Организационно-методический раздел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Государственные и муниципальные финансы» включает в себя рабочую программу, курс лекций, планы семинарских  занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, вопросы к зачету и экзамену, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа по курсу «Государственные и муниципальные финансы» разработана в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация «бакалавр») профиль «Финансы и кредит» и по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация «бакалавр»). 

Предметом изучения курса являются экономические, организационно-правовые и социальные аспекты функционирования государственных и муниципальных финансов применительно к современному периоду преобразований финансовой системы и проведения бюджетной реформы.

Государственные и муниципальные финансы – это важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. Они представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения функций и задач государства и местных органов власти. Через бюджетную систему происходит перераспределение валового внутреннего продукта страны между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными группами граждан.

В настоящее время предъявляются все более растущие требования к процессам формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов, их обоснованности, к эффективности и гласности бюджетных расходов, направленных на долгосрочный рост экономики.

Государственные и муниципальные финансы эффективно и комплексно воздействуют на реальный сектор экономики. Их развитие определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала на всех уровнях бюджетной системы.

Знания в области государственных и муниципальных финансов необходимы не только специалистам государственных и муниципальных служб, работникам бюджетных учреждений и организаций, но и всем работающим в сфере экономики и финансов.

Курс «Государственные и муниципальные финансы» связан с такими дисциплинами, как «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Основы теории государственных финансов и налогов», «Макроэкономика», «Бюджетная система».

Цели и задачи изучения дисциплины:

- формирование у обучающегося современного стиля мышления, ориентированного на предприимчивость, умение самостоятельно принимать решения на основе системы современных базовых знаний по теории государственных и муниципальных финансов, основам их организации и функционирования в Российской Федерации;

- формирование представления о сущности государственных и муниципальных финансов;

- изучение бюджетного устройства Российской Федерации, проводимой бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, содержания бюджетного федерализма и специфики межбюджетных отношений;

- получение представления о конкретных видах доходов и источниках их формирования, о видах расходов и направлениях их использования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;

- изучение характера, структуры и назначения государственных внебюджетных фондов;

- формирование представления о сущности государственного кредита и механизма управления им, государственного долга, его формах и путях минимизации;

-  приобретение навыка аналитической работы на разных этапах бюджетного процесса с целью мониторинга и контроля над его ходом и результатами

 исполнения бюджетов.

Программа предусматривает теоретическую подготовку, практические занятия и самостоятельную работу. Промежуточный контроль усвоения дисциплины осуществляется в форме проведения семинарских занятий и зачета, итоговый – в форме экзамена.

После изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» студент должен

знать:

1.  экономическую природу и сущность финансов, их место  в системе экономических отношений, отличительные признаки финансовых отношений;

2. теоретические и организационно-правовые основы функционирования

государственных и муниципальных финансов;

3. сущность и функции финансов, содержание государственных и муниципальных финансов;

4. структуру финансовой системы, место в ней бюджетной системы государства;

5. организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ;

6. принципы построения бюджетной системы РФ, специфику региональных бюджетов;

7. социально-экономические задачи управления бюджетами различных уровней;

8. бюджетную классификацию;

9. планирование доходов бюджетов с учётом источников их пополнения;

10. планирование расходов бюджетов с учётом их целевого предназначения;

11. обоснованность расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и реструктуризацию экономики;

12. значение сбалансированности бюджетов разных уровней;

13. специфику бюджетов органов государственной власти и муниципальных образований;

14. особенности и этапы бюджетного процесса: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль, роль участников бюджетного процесса;

15. модели межбюджетных отношений, сущность и содержание бюджетного федерализма;

16. виды и условия предоставления межбюджетных трансфертов;

17. сущность государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления им;

18. содержание и основные формы государственного долга;

19. структуру, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов;

20. источники, порядок формирования и использования государственных и

территориальных внебюджетных фондов;

уметь:

1. определять место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе страны;

2. выявлять тенденции развития основных звеньев финансовой системы в Российской Федерации;

3. разбираться в основах организации и функционирования отдельных звеньев государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;

4. анализировать современные проблемы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, охарактеризовать пути их решения;

5. оценивать основные направления современной финансовой политики в области совершенствования составления бюджетов органов государственной и муниципальной власти;

6. анализировать развитие государственных и муниципальных долговых отношений;

7. прогнозировать перспективы развития территориальных внебюджетных фондов;

8. объективно оценивать недостатки в организации плановой и контрольной работы в сфере государственных и муниципальных финансов;

9. находить пути решения проблем в области организации и функционирования муниципальных финансов;

10. выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять методические подходы к их решению, адекватные масштабу проблемы;

 11. определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов и успешно строить работу с соблюдением паритета интересов заинтересованных сторон;

 12. профессионально действовать в ходе подготовки и выполнения, поставленных задач в сложных меняющихся условиях рынка, в полном объеме реализовывать возможности управленческого потенциала;

 13. выявлять наиболее перспективные направления деятельности организации, применять оптимальные приёмы и методы управления, приемлемые в условиях Российской Федерации;

 владеть:

1. основными нормативно-правовыми актами в изучаемой области;

2. навыками самостоятельной работы с научными изданиями и нормативно-правовыми актами в сфере финансов;

3. методиками самостоятельного анализа тенденций развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;

4. приёмами оценки конкретных ситуаций в области управления бюджетными и долговыми отношениями;

5. современными подходами к совершенствованию механизмов функционирования внебюджетных фондов;

6. способами ведения исследовательской и аналитической работы,

абстрактно - логического мышления;

7. методиками факторного и сравнительного анализа, методами индукции и дедукции, историческим подходом к рассмотрению современных явлений;

8. способностью к последующему самостоятельному творчески - продуктивному наращиванию профессиональных знаний и навыков.

               Выпускник должен обладать следующими

    профессиональными компетенциями (ПК):

¾ способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

¾ способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

¾ способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

¾ способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

¾ способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

¾ способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

¾ способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

¾ способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

¾ способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 360.