Российской Федерации в 2009 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
                       Статья Млн. руб.   В % к итогу
Поступление        в том числе:  3222649 100,0
налоги, страховые взносы (без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога)   1273364       39,5    
    из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для   финансирования трудовой пенсии                                                                                                                                                    1243657   38,6     
страховые взносы в виде фиксированного платежа для   финансирования трудовой пенсии              17777     0,6      
дополнительные страховые взносы   на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в   пользу застрахованных лиц,   уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии           2620       0,08      
страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций,   использующих труд летных   экипажей воздушных судов   гражданской авиации   2629   0,08
минимальный налог, зачисляемый в   бюджеты государственных внебюджетных фондов          4257     0,1      
безвозмездные поступления из федерального бюджета       1946726   60,4     
Расходование       в том числе на: 3008660 100,0
осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний   263583   8,8
социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы   54   0,02
оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно     923     0,03
выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 гг.      11747     0,4
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы     668     0,02
обязательное пенсионное страхование 2374496 78,9
выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению   172697   5,7
 выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными     2629     0,09
 социальные выплаты специалистам  ядерного оружейного комплекса РФ   2986   0,1
 доплаты к пенсии членам летных  экипажей воздушных судов  гражданской авиации        2474     0,08   
компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами     25388     0,8      
 предоставление материнского (семейного) капитала    41971   1,4       
финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда        61792     2,0    

 

До 2002 г. в России действовала распределительная система пенсионного страхования. Она широко используется в разных странах и основывается на принципе «солидарности поколений». Этот принцип означает, что страховые взносы, поступающие от работающего поколения, идут на выплату пенсий неработающему поколению (пенсионерам).

В ходе начавшейся в 2002 г. пенсионной реформы в нашей стране предусмотрен переход от распределительной к смешанной (с элементами накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она основывается на персонифицированном учете взносов, поступающих от каждого работника. Размер накопленной суммы определяет величину будущей пенсии. Накопительная пенсионная система в России повысит уровень защищенности пенсий. В 2010 г. пенсии из Пенсионного фонда РФ получали 36,6 млн. чел. Средний размер трудовой пенсии по старости на 1 июня 2011г. составил 8000 руб. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) пенсия должна составлять не менее 40% последнего заработка работника после 30 лет трудового стажа, а согласно Европейской хартии – не менее 50% последнего заработка.

     До 2010 г. взносы в Пенсионный фонд РФ учитывались как составная часть единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2010 г. единый социальный налог был отменен, и вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 В 2010 г. совокупный объём страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 %  направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

 С 1 января 2011г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» общий тариф страховых взносов для всех страхователей составил 34%:  в Пенсионный фонд РФ – 26%; в Фонд социального страхования РФ - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 3,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

    В соответствии со ст.14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости складывается из трех частей: базовой части, страховой и накопительной части. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм страховых взносов, зачисляемых в федеральный бюджет. Базовая часть – одинаковая часть для всех пенсионеров. В настоящее время она составляет 900 рублей в месяц.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на всех застрахованных лиц открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят их двух частей: страховой и накопительной. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

Страховая часть трудовой пенсии – это сумма всех страховых взносов, выплаченных работодателем-страхователем в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо. Накопительная часть трудовой пенсии – это сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенная в специальной части его индивидуального лицевого счета и включающая: перечисления работодателя за застрахованное лицо в накопительную часть трудовой пенсии; доходы каждого застрахованного, полученные от инвестирования накопленной части его трудовой пенсии.

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет круг лиц, получающих государственные пенсии за счет средств федерального бюджета. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф; нетрудоспособные граждане.

В Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определены правила капиталовложений пенсионных накоплений, а также объекты инвестирования и структура инвестиционного портфеля. Управление пенсионными накоплениями граждан по их выбору могут осуществлять либо государственная, либо специально отобранные частные управляющие компании.        

С 1 января 2005 г. физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, делятся на две возрастные группы: до 1966 г. рождения включительно и 1967 г. рождения и моложе. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 г. рождения, будут целиком направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии, а формирование накопительной части трудовой пенсии для них не предусмотрено (см. табл. 9.2).

                                                                                          Таблица 9.2.

                    Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

                                                     Федерации  

  

Тариф   страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
26%       26%       20%       6%

 

В 2011 – 2014 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих плательщиков страховых взносов:

сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющихся инвалидами I, II или III группы – в отношении указанных выплат и вознаграждений:

                                                                                                           Таблица 9.3

Наименование фонда 2011 г. 2012 г. 2013 – 2014 гг.
ПФР 16,0%    16,0%       21,0%
ФСС 1,9%      1,9%      2,4%
ФФОМС 1,1%      2,3%      3,7%
ТФОМС 1,2%       0%         0%
Итого 20,2%      20,2%     27,1%

   

В 2011 – 2019 гг. право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории плательщиков страховых взносов:

 хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г.   бюджетными научными учреждениями; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны):

                                                                                                  Таблица 9.4

 

Наименование фонда 2011 г.  2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.
ПФР 8%       8% 13% 20%
ФСС 2%       2%   2,95 2,9%
ФФОМС 2%       4%   5,1% 5,1%
ТФОМС 2%       0%    0%   0%
Итого 14%      14%    21% 28%

     

       Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.

Фонд имеет следующие исполнительные органы: центральный аппарат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региональными отделениями.

Центральный аппарат Фонда имеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают управление системой социального страхования, руководство территориальными отделениями, контроль за обеспечением доходной и расходной частей бюджета Фонда.

В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу. В субъектах Федерации открыты региональные отделения Фонда. В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся их ревизии по правильности начисления взносов и выплате пособий, обеспечивается выполнение доходной и расходной частей бюджета отделения.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение выплат гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение, пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, предложений по совершенствованию социального страхования, осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст. 146 БК РФ подлежат зачислению следующие доходы (см. табл. 10.1):

1) налоговые доходы:

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 5 процентов;

  - налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - по нормативу 5 процентов;

- единого сельскохозяйственного налога, - по нормативу 6,4%;

2) неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;

- прочие поступления.  

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию согласно Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 

Основными направлениями расходов средств Фонда являются выплаты пособий, санаторно-курортной лечение, создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости, содержание аппарата (см. табл. 9.5).

Таблица 9.5

Дата: 2018-11-18, просмотров: 412.