Направление 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Квалификация «бакалавр»

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Часы всего Ау-дито-рные заня-тия Лек-ции Прак -тичес-кие заня-тия/се-мина-ры   Самос-тояте-льная работа
 1. Финансы в системе экономических отношений. Сущность и функции финансов 11  2 1  1 9
 2. Содержание государственных и муниципальных финансов   13    4    2   2     9
 3. Финансовая система, её структура. Место в ней бюджетной системы государства, принципы ее построения. Специфика региональных бюджетов   13    4    2      2   9
 4. Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность бюджетов разных уровней 13  4  2    2 9
 5. Бюджеты органов государственной власти и муниципальных образований   13      4    2     2   9
 6. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль   13    4    2     2   9
 7. Межбюджетные отношения: сущность и содержание бюджетного федерализма 13  4  2   2 9
 8. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления   11    2      1     1   9
 9. Государственные и муниципальные заимствования и кредиты. Сущность государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления   12    4    2     2   8
10. Государственный долг, содержание и основные формы 10  2  1   1 8
11. Структура, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов 12  4  2   2 8
12. Источники, порядок формирования и использования государственных и территориальных внебюджетных фондов 10  2  1   1 8
  Итого 144   40 20   20 104

Содержание учебной дисциплины

                 Тема 1. Финансы в системе экономических отношений.

                                      Сущность и функции финансов

  Предпосылки возникновения финансов, их роль в воспроизводственном процессе. Сущность, функции финансов как экономической категории, их взаимосвязь и отличие от следующих категорий: деньги, кредит, налоги, цены, заработная плата.

Процесс образования и распределения первичных и конечных доходов участников общественного производства. Формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Исторический характер финансов.

Труды российских и зарубежных ученых в области финансов ХIХ – ХХ веков, эволюция финансовой науки.

Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике. Современные формы и методы государственного регулирования экономики. Понятие государственной и муниципальной собственности. Развитие государственного и муниципального секторов экономики. Основные направления государственной и муниципальной финансовой политики на современном этапе.

         Тема 2. Содержание государственных и муниципальных

                                                  финансов

Особенности и роль государственных и муниципальных финансов, их функции. Предпосылки и условия возникновения государственных финансов. Основные показатели характеристики финансового состояния народного хозяйства на макроуровне.

 Необходимость, содержание и сущность муниципальных финансов, их  роль в экономике. Финансово-экономические основы местного самоуправления: муниципальная собственность, местный бюджет и иные местные финансы, государственная собственность, переданная в управление органам местного самоуправления.

Понятие и классификация муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородские территории городов федерального значения (г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Основные задачи муниципальной деятельности.

Характеристика системы управления государственными и муниципальными финансами. Структура и функции органов управления финансами на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Управление государственными финансами в экономически развитых странах.

Роль и функции высших органов власти и управления: Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ. Задачи и функции аппарата управления финансовой системой на общегосударственном уровне: Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Росимущества.

  Характеристика методов управления финансами на макроуровне: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, анализ. Формы управления муниципальными финансами: сводное финансовое планирование, финансовый баланс муниципального образования. Принципы организации местного самоуправления.

           Тема 3. Финансовая система, её структура. Место в ней

         бюджетной системы государства, принципы ее построения.

                           Специфика региональных бюджетов

Понятие финансово-кредитной системы (ФКС) как совокупности централизованных, децентрализованных денежных фондов и кредитных ресурсов, ее подсистемы и звенья. Принципы формирования ФКС.

Характеристика финансовой подсистемы ФКС: государственный и муниципальный бюджет, внебюджетные фонды социального назначения, государственный и муниципальный кредит, государственное страхование, финансы государственных предприятий, финансы организаций (коммерческих, финансовых посредников, некоммерческих организаций), финансы домашних хозяйств. Институциональная структура финансовой подсистемы.

Характеристика кредитной подсистемы ФКС: банковская система (Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки, специализированные банки), небанковские кредитно-финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компании).

Экономическая сущность и функции бюджета как экономической категории. Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства. Понятие консолидированного бюджета. Бюджетный кодекс РФ как основа бюджетного законодательства.   

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы РФ. Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством: в унитарных, федеративных и конфедеративных государствах.

