Учебно-методический комплекс по курсу «Государственные и муниципальные финансы» включает в себя рабочую программу, курс лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, вопросы к зачету и экзамену, рекомендуемую литературу.
Рабочая программа по курсу «Государственные и муниципальные финансы» разработана в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация «бакалавр») профиль «Финансы и кредит» и по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация «бакалавр»).
Предметом изучения курса являются экономические, организационно-правовые и социальные аспекты функционирования государственных и муниципальных финансов применительно к современному периоду преобразований финансовой системы и проведения бюджетной реформы.
Государственные и муниципальные финансы – это важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. Они представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения функций и задач государства и местных органов власти. Через бюджетную систему происходит перераспределение валового внутреннего продукта страны между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными группами граждан.
В настоящее время предъявляются все более растущие требования к процессам формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов, их обоснованности, к эффективности и гласности бюджетных расходов, направленных на долгосрочный рост экономики.
Государственные и муниципальные финансы эффективно и комплексно воздействуют на реальный сектор экономики. Их развитие определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала на всех уровнях бюджетной системы.
Знания в области государственных и муниципальных финансов необходимы не только специалистам государственных и муниципальных служб, работникам бюджетных учреждений и организаций, но и всем работающим в сфере экономики и финансов.
Курс «Государственные и муниципальные финансы» связан с такими дисциплинами, как «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Основы теории государственных финансов и налогов», «Макроэкономика», «Бюджетная система».
Цели и задачи изучения дисциплины:
- формирование у обучающегося современного стиля мышления, ориентированного на предприимчивость, умение самостоятельно принимать решения на основе системы современных базовых знаний по теории государственных и муниципальных финансов, основам их организации и функционирования в Российской Федерации;
- формирование представления о сущности государственных и муниципальных финансов;
- изучение бюджетного устройства Российской Федерации, проводимой бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, содержания бюджетного федерализма и специфики межбюджетных отношений;
- получение представления о конкретных видах доходов и источниках их формирования, о видах расходов и направлениях их использования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;
- изучение характера, структуры и назначения государственных внебюджетных фондов;
- формирование представления о сущности государственного кредита и механизма управления им, государственного долга, его формах и путях минимизации;
- приобретение навыка аналитической работы на разных этапах бюджетного процесса с целью мониторинга и контроля над его ходом и результатами
исполнения бюджетов.
Программа предусматривает теоретическую подготовку, практические занятия и самостоятельную работу. Промежуточный контроль усвоения дисциплины осуществляется в форме проведения семинарских занятий и зачета, итоговый – в форме экзамена.
После изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» студент должен
знать:
1. экономическую природу и сущность финансов, их место в системе экономических отношений, отличительные признаки финансовых отношений;
2. теоретические и организационно-правовые основы функционирования
государственных и муниципальных финансов;
3. сущность и функции финансов, содержание государственных и муниципальных финансов;
4. структуру финансовой системы, место в ней бюджетной системы государства;
5. организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ;
6. принципы построения бюджетной системы РФ, специфику региональных бюджетов;
7. социально-экономические задачи управления бюджетами различных уровней;
8. бюджетную классификацию;
9. планирование доходов бюджетов с учётом источников их пополнения;
10. планирование расходов бюджетов с учётом их целевого предназначения;
11. обоснованность расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и реструктуризацию экономики;
12. значение сбалансированности бюджетов разных уровней;
13. специфику бюджетов органов государственной власти и муниципальных образований;
14. особенности и этапы бюджетного процесса: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль, роль участников бюджетного процесса;
15. модели межбюджетных отношений, сущность и содержание бюджетного федерализма;
16. виды и условия предоставления межбюджетных трансфертов;
17. сущность государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления им;
18. содержание и основные формы государственного долга;
19. структуру, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов;
20. источники, порядок формирования и использования государственных и
территориальных внебюджетных фондов;
уметь:
1. определять место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе страны;
2. выявлять тенденции развития основных звеньев финансовой системы в Российской Федерации;
3. разбираться в основах организации и функционирования отдельных звеньев государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;
4. анализировать современные проблемы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, охарактеризовать пути их решения;
5. оценивать основные направления современной финансовой политики в области совершенствования составления бюджетов органов государственной и муниципальной власти;
6. анализировать развитие государственных и муниципальных долговых отношений;
7. прогнозировать перспективы развития территориальных внебюджетных фондов;
8. объективно оценивать недостатки в организации плановой и контрольной работы в сфере государственных и муниципальных финансов;
9. находить пути решения проблем в области организации и функционирования муниципальных финансов;
10. выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять методические подходы к их решению, адекватные масштабу проблемы;
11. определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов и успешно строить работу с соблюдением паритета интересов заинтересованных сторон;
12. профессионально действовать в ходе подготовки и выполнения, поставленных задач в сложных меняющихся условиях рынка, в полном объеме реализовывать возможности управленческого потенциала;
13. выявлять наиболее перспективные направления деятельности организации, применять оптимальные приёмы и методы управления, приемлемые в условиях Российской Федерации;
владеть:
1. основными нормативно-правовыми актами в изучаемой области;
2. навыками самостоятельной работы с научными изданиями и нормативно-правовыми актами в сфере финансов;
3. методиками самостоятельного анализа тенденций развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации;
4. приёмами оценки конкретных ситуаций в области управления бюджетными и долговыми отношениями;
5. современными подходами к совершенствованию механизмов функционирования внебюджетных фондов;
6. способами ведения исследовательской и аналитической работы,
абстрактно - логического мышления;
7. методиками факторного и сравнительного анализа, методами индукции и дедукции, историческим подходом к рассмотрению современных явлений;
8. способностью к последующему самостоятельному творчески - продуктивному наращиванию профессиональных знаний и навыков.
Выпускник должен обладать следующими
профессиональными компетенциями (ПК):
¾ способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
¾ способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
¾ способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
¾ способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
¾ способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
¾ способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
¾ способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
¾ способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
¾ способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.