Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких существительных самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятель-но подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1.Словарная работа
—Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, также как имя.
Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.
Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? {По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)
(Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.
—Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.
2.Орфографическая минутка
— Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков;
вариант II — имена девочек.
—Подчеркните орфограммы.
—Какую орфограмму выделили во всех словах?
Самоопределение к деятельности
—К какой группе имен существительных относятся все эти слова?
—Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.
—Определите тему урока по упражнениям из словарной и орфографической работы.
Работа по теме урока
Упр. 92 (с. 54). (Выполняется в соответствии с заданиями.) Упр. 93 (с. 54). (Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются )
Физкультминутка
Закрепление пройденного материала
Упр. 96 (с. 55) (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) Упр. 94 (с. 55).(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивает их работу.)
Рефлексия
— Составьте из данных слов полные имена двух писателей. Запишите в алфавитном порядке.
Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович.(Фронтальная проверка, самооценка.)
Подведение итогов урока
—Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
—К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
—Какое задание вам было интересно выполнять?
—Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 95 (с. 55).
Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.
Урок 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких существительных самостоятельно; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
—Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?
—Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении своей фамилии.)
—Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)
—Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1216.