Назначение и характеристика состава бюджетной классификации РФ. Классификация доходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

            Тема 4. Доходы и расходы бюджетов. Сбалансированность

                                       бюджетов разных уровней

Формирование доходов бюджетов по источникам и способам их получения. Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Характеристика собственных доходов бюджетов. Доходы бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Распределение полномочий в области налогообложения по уровням бюджетной системы. 

Экономическое содержание расходов бюджетов, их формирование. Основные формы предоставления бюджетных средств. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг. Государственное (муниципальное) задание. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения. Расходные обязательства РФ, субъектов федерации, муниципальных образований.

Основные принципы и методы бюджетного финансирования. Государственный и муниципальный заказ. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Резервный фонд Президента РФ.

Понятие сбалансированности бюджета. Дефицит бюджета, способы и источники его финансирования на государственном и муниципальном уровне. Дефицит федерального бюджета, источники финансирования.  Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета. Предельные значения дефицита бюджетов. Назначение бюджетных кредитов.

                  Тема 5. Бюджеты органов государственной власти и

                                    муниципальных образований

Характеристика звеньев бюджетной системы России: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Федеральный бюджет как главное средство перераспределения национального дохода, основной финансовый план государства. Состав и структура доходов федерального бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета.

Особенности использования нефтегазовых доходов федерального бюджета. Назначение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Сущность и функции бюджетов субъектов РФ. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Особенности структуры доходов и расходов бюджетов субъектов РФ.

Специфика местных бюджетов. Территориальная организация местного самоуправления. Бюджетные полномочия местного самоуправления. Формирование доходов местных бюджетов. Расходы местных бюджетов.  

 

 

               Тема 6. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение,  

                                    утверждение, исполнение, контроль

Содержание и участники бюджетного процесса. Бюджетные полномочия представительных и исполнительных органов власти всех уровней бюджетной системы. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Права и обязанности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, их ответственность.

Стадии бюджетного процесса. Составление проектов бюджетов. Рассмотрение и утверждение бюджетов. Особенности рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Исполнение бюджетов. Порядок исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Модели организации казначейства в зарубежных странах. Структура органов Федерального казначейства, их функции и бюджетные полномочия. Взаимодействие территориальных органов казначейства с другими учреждениями в процессе исполнения федерального бюджета.

Сущность государственного и муниципального финансового контроля. Основные виды, формы и методы государственного финансового контроля. Состав и структура органов финансового контроля. Особенности финансового контроля, осуществляемого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Задачи, функции и роль Счетной палаты РФ.

                        Тема 7. Межбюджетные отношения: сущность и

                                    содержание бюджетного федерализма

  Характеристика и принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Сущность, политические и экономические принципы бюджетного федерализма. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ. Задачи и функции органов местного самоуправления. Реформа местного самоуправления и региональная экономическая политика.

  Порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы. Вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание. Формы межбюджетного регулирования (трансферты): дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты. Модели бюджетного федерализма.    

   Механизмы межбюджетного выравнивания: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций.

                       Тема 8. Межбюджетные трансферты, их виды и условия

                                                            предоставления

       Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ и основные условия их предоставления. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов). Субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ. Субсидии и субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района. Субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов. Порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.    

Методика формирования и распределения регионального фонда финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), регионального фонда софинансирования расходов, регионального фонда компенсаций.

         Тема 9. Государственные и муниципальные заимствования

                         и кредиты. Сущность государственного кредита,

                         особенности и тенденции развития и управления

Социально-экономическая сущность, функции и цели государственного и муниципального кредита как звена финансово-кредитной системы. Общие принципы государственного и муниципального кредитования. Виды и классификация государственных и муниципальных займов.

Понятие государственных и муниципальных внутренних и внешних заимствований. Величина предельного объема заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований.

Программа государственных внешних заимствований РФ, субъекта РФ. Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъекта РФ, муниципальных заимствований.   

Характеристика и роль государственных ценных бумаг как важнейшего финансового инструмента привлечения средств. Роль и значение государственных, региональных и муниципальных облигационных займов, их классификация.

Характеристика основных видов федеральных долговых обязательств: облигации федерального займа (ОФЗ), государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные сберегательные облигации (ГСО), государственные долгосрочные облигации (ГДО), облигации рыночного внутреннего валютного займа (ОРВВЗ), облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ).

