VIII. Подведение итогов урока

— Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)                                                                                                                                           — Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)

 — Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)

Урок 27. Что такое антонимы?

Цели: познакомить с термином антонимы, развивать речь; по­полнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированию отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

I. Орфографическая минутка

— Разгадайте загадки, напишите отгадки.

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запоминали.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,  

Других он подгоняет. (Ветер.)  

Дерево стоит,

А лист дрожит. (Осина.)

Не заботясь о погоде,                                                                                                                                                                В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Круглые, зеленые на дереве растут,

Лишь бочок краснеет — тут же их сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку,

Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.)

Рядом с дворником шагаю.

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.)

(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)

«!» — молодец, все слова написал верно.

«+» — хорошо, но есть 1 или 2 ошибки.

«—» — еще ошибаешься, слова нужно выучить.

2. Словарная работа

— Послушайте стихотворение.

Не говори, не повторяй

Мне слова страшного «прощай»;

Отравой горького сознанья

Моей души не помрачай,

С улыбкой руку мне подай

И тихо молви: «до свиданья».

Ю. Жадовская

Найдите слова-синонимы. (Прощай, до свидания.)

Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто на­пишет его на доске?

(Ученик выходит к доске, пишет слово «прощай», подчерки­вает букву О.)

— Слово до свидания тоже словарное. (Учитель записывает слово на доске.)

До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.

—Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные глас­ные. Их нужно запомнить.

— Подберите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)

Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.

Ш. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихи.

Грустный клоун громко плачет,                                                                                                                                                              А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить —                                                                                                                                                                            Хочет реву рассмешить.

Олеся Емельянова

Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противопо­ложное значение.)

Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.

1. Разворчался старый дед:                                                                                                                                          «Доживешь вот до ста лет!»                                                                                                                                                                 Внук ответил: «Никогда!                                                                                                                                                                         Буду молодым всегда!»

2. Петя пил чай ледяной                                                                                                                                                                    И теперь лежит больной.                                                                                                                                                  Если б пил компот сливовый,                                                                                                                                                                   Был бы, как Степан, здоровый.

3. Долго рисовала Даша                                                                                                                                                              Птиц оранжевой гуашью,                                                                                                                                                       Но вмешался Дима в дело:                                                                                                                                                          «Ворон - черный, голубь — белый!»

4. Вышел в поле храбрый рыцарь,                                                                                                                                               Может он с любым сразиться,                                                                                                                                                          А трусливого зайчонка                                                                                                                                                      Напугает и девчонка.

5. Вася птичкам сыплет крошки.                                                                                                                                       Жору все боятся кошки -                                                                                                                                                                                Он гоняет их метлой.                                                                                                                                                                            Вася - добрый, Жора — злой!

6. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,                                                                                                                                                                        А за низеньким, увы,                                                                                                                                                                                        Виден каждый пук травы.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы ?)

Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы — это слова с противоположным значением.) Упр. 71 (с. 54).

Прочитайте текст.

— Почему муравей загрустил? (За всю жизнь не сможет уви­деть конца моря.)

Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

VII. Рефлексия Карточка

Прочитай загадку, выпиши из нее в тетрадь пары слов-анто­нимов.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг прогудит.

Притихнет, умчится. . .                                                                                                                                                                     Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять...

Ответ: холод — зной, добрый — злой, умчится — примчится.                                                                                                (Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с по­мощью «светофора».)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 105.