Статья | Млн. руб. | В % к итогу |
Поступление в том числе: | 3222649 | 100,0 |
налоги, страховые взносы (без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога) | 1273364 | 39,5 |
из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для финансирования трудовой пенсии | 1243657 | 38,6 |
страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии | 17777 | 0,6 |
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии | 2620 | 0,08 |
страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации | 2629 | 0,08 |
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов | 4257 | 0,1 |
безвозмездные поступления из федерального бюджета | 1946726 | 60,4 |
Расходование в том числе на: | 3008660 | 100,0 |
осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний | 263583 | 8,8 |
социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы | 54 | 0,02 |
оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно | 923 | 0,03 |
выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941-1945 гг. | 11747 | 0,4 |
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы | 668 | 0,02 |
обязательное пенсионное страхование | 2374496 | 78,9 |
выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 172697 | 5,7 |
выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными | 2629 | 0,09 |
социальные выплаты специалистам ядерного оружейного комплекса РФ | 2986 | 0,1 |
доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации | 2474 | 0,08 |
компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами | 25388 | 0,8 |
предоставление материнского (семейного) капитала | 41971 | 1,4 |
финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда | 61792 | 2,0 |
До 2002 г. в России действовала распределительная система пенсионного страхования. Она широко используется в разных странах и основывается на принципе «солидарности поколений». Этот принцип означает, что страховые взносы, поступающие от работающего поколения, идут на выплату пенсий неработающему поколению (пенсионерам).
В ходе начавшейся в 2002 г. пенсионной реформы в нашей стране предусмотрен переход от распределительной к смешанной (с элементами накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она основывается на персонифицированном учете взносов, поступающих от каждого работника. Размер накопленной суммы определяет величину будущей пенсии. Накопительная пенсионная система в России повысит уровень защищенности пенсий. В 2010 г. пенсии из Пенсионного фонда РФ получали 36,6 млн. чел. Средний размер трудовой пенсии по старости на 1 июня 2011г. составил 8000 руб. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) пенсия должна составлять не менее 40% последнего заработка работника после 30 лет трудового стажа, а согласно Европейской хартии – не менее 50% последнего заработка.
До 2010 г. взносы в Пенсионный фонд РФ учитывались как составная часть единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2010 г. единый социальный налог был отменен, и вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В 2010 г. совокупный объём страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.
С 1 января 2011г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» общий тариф страховых взносов для всех страхователей составил 34%: в Пенсионный фонд РФ – 26%; в Фонд социального страхования РФ - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 3,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости складывается из трех частей: базовой части, страховой и накопительной части. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм страховых взносов, зачисляемых в федеральный бюджет. Базовая часть – одинаковая часть для всех пенсионеров. В настоящее время она составляет 900 рублей в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на всех застрахованных лиц открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят их двух частей: страховой и накопительной. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
Страховая часть трудовой пенсии – это сумма всех страховых взносов, выплаченных работодателем-страхователем в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо. Накопительная часть трудовой пенсии – это сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенная в специальной части его индивидуального лицевого счета и включающая: перечисления работодателя за застрахованное лицо в накопительную часть трудовой пенсии; доходы каждого застрахованного, полученные от инвестирования накопленной части его трудовой пенсии.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет круг лиц, получающих государственные пенсии за счет средств федерального бюджета. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф; нетрудоспособные граждане.
В Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определены правила капиталовложений пенсионных накоплений, а также объекты инвестирования и структура инвестиционного портфеля. Управление пенсионными накоплениями граждан по их выбору могут осуществлять либо государственная, либо специально отобранные частные управляющие компании.
С 1 января 2005 г. физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, делятся на две возрастные группы: до 1966 г. рождения включительно и 1967 г. рождения и моложе. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 г. рождения, будут целиком направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии, а формирование накопительной части трудовой пенсии для них не предусмотрено (см. табл. 9.2).
Таблица 9.2.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
26% | 26% | 20% | 6% |
В 2011 – 2014 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих плательщиков страховых взносов:
сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющихся инвалидами I, II или III группы – в отношении указанных выплат и вознаграждений:
Таблица 9.3
Наименование фонда | 2011 г. | 2012 г. | 2013 – 2014 гг. |
ПФР | 16,0% | 16,0% | 21,0% |
ФСС | 1,9% | 1,9% | 2,4% |
ФФОМС | 1,1% | 2,3% | 3,7% |
ТФОМС | 1,2% | 0% | 0% |
Итого | 20,2% | 20,2% | 27,1% |
В 2011 – 2019 гг. право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории плательщиков страховых взносов:
хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны):
Таблица 9.4
Наименование фонда | 2011 г. | 2012-2017 гг. | 2018 г. | 2019 г. |
ПФР | 8% | 8% | 13% | 20% |
ФСС | 2% | 2% | 2,95 | 2,9% |
ФФОМС | 2% | 4% | 5,1% | 5,1% |
ТФОМС | 2% | 0% | 0% | 0% |
Итого | 14% | 14% | 21% | 28% |
Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.
Фонд имеет следующие исполнительные органы: центральный аппарат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региональными отделениями.
Центральный аппарат Фонда имеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают управление системой социального страхования, руководство территориальными отделениями, контроль за обеспечением доходной и расходной частей бюджета Фонда.
В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу. В субъектах Федерации открыты региональные отделения Фонда. В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся их ревизии по правильности начисления взносов и выплате пособий, обеспечивается выполнение доходной и расходной частей бюджета отделения.
Основными задачами Фонда являются: обеспечение выплат гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение, пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, предложений по совершенствованию социального страхования, осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст. 146 БК РФ подлежат зачислению следующие доходы (см. табл. 10.1):
1) налоговые доходы:
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 5 процентов;
- налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - по нормативу 5 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога, - по нормативу 6,4%;
2) неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
3) безвозмездные поступления:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;
- прочие поступления.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию согласно Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Основными направлениями расходов средств Фонда являются выплаты пособий, санаторно-курортной лечение, создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости, содержание аппарата (см. табл. 9.5).
Таблица 9.5
Дата: 2018-11-18, просмотров: 404.