Тема 10. Государственный долг, содержание и основные формы

Содержание и основные формы государственного долга РФ, государственного долга субъекта РФ, муниципального долга.

Структура государственного долга РФ, субъекта РФ, муниципального долга. Виды и срочность долговых обязательств РФ, субъекта РФ,  муниципальных долговых обязательств.  

    Обслуживание государственного (муниципального) долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельные объемы расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства.

  Структура государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Межгосударственный кредит. Внешние долговые требования РФ. Регулирование долга иностранных государств перед Российской Федерацией. Принципы и методы управления государственным и муниципальным долгом. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств. Долговая политика Российской Федерации на современном этапе.

           Тема 11. Структура, сущность и социальное назначение

       государственных и территориальных внебюджетных фондов

Сущность, функции и правовая основа государственных внебюджетных фондов. Особенности, классификация внебюджетных фондов государства. Роль и задачи государственных социальных внебюджетных фондов как звена бюджетной системы.

Характеристика системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации. Назначение, функции, доходы и расходы Пенсионного фонда РФ. Негосударственное пенсионное обеспечение. Реформирование пенсионной системы.

Назначение, задачи, источники формирования и расходы Фонда социального страхования РФ. Структура и функции региональных отделений фонда в субъектах Российской Федерации.

Сущность и организация финансирования медицинского страхования. Источники финансовых ресурсов государственной и муниципальной системы здравоохранения. Назначение, задачи, доходы и расходы Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Функции и задачи территориальных фондов ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций и учреждений.

         Тема 12. Источники, порядок формирования и использования

           государственных и территориальных внебюджетных фондов

Особенности формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ: бюджета Пенсионного фонда РФ, бюджета Фонда социального страхования РФ, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Источники формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Экономическая сущность и назначение страховых взносов как источника доходов социальных внебюджетных фондов. Плательщики страховых взносов, объект обложения. Тарифы страховых взносов. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов. Контроль за уплатой страховых взносов.

  Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Составление отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация контроля за исполнением.

 

 

                  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

                                               Курс лекций

      Тема 1. Сущность и функции финансов, финансовая система

  Финансы (фр. finance – доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Авторство этого термина оставляют за французским ученым Ж. Боденом (1530 – 1596 гг.), который в 1577г. издал работу «Шесть книг о республике». Из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских странах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства (его доходы, расходы, долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России. До начала ХХ в. его употребляли в сравнительно узком смысле – именно государственных финансов.

Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности: 1) это всегда денежные отношения; 2) это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления; 3) это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта.

Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товаров и услуг. Финансы же опосредствуют неэквивалентное денежное движение. В качестве примера могут служить денежные отношения, возникающие между гражданами и государством при уплате ими налога на доходы физических лиц. Здесь присутствуют все три признака финансов: уплата налога осуществляется в денежной форме; присутствую два субъекта, неравных в своих правах, т.к. уплата налога носит императивную форму согласно установленного закона; результат данных платежей – формирование доходной части общегосударственного фонда денежных средств – бюджета, куда идет часть заработанного дохода физического лица.

Основными предпосылками возникновения финансов являются, во-первых, разграничение ресурсов государства и его главы (монарха) и возникновение общегосударственного фонда денежных средств – бюджета; во-вторых, формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер, т.е. появилась система государственных доходов и расходов; в-третьих, налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

Из четырех стадий общественного воспроизводственного процесса финансы как экономическая категория возникают и функционируют в рамках третьей стадии – распределения совокупного общественного продукта. Эти стадии обязательны для воспроизводства, и хотя бы без одной из них процесс воспроизводства будет прерван:

первая стадия – непосредственно процесс производства, создание стоимости и потребительной стоимости продукта;

вторая стадия – обмен, смена форм стоимости (с товарной на денежную и наоборот) в результате купли-продажи;

 третья стадия – распределение и перераспределение стоимости продукта в ее денежной форме (финансовый аспект);

четвертая стадия – конечное потребление, реализация потребительной стоимости продукта.

Финансы оказывают регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, что отражается в финансовой политике государства и его финансовой системе.

Финансовые отношения проявляются в процессе распределения стоимости общественного продукта на составные части, образуя различные формы денежных доходов и накоплений участников общественного производства. Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные.

