движения.)

CCXIII. Закрепление изученного материала

(Дети по таблицам повторяют правила.)

CCXIV. Рефлексия

(На доске запись.)

... п..лянке,... тр..пинке (Про)биваются тр..винки. ... бугорка ручей б..ж..т, А... елкой сне.. л..жит.

- Прочитайте стихотворение. Спишите.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют про­пущенную орфограмму.)

- Подведение итогов урока

- На какое правило вы больше всего допустили ошибок? Сде­лайте для себя вывод.

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Что не получилось?

Урок 148. Что такое местоимение?

Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ме­стоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо су­ществительных; применять правила правописания.

Ход урока

— Организационный момент

— Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске запись.)

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

урок 14-а. что такое местоимением

Где птиц нет, там и лягушки за соловьев сходят.

Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

CCXV. Выпишите словарные слова из пословиц. (Мороз, лягушка, урожай.)

CCXVI. Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запиши­те с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. ( Морозный день, лягу­шачья икра, урожайное лето.)

CCXVII. Запишите пословицу о трудолюбии. ( Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.)

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Обезьянка ..., попугай ..., утка ..., собака ....

CCXVIII. Вспомните, как звали персонажей сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит». ( Чичи , Корудо, Кика, Авва.)

CCXIX. Запишите словосочетания. Допишите еще два на это правило.

Кошка Маришка, Котенок Тишка, Щенок Дружок, Цыпленок Пушок, Корова Буренка, Коза Найденка, Поросенок Хрюша И бычок Гаврюша — Все их клички до одной Пишут с буквы прописной.

- Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Сова — хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

CCXX. Прочитайте текст.

CCXXI. Какая ошибка допущена в тексте? ( Повторяется словосова .)

CCXXII. Как можно исправить эту ошибку? ( Заменить слово совадругим словом.)

CCXXIII. Прочитайте новые предложения. ( Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.)

CCXXIV. Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее? (Вместо существительного сова.)

CCXXV. Часть речи, которая употребляется вместо существитель­ного, называется местоимением.

CCXXVI. Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

Упр. 171 (с. 100).

(Выполнение с комментированием.)

CCXXVII. Прочитайте слова тетушки Совы на с. 101.

CCXXVIII. Что такое местоимение?

CCXXIX. Назовите местоимения.

CCXXX. Какую роль они выполняют в предложении? (Учитель читает текст.)

Достойная замена

CCXXXI. Будьте любезны, — обратилось как-то Существительное к Место­имению, — займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило...

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя остав­ляют своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальни­ков, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они — Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения. Упр. 172 (с. 101). (Устное выполнение.)

CCXXXI. Физкультминутка

Мы покажем букву А. (Улыбнулись все сперва!) Ноги в стороны прыжком, (Ноги на ширине плеч.) Руки кверху шалашом:

(Поднятьруки вверх и соединить кончики пальцев.)

Перед нами буква А.

Раз — присели, встали — два!

(Два приседания.)

CCXXXI. Закрепление изученного материала

Упр. 173 (с. 101).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.) Упр. 174 (с. 102).

(Выполняется самостоятельно по образцу. Проверка — уча­щиеся читают существительные и местоимения по цепочке.)

CCXXXI. Рефлексия

(На доске запись.)

... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так выре­зать? Какую задачу... решаете? Куда ... идешь? Почему ... улетают?

— Спишите текст, вставляя местоимения.

(Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое ме­стоимение вставили.)

VIII. Подведение итогов урока

CCXXXII. С какой частью речи познакомились?

CCXXXIII. Какие части речи заменяет местоимение?

CCXXXIV. Назовите местоимения.

CCXXXV. Что особенно понравилось на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 172 (с. 101).

Урок 1 4 9. Что такое местоимение?

Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ме­стоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо су­ществительных; применять правила правописания.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске запись.)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 947.