Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы ХХ в. в России связано с созданием системы внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды – одно из звеньев финансовой системы, с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных экономических задач.
Внебюджетным фондам свойственно целевое использование средств. Они находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Формируются эти фонды с помощью специальных налогов, сборов, займов, ассигнований из федерального и региональных бюджетов, добровольных поступлений.
Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Таким образом, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации для реализации конкретных целей социально-экономической политики государства.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на социальные и экономические.
Фонды, входящие в первую группу (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ) решают задачи социального характера, и предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях;
- социальное обеспечение в случае безработицы;
- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Эти фонды являются организациями-страховщиками, но страховые взносы (тарифы) в них определяет само государство.
В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются: страховые взносы застрахованных лиц, страховые взносы предпринимателей, субсидии и беспроцентные ссуды государства.
Вторую группу составляют фонды, аккумулирующие ресурсы для решения социальных, экологических и других проблем (например, Федеральный экологический фонд, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития таможенной системы РФ и др.). В конце 90-х годов использование экономических внебюджетных фондов было признано нецелесообразным, так как увеличение их количества приводило к распылению финансовых ресурсов. В 1999 г. все внебюджетные экономические фонды были включены в бюджеты соответствующих уровней.
Ст. 17 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено также формирование целевых бюджетных фондов. Они представляют собой фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и расходуемые по отдельной смете. Средства таких фондов не могут использоваться на цели, не соответствующие их назначению.
Социальные внебюджетные фонды занимают особое место в бюджетной системе страны. Они обеспечивают обязательное социальное страхование согласно Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет – второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 75% средств внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный фонд РФ был образован 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1990 г. № 442-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г. Статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение. Контроль за использованием средств фонда осуществляется Счетной палатой РФ.
В структуре Пенсионного фонда – семь управлений в Федеральных округах РФ, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Фонда трудятся более 120 тыс. специалистов.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом в результате страхового случая своего заработка. Страховым случаем считается достижение установленного пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; пенсий по инвалидности, военнослужащим; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат; оплату услуг по доставке пенсий; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности.
В бюджет Пенсионного фонда РФ согласно ст. 146 БК РФ подлежат зачислению следующие доходы (см. табл. 9.1):
1) налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
2) неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
- взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;
- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
3) безвозмездные поступления:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;
- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
- прочие поступления.
Таблица 9.1
Дата: 2018-11-18, просмотров: 425.