Стоимость совокупного общественного продукта (СОП) за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует валовой внутренний продукт (ВВП) страны, который и является источником первичных доходов и накоплений наемных работников в форме заработной платы, возмещающей индивидуальные затраты на воспроизводство рабочей силы, хозяйствующих субъектов в форме прибыли и накоплений в виде амортизационных отчислений, государства в форме налогов на продукты, импорт и других налогов на производство.

Затем начинается процесс распределения этих доходов через налоговый механизм и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. Процесс распределения и перераспределения СОП представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать конечные доходы - собственные финансовые ресурсы у наемных работников, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления.      

Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием различных фондов денежных средств – централизованных и децентрализованных.

Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне для решения задач всего общества. Это оборона страны, содержание центральных органов государственной власти и управления, поддержка отраслей народного хозяйства, охрана окружающей среды, выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов, поддержка фундаментальных исследований и содействие НТП и др. К централизованным (общественным) фондам относятся бюджеты всех уровней, а также бюджеты целевых государственных внебюджетных фондов.

К децентрализованным фондам денежных средств относятся фонды, формируемые на уровне хозяйствующих субъектов – предприятий, организаций, учреждений. Это уставный фонд, резервный фонд (капитал), инвестиционный фонд, валютный фонд и др. Децентрализованные фонды денежных средств включают также бюджеты семей (домашних хозяйств), формируемые за счет оплаты труда и других поступлений.

Таким образом, государственные финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных (общественных) и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения экономических, социальных и политических задач и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Основными источниками формирования государственных финансов являются:

- взимание налогов, сборов, иных обязательных платежей;

- продажа, иное использование государственного имущества;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг;

- платное оказание государственных услуг;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Финансы являются исторической категорией, так как они имеют стадии возникновения, развития, то есть изменяются во времени. Условно можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап – это неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (до двух третьих бюджета) расходовалась на военные цели и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Финансовая система состояла из одного звена – бюджетного. Второй (современный) этап характеризуется многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, государственный кредит и др. С появлением акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств, термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле слова, включая в это понятие финансы отраслей воспроизводственного процесса, операции кредитной системы, вторичного финансового рынка, международные финансы.  

Существует тесная взаимосвязь и отличие между такими важнейшими экономическими категориями, как финансы, деньги, налоги, кредит, цены. Все эти категории имеют денежный характер, денежную природу.

Разнятся данные категории своими функциями, назначением, то есть признаками, позволяющими их отличать друг от друга.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП (стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени), орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Выделяют следующие основные функции финансов как экономической категории. Первая функция – формирование денежных фондов (доходов) государства. В результате формируются бюджетные фонды, обеспечивающие цели функционирования государства. Вторая функция – использование денежных фондов (доходов) государства. Результатом является обеспечение расходов, принятых к бюджетному финансированию. Третья функция – контроль за устойчивостью формирования доходов государства и их эффективным использованием.      

   Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации программ экономического и социального развития общества. Финансовая политика – важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности – экономике, социальной сфере, пенсионной реформе и др.

Государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства, направленной на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Главная цель финансовой политики – это создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, выполнения текущих государственных обязательств, повышение народного благосостояния. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП).

В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти. В современной России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство страны должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений экономики.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, кредитно-денежная, социальная.

Под бюджетной политикой понимают определение государством источников формирования консолидированного бюджета, приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета и источников покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом, принципов бюджетного федерализма.

В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов. Она определяет выбор состава налогов, размеры их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Классические принципы налогообложения, используемые во всех налоговых системах – это справедливость (всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами), определенность (точное знание плательщиками суммы, способа времени платежа), удобность (налог взимается наиболее удобным для плательщика способом), экономичность взимания (сокращение издержек взимания налога).

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию положительного инвестиционного климата в стране для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.   

  Под кредитно-денежной политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и национальной денежной единицы, обеспечение бесперебойности расчетов в народном хозяйстве путем регулирования деятельности банковской системы, управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан Российской Федерации, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, демографическую политику, политику финансовой помощи малообеспеченным группам населения и др.

