финансами, финансовый контроль
Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие субъекта управления на объект управления с целью его развития и совершенствования. Управление финансами направлено на совершенствование системы отношений для нормализации финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития общества и осуществления контроля за рациональным их использованием.
Управляющей системой выступает совокупность финансовых учреждений (финансовый аппарат), управляемой системой является совокупность денежных отношений (система финансов).
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства, реализуемой через финансовый аппарат. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. К конкретным методам и формам проведения финансовой политики относятся финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль и анализ. Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.
Управление финансами осуществляется как высшими органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Например, в США – это Конгресс, в Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание.
В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. Например, в США к этим органам относятся Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Исполнение бюджета осуществляют наряду с Министерством финансов Таможенная служба, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.
Государственными органами, осуществляющими управление финансами в Российской Федерации, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ – Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), Федеральная служба страхового надзора, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере финансов.
Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы. Президентский контроль и управление финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов и распоряжений по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания и обнародования федеральных законов, внесения законопроектов в Государственную Думу, регулирования бюджетных правоотношений.
Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает федеральные налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, рассматривает вопросы финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.).
Правительство РФ на основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Система Центрального банка РФ является важным органом, проводящим реализацию денежно-кредитной и финансовой политики. Целями деятельности Центрального банка РФ являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Финансовой службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления таможенных платежей.
Основными подразделениями Министерства финансов РФ являются: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент ценных бумаг и финансового рынка; департамент валютно-экономического регулирования; Федеральное казначейство (получившее статус Федеральной службы).
Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства с подчинением ее Министерству финансов РФ. В 2004 г. в ходе административной реформы было принято решение о выделении Федерального казначейства в отдельную федеральную службу. В своем новом качестве Федеральное казначейство начало функционировать с 1 января 2005 г.
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства, Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ и более 2 тыс. органов на местах.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и бюджетной системы в целом; управление и обслуживание совместно с Баком России государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы (ФНС РФ) представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей. Законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Инспекции ФНС РФ имеют право в соответствии с законодательством о налогах и сборах требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов; проводить налоговые проверки; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество; осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории; требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы и др.
Таможенные органы РФ, к которым относится Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ), а также таможенные управления, таможни и таможенные посты, в соответствии с Таможенным кодексом РФ обладают полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных пошлин и налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу России, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на налог на добавленную стоимость и акцизы на ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории товары.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата РФ. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган, подотчетный Федеральному Собранию РФ, основным назначением которого является контроль за движением федеральных денежных средств.
Одним из инструментов управления финансами является планирование. Под планированием понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.
Финансовое планирование – это составная часть народнохозяйственного планирования, направлено на обеспечение сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает необходимость разработки комплекса финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение средств конкретного денежного фонда закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, а также структура доходов и расходов соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и местного бюджета.
Наряду с бюджетами каждого уровня бюджетной системы формируются также внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальных уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов и финансовых балансов.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых результатов разрабатываемых реформ, программ и законов. Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты намеченной экономической политики.
Одним из основных методов финансового планирования на уровне государства является балансовый метод. В частности, Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ для обеспечения сбалансированности и пропорциональности общественного воспроизводства разрабатывает сводный финансовый баланс государства, а также балансы доходов и расходов каждого субъекта федерации. Финансовые ресурсы страны складываются из средств, аккумулируемых в бюджетной системе и денежных фондов предприятий и организаций (прибыли и амортизации). Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций, эффективно перераспределить средства между всеми звеньями бюджетной системы.
Непосредственно взаимосвязан с балансом финансовых ресурсов другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются за счет заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, доходов от кредитно-финансовых операций, пенсий, пособий, стипендий. Расходы подразделяются на: потребительские расходы; налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы; денежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом, субъектам федерации Министерством экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Банка России и других финансовых органов.
Показатели финансовых планов служат исходной информацией для анализа и оценки финансового положения государства, основой для перспективного планирования, позволяют выявить взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства в перспективе, обоснование показателей финансовых планов. На практике выделяют краткосрочные прогнозы (до 2 лет), среднесрочные (3 – 10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов. Цель прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прогнозы позволяют органам финансовой системы разработать различные сценарии решения социально-экономических задач, формы и методы реализации финансовой политики.
Методы финансового прогнозирования – методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода), методы обработки пространственных и временных совокупностей, эконометрическое моделирование и др.
Финансовое программирование использует программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Этот метод предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям, повышение эффективности расходования бюджетных средств.
В настоящее время в Российской Федерации широко используют целевые комплексные программы (ЦКП), которые представляют собой совокупность научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.
Финансовое программирование в экономически развитых странах применяется с 60-х годов ХХ в. В различных странах оно имеет свои особенности. Например, в США действует следующая схема: планирование – программирование – разработка бюджета. Во Франции – система рационализации выбора бюджетных решений, в Швеции – система многоцелевого бюджетного планирования.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов – это организуемая государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Воздействие государства на экономику необходимо для следующих целей:
- обеспечение безопасности всего общества, поддержание правового режима, направленного на защиту прав собственности, формирование и развитие эффективной конкуренции;
- регулирование темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поддержание внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты;
- гарантирование минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощь социально незащищенным гражданам, производство продукции для государственных нужд.
В основе современного экономического курса России лежит концепция социально ориентированного рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, повышение экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Развитие рыночной экономики зависит от эффективности государственного регулирования финансов, которое осуществляется опосредованными (косвенными) методами и методами непосредственного (прямого) административного воздействия на финансовую сферу.
