Цели: проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; соотносить произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный
разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Игра «Гласные сбежали»
—Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите слова, подчеркните орфограммы. лфвт, джрнй, крндш, клее, пнл, ренк, тгрд, чтл, чнк. (Алфавит, дежурный, карандаш, класс, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ученик.)
Орфографическая минутка
—Замените словосочетания одним словом.
То, без чего птица не улетит. (Крылья.)
Верхняя женская одежда. (Платье.)
Чистый отвар из мяса. (Бульон.)
Приспособление для сидения нескольких человек. (Скамья.)
Самые близкие люди. (Семья.)
Домики для пчел. (Ульи.)
Зверь, наиболее близкий человеку по строению тела. (Обезьяна.)
3.Самоопределение к деятельности
(На доске нарисована схема.) —Составьте рассказ о мягком знаке по схеме. (Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, И, Я, в этом случае буквы обозначают два звука.) —Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по этой теме.
4.Работа по учебнику
(Выполняется по заданиям «Проверь себя» (с. 38).) Работа по карточке Запишите слова буквами.
[с'им'й'а], [ал'эн'й'и], [л'й'от], [жыл'й'о], [в'й'уга], [аб'из'й'ана].
Письмо по диктовку
Пришла весна. Журчат ручьи. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев. Птичьи голоса слышны повсюду.
Рефлексия
Послушайте сказку. Назовите главного героя.
В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква.
—Здесь живет такая-то буква? —Да.
—Не могли бы вы поработать?
—А как?
—Постоять в начале слова.
—Вначале слова я не работаю.
—Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.
—Простите, в таких местах я не бываю.
—Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постойте
—Какие это буквы, будьте добры?
—Первая Ч, а вторая Н.
—Нет, и туда я не пойду.
—А где же вы можете поработать?
—Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука.
—Какая это буква? (Мягкий знак.)
6.Подведение итогов урока—Какое задание вам было интересно выполнять? —Чему научились?
Урок 106. Обобщение изученного материала
Цели: проверить умения правильно писать и переносить слои,! с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный рази• слова; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить про изношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Ход урока
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
9. Какие орфограммы мы повторяли при подготовке к дик танту и проверочной работе?
[1] Составлено по тексту пособия: Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. I t, теринбург: Арго, 1996.
- Сегодня на уроке мы обобщим, систематизируем и дополним наши знания.
III . Работа по теме урока
Инструкция к работе
10. Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.
11. Выполни задание.
12. Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание (ответы даны в первом столбике).
13. Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.
14. При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.
Обозначение мягкости согласных. Разделительный мягкий знак
II 1 , Ё, Ю,Я
Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными...
Mm ким знаком
Если согласный звук произносится мягко и после него нет гласных, обозначающих мягкость, то его мягкость в этом случае обозначается...
Гость, зверь, нигрь , мед- iH iii,, мать
Запиши слова в единственном числе: гости — ..., звери — ..., двери — ..., медведи — ..., матери —....
Пальба, борь- Ъ, мольба, |Ш11>ба, мо- || 11Ъба
Образуй от данных слов существительные с мягким знаком в середине слова: палить — ..., бороться — ..., молить — ..., ходить — ..., молоть — ....
\ ныстик,
1М|ЮСТИК, ПпрТИК
Мягкий знак после мягких согласных пишется не всегда. Образуй отданных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением: хлыст — ..., нарост — ..., борт — ....
114-
рн-
чк
•1ЦМ-
В буквосочетаниях согласных Ч, Щ с другими согласными (НЧ, ЧН, ЧК, ЩН, РЩ) мягкий знак не пишется. Подчеркни буквосочетания, в которых не пишется мягкий знак: кулончик, баллончик, фургончик; прочный, замочная, вечность; корочка, девочка, бабочка; немощный, хищник; банщик, борщ, блочный, досочка
Шмм.ка, спор- ПК, свечка, ■|Нк ьба
Запиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Где
он не нужен, соедини буквы:
бан..ка (русская), спор..щик, свеч..ка, прос..ба
Мягкость звука [J1'] перед другими согласными всегда обозначается мягким знаком. Вставь пропущенные буквы: стекол..щик, кол..чатый (червь)
Напиши слова, вставляя, где нужно, мягкий знак: убор..щица, болел..щик, скоротеч..ный, ноч..ка, угол..щик, пал..то, спор..щик, печ..ник, хляс..тик, жен..щина, вмес..те
Если после мягкого согласного звука слышится сочетание звуков [й'А], [й'О], [й'Э], [й'И], [л;у], то после согласного звука перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю пишется разделительный мягкий знак. Вставь, где нужно, разделительный мягкий знак: листя, друзя, вют, пют, волчи, солови, шю, лю, перя, заячи
Рефлексия
(Взаимопроверка. Обмен тетрадями, проверка работ по обр;п цу на доске. Учащиеся исправляют ошибки карандашом, затем оценивают себя с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
17. Какие орфограммы отрабатывали на уроке?
18. Интересно вам было выполнять такое задание?
19. Что не получилось?
20. Где допустили ошибки?
21. Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Придумать диктант для соседа: по пять слов на каждую ор фограмму.
ЧАСТИ РЕЧИ
Дата: 2018-09-13, просмотров: 897.