В условиях глобализации финансов в современном мире, финансовая политика любого государства учитывает не только внутреннее состояние экономики, но и ориентируется на требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Известны три типа финансовой политики государства: классическая, регулирующая и планово-директивная. В основе каждой из них лежит соответствующая экономическая теория.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикардо (1772 – 1823) и их последователей. Классическая теория отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков» - достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок – основной регулятор, способствующий экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство обеспечивает функционирование рынка правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, тем самым снижая дополнительные издержки для предпринимателей.

  Регулирующая теория – в основу которой положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 – 1946), предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов – бюджета, налогов, ставок процента и др. В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30 – 60-х годах ХХ в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Она предусматривала жесткую финансовую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части средств, планомерность, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе натуральных показателей. Недооценка стоимостных показателей способствовала дефицитности планово-директивной экономики.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В бывшем СССР она показала свою высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества и др.

Современная финансовая политика России, основанная на рыночных отношениях, должна была преодолеть ограничительные рамки планово-директивной политики и развивалась в 1992 – 1998 гг. по пути так называемой политики финансовой стабилизации в крайне неблагоприятных условиях. Недооценивание влияния на регулирование экономики таких показателей, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий, а также другие причины привели к возникновению кризиса 17 августа 1998 г. Последствия этого кризиса тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000 – 2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию условий для повышения конкурентоспособности и роста отечественного производства.

В последние годы наметились положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности и сократить ее общий объем, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

Механизмом, позволяющим государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система страны и ее важнейшая составная часть – бюджетная система. В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Например, в словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое». Известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

  С точки зрения экономического содержания финансовая система – это совокупность финансовых отношений, возникающих в различных сферах или звеньях, опосредствующих формирование, движение и использование доходов в процессе общественного воспроизводства. В институциональном аспекте финансовая система выступает как совокупность финансовых учреждений.

  В финансовой системе любого государства функционируют три взаимосвязанные подсистемы, различающиеся методами, способами формирования и использования финансовых ресурсов. Первая – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вторая – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов (коммерческих, некоммерческих организаций, финансовых посредников). Третья – это подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у населения, или домашних хозяйств.

Существующие различия в функциональном назначении указанных подсистем делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: а) государственные и муниципальные финансы (публичные финансы); б) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); в) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Финансовые системы в экономически развитых странах включают следующие звенья. Централизованные финансы – это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, внебюджетные специальные фонды; децентрализованные финансы – финансы государственных и муниципальных предприятий, финансы частных корпораций и финансы домохозяйств.

 
   Основой финансовой системы являются финансы самодеятельных экономических субъектов, или децентрализованные финансы. Именно в этой сфере формируется основная доля финансовых ресурсов государства, которая затем перераспределяется через бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Здесь ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, где создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, являющаяся основным источником роста собственного капитала предприятий и социального развития общества.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владения имуществом и т.п. Их финансы формируются главным образом за счет добровольных взносов, пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств.    

 Финансы населения (домохозяйств) представляют собой средства населения, совокупные доходы и расходы в разрезе семей, отдельных социальных групп и т.д.

Основные источники доходов домохозяйств включают: доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях предприятий, кредитно-финансовых операций; оплату труда наемных работников, премии и надбавки к зарплате, социальные и другие выплаты работодателей; государственные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи).

Финансы домохозяйств играют основную роль в формировании внутреннего платежеспособного спроса страны на различные виды материальных и нематериальных благ, что оказывает большое влияние на развитие экономики. Кроме того, доходы населения выступают ключевым источником сбережений в экономике, а, следовательно, важнейшим инвестиционным ресурсом, определяющим экономический подъем.  

 Государственные и муниципальные финансы, или централизованные финансы, представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

  Государственный бюджет является главным, центральным звеном в финансовой системе каждого государства. Он представляет собой финансовую категорию, которая не меняет своих внутренних свойств независимо от государственного устройства, уровня экономического развития государства и его типа. Государственный бюджет представляет собой финансовые (экономические) отношения по перераспределению национального дохода страны, в процессе которых формируются финансовые ресурсы государства, необходимые ему для выполнения своих функций, и используются в соответствии с проводимой социально-экономической и финансовой политикой, обеспечивая государственное финансирование решаемых страной задач.