К косвенным методам государственного регулирования финансов на макроуровне относятся: выработка принципов и программы экономической политики на предстоящий период, включаемой в ежегодное Послание Президента Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; установление общих принципов налогообложения; регулирование гражданско-правовых и финансовых отношений граждан и юридических лиц.
К косвенным методам регулирования финансовых отношений государства с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами относятся: ограничение монополизации рынка; государственное регулирование цен естественных монополий; защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере; регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики; содействие развитию страхового рынка и форм страхования.
К методам прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов относятся: лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых видов товаров; финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг; применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные товары; установление льгот по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для отдельных налогоплательщиков.
Для управления финансовой системой необходимо систематическое наблюдение и анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны и регионов и важнейших финансовых индикаторов (показателей). Эти показатели разрабатываются в составе Прогноза социально-экономического развития страны и в расчетах по обоснованию бюджета на соответствующий период. Основным финансовым индикатором в системе макроэкономического регулирования является валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в стране за предшествующий период и его возможный рост в прогнозируемом периоде.
Одной из важнейших функций управления, в том числе управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль объективно присущ финансам как экономической категории. Финансовый контроль рассматривается, во-первых, как совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, учреждений, а также населения, с применением специфических форм и методов организации. Во-вторых, финансовый контроль – это неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействовать сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; способствовать эффективному и целевому использованию бюджетных средств, выявлять резервы роста доходной базы бюджетов и др.
Решение указанных задач обеспечивается соответствующей системой ответственности всех участников финансовых отношений, которая включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и денежные меры воздействия на нарушителей финансового законодательства. Система государственного финансового контроля в большинстве стран включает в себя институты счетных палат и налоговые ведомства.
Финансовый контроль распадается на две обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль. Также выделяют общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или физическими лицами (экспертами) на добровольной основе; правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы; гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов.
Государственный и муниципальный финансовый контроль – это комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства (конституции). Он отслеживает стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта (ВВП), и распространяется на все каналы движения денежных средств, связанных с формированием и целевым использованием государственных финансов.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрихозяйственный контроль, который проводится работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, организаций и учреждений, и внешний (аудиторский) контроль, который выполняют аудиторские фирмы (внешний аудит). Также различают внутренний аудит, обязательный и инициативный аудит. Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Негосударственный финансовый контроль затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги, целесообразность и эффективность расходования выделенных бюджетных средств, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, порядок формирования учетной политики организаций в целях бухгалтерского учета и налогообложения,
Формы и методы проведения финансового контроля многообразны. Формы контроля классифицируются по следующим критериям: регламент осуществления (обязательный, инициативный, внешний и внутренний); время проведения (предварительный, текущий и последующий); субъекты контроля (президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский); объекты контроля (бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, валютный, страховой, инвестиционный, таможенный).
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Предметом проверок выступают такие показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Затем намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, учреждений с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов и т.д.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансового состояния предполагает детальное изучение периодической или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Например, наблюдение может устанавливаться кредитной организацией за использованием выданной ссуды, арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности предприятия и др.
Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности совершаемых хозяйственных операций и бюджетных процедур, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности. Они проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина России, Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами).
Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: ведомственной принадлежности ревизуемых органов (ведомственные и внутрихозяйственные); полноте охвата ревизуемых материалов (полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинируемые); по отношению к плану контрольно-экономической работы (плановые, внеплановые, внезапные). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации. Он проводится законодательными (представительными) и исполнительными органами власти. На федеральном уровне по линии законодательной власти контрольные функции возложены на Федеральное Собрание РФ и Банк России. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, а также при рассмотрении других вопросов.
Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы является Счетная палата РФ. Ее основными задачами являются: организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; финансовая экспертиза проектов федеральных законов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений.
Банк России наделен значительными полномочиями в области государственного финансового контроля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган – Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных нормативов банковской деятельности.
Основными органами государственного финансового контроля по линии исполнительной власти являются Президент РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ.
Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы в сфере финансов. Функциями Главного контрольного управления Президента РФ, созданного в соответствии с его указом, являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц и др.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.
До недавнего времени значительными полномочиями в области государственного финансового контроля обладало Министерство финансов РФ. Контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов РФ, состоявший из Департамента государственного финансового контроля министерства и руководимых им территориальных органов – контрольно-ревизионных управлений (КРУ) Министерства финансов РФ в субъектах федерации, осуществлял последующий контроль в бюджетной сфере, а также проведение финансовых ревизий и проверок по поручениям правоохранительных органов.
Начатая в 2004 г. административная реформа внесла в организацию государственного финансового контроля существенные изменения. Контроль отделен от других функций органов власти. В настоящее время федеральные министерства контрольную функцию не выполняют, а осуществляют выработку единой государственной политики и нормативное правовое регулирование в своих сферах деятельности на основе Конституции РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Осуществление контроля возложено на специально созданные федеральные службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ. Это Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) - основной орган государственного финансового контроля в системе исполнительной власти. ФСФБН – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральное казначейство и его территориальные органы осуществляют предварительный и текущий контроль при финансировании расходов организаций – бюджетополучателей, а также в ходе организации бюджетного финансирования по принципу единства кассы.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственный финансовый контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют органы налогового контроля – Федеральная налоговая служба, а также Федеральная таможенная служба, ее территориальные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности.
Отдельные специфические функции государственного финансового контроля выполняют Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, подведомственные Правительству РФ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 619.