Государственный бюджет – это главный финансовый план любой страны. С его помощью в разных странах перераспределяется от 40 до 75% их национального дохода. Государственный бюджет мобилизует финансовые средства в самый крупный централизованный денежный фонд и направляет на удовлетворение общегосударственных потребностей, активно влияет на общественное воспроизводство, обеспечивает финансирование социально-экономического развития страны.

В Российской Федерации бюджетная система включает в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, расходуемые по строго целевому назначению – социальному обеспечению населения. Они управляются федеральными и региональными органами государственной власти. В состав государственных внебюджетных социальных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и  территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Эта экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно, государственный и муниципальный кредит несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают формирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как способ финансирования дефицита бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, а также как средство покрытия временной недостаточности финансовых средств для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

   Муниципальные финансы – это самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Их необходимость связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачи их части на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню.

  Под муниципальной деятельностью понимается деятельность местного самоуправления. Местное самоуправление – демократический институт, орган негосударственного типа, отражающий интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах.

Местное самоуправление – это уровень власти, наиболее приближенный к населению и ответственный за удовлетворение его потребностей и обеспечение общественными благами.

Основные задачи муниципальной деятельности связаны с повышением качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования, через оказание муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. Муниципальные услуги – это весь комплекс услуг (жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, торговых, образовательных, социальных, культурных), осуществляемых в привязке к месту жительства, включая обеспечение общественного порядка и содержание территории.

Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с последними изменениями от 21.07.2007 г.), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ регламентируют статус местного самоуправления и закрепляют экономические основы его деятельности. Местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет собственные финансовые основы. Самостоятельность местного самоуправления предполагает специфику механизмов управления территориями и взаимоотношениями с органами власти других уровней (преимущественно рекомендательный характер решений государственных органов в отношении институтов местного самоуправления).

Рост объема и качества муниципальных услуг определяется экономическими факторами. Муниципальная экономика представляет собой совокупность хозяйственных связей и отношений по использованию экономических ресурсов территории, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения на местном уровне. Муниципальные финансы выступают ключевой составляющей муниципальной экономики, источником ее расширенного воспроизводства. Муниципальная финансовая политика должна способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций. Прослеживается тенденция к усилению социальных функций местных финансов.   

Муниципальные финансы определяют как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования (предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных институтов, населения).

  Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции. Выделяют следующие основные функции муниципальных финансов. Первая функция – формирование денежных фондов (доходов) муниципальных образований. Вторая функция – использование денежных фондов (доходов) муниципальных образований. Третья функция – контроль, присущий процессу как формирования, так и использования денежных фондов.

Основными источниками формирования муниципальных финансов являются:

- взимание местных налогов, а также зачисление налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (по нормативам отчислений);

- продажа, иное использование муниципального имущества;

- деятельность муниципальных унитарных предприятий;

- платное оказание услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями.

       

Тема 2. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации

  Понятие «бюджет», чрезвычайно емкое и неоднозначное, до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так, в Экономическом словаре, изданном Институтом новой экономики в 2007 г., бюджет (фр. budget) определяется как «роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке . . .»; «смета расходов по проекту». В соответствии с редакцией ст. 6 БК РФ бюджет –  это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд – основной государственный централизованный денежный фонд, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей и распределяемый между отраслями и сферами хозяйства, территориями и отдельными группами населения.

По форме бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на очередной финансовый год, утверждаемая в законодательном порядке, то есть имеющий силу закона финансовый план страны.

    По способу существования бюджет – жесткорегламентированная форма образования и использования централизуемых государством финансовых ресурсов для обеспечения расходных обязательств бюджетов всех уровней – федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов.

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 – 1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

  Бюджет как экономическая категория выполняет следующие функции, раскрывающие современное содержание сложной экономико-правовой категории: 1) макроэкономического регулирования (перераспределительная); 2) институционализации общественных предпочтений; 3) информационную; 4) контрольную.

Макроэкономическая, или перераспределительная функция определяется общественным назначением бюджета как встроенного регулятора экономики, воздействие которого на последнюю осуществляется на безэквивалентном межотраслевом, межтерриториальном уровне в соответствии с политикой перераспределения финансовых потоков. Проводя определенную политику доходов и расходов, правительства добиваются устойчивого развития всех секторов экономики, социальной сферы, сглаживая неравенство в распределении доходов населения, отдельных территорий.

Функция институционализации общественных предпочтений является следствием демократизации общества, когда принятию закона о бюджете обязательно предшествуют общие парламентские слушания, в которых принимают участие депутаты, представляющие различные интересы и взгляды избирателей, их общественные предпочтения. Тем самым достигается определенный компромисс предпочтений при законодательном утверждении бюджета.

Информационная функция бюджета имеет важное значение для всех экономических агентов, т.к. утверждение параметров бюджета определяет экономическое поведение как корпоративного сектора экономики, бюджетополучателей всех уровней, так и населения, получающего различные бюджетные трансферты.

Контрольная функция бюджета позволяет отслеживать движение денежных и финансовых потоков, поступление доходов в бюджеты всех уровней, создает общественные условия для проведения государственного контроля за своевременным и эффективным выполнением всех расходных обязательств.

  Согласно Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991г. № 1734-1 организация бюджетной системы и принципы ее построения характеризуют бюджетное устройство в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений; определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней. Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Второй уровень – региональные бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (21 бюджет республик в составе РФ, 9 краевых, 46 областных бюджетов, 4 бюджета автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Всего 83 бюджета. Третий уровень – местные бюджеты (муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений). Их число составляет около 28 тысяч.

  Свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами представляет собой консолидированный бюджет. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

     Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке и используются для аналитических целей в качестве информационной базы при разработке бюджетной политики соответствующей территории.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов законодательных органов местного самоуправления.   

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах: 

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

     - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

     - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

     - право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

     - право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;

     - недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.   

  Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

     - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

     - средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

     - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

      - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

        - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

     - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете), начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

     - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

      - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов госчударственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

  Принцип единства бюджетной системы РФ обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация большинства зарубежных стран построена на основе международных стандартов статистики государственных финансов (СГФ), разработанных Международным валютным фондом. В середине 90-х годов Россия также перешла на международную систему СГФ, так как бюджетная классификация бывшего СССР не соответствовала требованиям рыночной экономики.

Международная СГФ сформирована на основе системы национальных счетов (СНС), используемой в международной практике для макроэкономических расчетов и анализа. Согласно СНС, экономика страны делится на пять секторов, к которым добавляется сектор остальных стран мира:

- сектор нефинансовых корпораций;

- сектор финансовых корпораций;

- сектор государственного управления;

- сектор домашних хозяйств;

- сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Бюджетная классификация – это необходимый инструмент управления бюджетным процессом в любом государстве. Бюджетная классификация современной России неоднократно реформировалась. Так, с 2005 г. новацией бюджетной классификации стало использование в ней классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов введен единый 20 – значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. До 2008 г. действовали два законодательных акта: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная гл. 4. С 2008 г. действует приказ Министерства финансов РФ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».  

Бюджетная классификация Российской Федерации  – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Присвоение кодов составным частям бюджетной классификации в соответствии с БК РФ, осуществляется Министерством финансов РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

1. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов на базе специального общего кода. Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из кода главного администратора доходов бюджета, кода вида доходов, кода подвида доходов и кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами подгруппами доходов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

  - бюджеты муниципальных районов;

- бюджеты городских округов;

- бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений;

- бюджет Пенсионного фонда РФ;

- бюджет Фонда социального страхования РФ;

- бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

2. Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов на базе специального кода расходов, отражающую направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Код классификации расходов бюджетов состоит из трех элементов: кода главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

- общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, судебная система, обслуживание государственного и муниципального долга и др.);

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение, физическая культура и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств на базе специального кода, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

- источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, кредиты кредитных и международных финансовых организаций в валюте РФ, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ и др.);

- источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов (государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц в иностранной валюте, кредиты кредитных организаций в иностранной валюте и др.).

   4. Классификация операций публично-правовых образований – сектора государственного управления представляет собой группировку операций публично-правовых образований по группам, статьям и подстатьям, объединенных в специальном коде. Код состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. К сектору государственного управления относятся: органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения. Сектор государственного управления – это бюджетный сектор.   

Дата: 2018-11-18, просмотров: 506.